Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура
Ислам возник на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь, в VII в. н.э. Экономическим и религиозным центром Хиджаза была Мекка, где давно осело сильное племя курайш. Во времена джахипийи (от араб. «джахл» – «невежество», «неведение Бога»; так называют доисламскую эпоху) в городе устраивались большие торговые ярмарки. В Мекке находилось главное языческое святилище Хиджаза – Кааба, что в переводе с арабского означает «куб». В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя.
За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни.
С незапамятных времён в Каабе хранился знаменитый чёрный камень (по мнению некоторых учёных, метеоритного происхождения), олицетворявший небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Население языческой Мекки поклонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.
Основателем ислама является пророк Мухаммад (Мухаммед), родившийся около 570 г. в аравийском городе Мекка. Мухаммад происходил из древнего купеческого рода Бану-Хашим племени Курейши, вначале был погонщиком верблюдов, затем - купцом-караванщиком, около 610 г. ощутил пророческий дар, после чего выступил с проповедью веры в Единого Бога, Аллаха - совершенного и всемогущего, который передает свою волю через избранных им пророков. Себя Мухаммад называл при этом «печатью пророков» - последним из пророков, замыкающим их ряд, через которого Аллах передал людям свою последнюю волю. На племенной территории Курейши располагался храм Кааба - главное святилище аравийских племен, в котором хранились племенные идолы. Фактическое владение Каабой давало курейшитам значительные выгоды, а потому племенная верхушка восприняла проповедь Мухаммада, отрицающую поклонение идолам (племенной политеизм), остро негативно. Последовавшая вслед за этим религиозно-политическая борьба привела к бегству Мухаммада и его последователей (мухаджиров) в соседний, соперничавший с Меккой, г. Ясриб в 622 г. С тех пор этот город стал называться Медина («Город Пророка»), а 622 г. стал началом мусульманского летоисчисления - «годом Хиджры» (переселения). Проповеди Мухаммада собрали вокруг него небольшую, но преданную группу верующих.
Превратившись в духовного и светского руководителя г. Ясриба, Мухаммед повел трудную борьбу с отвергнувшей его Меккой, и в 630 г. одержал решительную победу. Храм Кааба был очищен от языческих идолов. В 632 г. Мухаммад совершил паломничество к Каабе («Великий Хадж)», а спустя три месяца ушел из жизни. Созданная Мухаммедом во время мединского изгнания община мусульман («покорных Богу») стала основой сформировавшейся впоследствии всемирной исламской общины - уммы, и одновремен-
но - государственным образованием, выросшим в VII-VIII веках в мировую империю - Арабский халифат.
Вскоре власть Мухаммеда была признана также многими другими арабскими княжествами и племенами, и значительная часть Аравии вошла в созданное им политическое объединение. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Исламская традиция рассматривает Мухаммеда как совершеннейшего человека. Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательнейшего изучения, образец для толкования, почитания и подражания. Ведь Мухаммед непогрешим, т.е. еще в младенчестве, как учит предание, ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны.
После смерти Мухаммада во главе общины встали халифы (преемники), избираемые всеми ее членами из числа близких родственников пророка. Первые четыре халифа, получившие власть, таким образом, и соединившие в своем лице функции духовного главы правоверных и светского государя, почитаются в мусульманском мире как «праведные халифы»: Абу Бакр, правил в 632—634 гг.; Омар (Умар ибн аль-Хатаб), правил в 634—644 гг.; Осман (Усман ибн Аффаи), правил в 644—656 гг.; Али (Али ибн Аби Талиба), правил в 656—661 гг. При них ислам вышел за пределы Аравии в результате завоевания арабами Ирана, Сирии, Палестины, Египта. Время их правления получило название «аср саадаг» («Счастливая эпоха»).
Во второй половине VII века происходит формирование двух основных течений в исламе - суннизма и шиизма. Это связано с первой гражданской войной в халифате, последовавшей вслед за убийством халифа Османа в 656 г. Последователи нового халифа Али - шииты («шиа Али» - община Али) выступили за наследственную передачу власти в халифате прямым потомкам пророка (халиф Али был зятем Мухаммада). В противоположность им сунниты (от слова «Сунна» - сборники хадисов - рассказов из жизни Мухаммада) выступали за избрание халифа всей общиной вне зависимости от родства с пророком. Борьба закончилась гибелью халифа Али в 661 г. и его сына Хусейна (от дочери Мухаммада Фатимы) в 680 г. и утверждением в халифате сторонника суннитов халифа Муавии, положившего начало династии Омейядов (661—750 гг.).
