Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

В начале XX в. в России в кругах творческой интеллигенции резко возрос интерес к дохристианским славянским верованиям как явлению, способному сыграть позитивную роль в современном духовном развитии. На протяжении XIX в. складывались культурные предпосылки такого рода религиозных исканий. Отечественными этнографами и фольклористами был собран и опубликован огромный материал по истории духовной культуры славян, выявивший идейное богатство, этические и эстетические достоинства традиционной народной религиозности. Появились литературные и живописные произведения, поэтизировавшие русскую старину в ее дохристианской или «двоеверной» форме. Романтизм придал национальной старине статус идеального состояния и чистоты народного духа. На основе этих культурных предпосылок значительная часть творческой интеллигенции обратилась к «первозданной» и «подлинной» культуре, не тронутой влиянием христианства. Дохристианские верования представлялись эликсиром молодости, способным вернуть «дряхлеющей» Европе «свежесть» и «ясность» мирочувствования. Дань этому увлечению, смешанному с мистикой, теософией и другими модными в ту пору веяниями, отдали В.Розанов, Д.Мережковский, М.Пришвин и многие другие писатели и художники «серебряного века».

 

В 80-е гг. XX в. вновь наметилась тенденция к возрождению славянского язычества. Обусловлена она, прежде всего ростом русского и славянского этнического самосознания и усилением интереса к историческому прошлому.

 

Языческое состояние восточнославянского общества было преодолено в рамках единого раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Киевская Русь возникла в 882 г. с захватом северной княжеской династией варяжского происхождения киевского стола. С этого времени процесс складывания единого государства восточных славян стал необратимым и был закреплен принятием в конце X в. (988г.) в качестве государственной религии христианства в его восточной, православной форме.

 

Принятие восточными славянами христианства имело громадное историческое значение. На протяжении десятков тысяч лет высшей формой человеческих связей, несущим каркасом общества оставались кровнородственные, родовые связи. Родовая принадлежность была высшей ценностью первобытного человека. Она освящалась языческими религиозными системами, в которых каждый род имел свое божество-покровителя, противостоящего всем остальным родовым божествам. Родоплеменной строй противоречиво сочетал в себе родовую солидарность в рамках племен и родовую вражду, сопровождаемую кровной местью. В таком обществе зачаточные формы этнического единства не могли оформиться в единые народы-этносы. Этническая солидарность постоянно подрывалась родоплеменной враждой, освящаемой всей системой языческих верований.

 

Единая княжеская власть являлась лишь внешней скрепой, опирающейся на насилие, и не могла консолидировать родоплеменные группы в единую народность. Такой консолидирующей силой стало православное христианство, провозглашенное князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 г.

 

Православие было выбрано не случайно. Правящая верхушка Киевской Руси была издавна связана с Византией, являвшейся главным торговым партнером славян. Великие просветители славян братья Кирилл и Мефодий унифицировали славянское письмо и перевели священные христианские тексты на славянский язык, близкий к живому языку восточных славян. Христианство пришло в Киевскую Русь на родном языке новообращенных, и это во многом объясняет сравнительную легкость ее христианизации.

 

Единая вера в единого Бога стала высшей духовной ценностью, возвысилась над родовым сознанием и постепенно сплотила родоплеменные группы восточных славян в единый древнерусский христианский народ. Территория будущей Беларуси в составе древнерусского государства слагалась из следующих земель-княжеств: северная Беларусь (нынешняя Витебщина и северные части Гродненской и Минской областей) - Полоцкой земли; восточная Беларусь (нынешняя восточная Могилевщина) - Смоленской земли; южная Беларусь (нынешняя западная Гомельщина, восточная часть Брестской и южная часть Минской областей) - Туровской земли; восточная Гомельщина - Черниговской земли; западная часть Брестской и южная часть Гродненской областей - Волынской земли. Все эти земли были органическими составными частями Киевской Руси. Их местные особенности были второстепенны и незначительны по сравнению