К настоящему времени сунниты составляют около 90% всех мусульман. В дальнейшем, после распада Арабского халифата, роль халифа как духовного главы правоверных становилась все более номинальной, хотя вплоть до взятия Багдада монголами в 1258 г. багдадский халиф (в 750 г. власть в халифате перешла к багдадской династии Аббасидов) был для мусульман Азии тем же, чем Римский папа для католической Европы. После этого титул халифа перешел с 1261 г. к египетским, а с 1517 г. - к османским султанам. Последний халиф - османский (турецкий) султан Мехмед VI, низложенный в 1922 г. Мустафой Кемалем Ататюрком, в 1924 г. был лишен своей духовной власти над мусульманами.
В отличие от суннитов шииты отвергают духовный авторитет суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов - потомков халифа Али. После таинственного исчезновения двенадцатого имама в 874 г. в шиизме сформировалось учение о «скрытом имаме», который должен явиться в положенное для этого время.
Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всём мире. Пророк Мухаммад остаётся самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране — священной книге мусульман — неоднократно подчёркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммад — совершенный человек, и жизнь его — наилучший пример для подражания. Среди мусульман широко распространились молитвы, включающие просьбы к Мухаммаду о заступничестве, исцелении и содействии в конкретных делах. Общепризнанным стало представление о чудодейственной силе могилы Пророка и талисманов с его именем. В народном творчестве Пророк Мухаммад обрёл черты сказочного героя.
За сравнительно короткий срок стремительно расширились горизонты арабов, еще недавно ограниченные пустынными пейзажами Аравии. Мусульманам открылись древние развитые культуры — византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья и Центральной Азии, Индостана и других районов, включенных в Халифат. При Омейядах и свергнувшей их династии Аббадсидов (749-1258 гг.) сплав богатейшего и разнохарактерного опыта разных народов, вошедших в исламское государство, отлился в общие формы, которые мы называем мусульманской культурой.
В начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую палемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация - Всемирный исламский конгресс. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции «исламского государства», «исламского правления», исламской экономики», «исламского социализма» и т.д.
Концепции «исламского государства» подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть, осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия, по их реализации и пропаганде, носящие название «исламизации», осуществляются как «сверху» - путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане - исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение «исламского правления»), так и «снизу» - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют «Братья-мусульмане». Под «исламизацией» подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово «исламский» включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например, Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например, «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
В Европе мусульмане образуют подавляющее большинство населения в европейской части Турции и самые крупные конфессиональные группы в Албании (две пятых всего населения) и в Боснии и Герцеговине (также две пятых населения). Немало мусульман в Македонии (около трети жителей – албанцы, цыгане, турки и др.) и Болгарии (около одной седьмой населения – турки, часть цыган и небольшая группа болгар). Имеются мусульмане также во Франции (свыше 4 млн.), Германии (2млн.), Великобритании (около 1,5млн.), Италии (более 1млн.) и некоторых других европейских странах (в подавляющем большинстве это иммигранты из мусульманских стран Африки и Азии).
Исторически в нынешних российских границах сложились два очага исламской цивилизации, имеющие специфические особенности, определившие современную религиозную жизнь населяющих их народов. Это Волжско-Уральский регион (с которым генетически связаны мусульманские общины всей европейской России и Сибири) и Северный Кавказ.
К мусульманским народам Волжско-Уральского региона и Сибири относятся: башкиры, татары.
К мусульманским народам Северного Кавказа относятся: абазины аварцы, адыгейцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, лезгины, черкесы, чеченцы и др.
В России сторонники ислама преобладают среди северокавказских народов (кроме осетин), а также среди татар (включая западносибирских) и башкир. Во всех среднеазиатских странах мусульмане составляют самую крупную конфессиональную группу, в Таджикистане это более четырех пятых населения, в Туркменистане – свыше трех четвертей, в Узбекистане – более двух третей, в Киргизии – три пятых и в Казахстане – две пятых. В Закавказье ислам преобладает в Азербайджане (мусульмане составляют там четыре пятых населения).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж.Нимейри), аравийских монархиях.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции, созданная в 1969 году и объединяющая
44 афро-азиатских государства, а также Организация освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).
Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух»). Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки коранических текстов, но в целом Коран передавался устно, по памяти. Знающий Коран наизусть носит почетное прозвище хафиз. Значение Корана в исламе значительно выше аналогичных священных книг других религий: по мнению мусульман - это речь самого Бога, вложенная им в уста пророка Мухаммада.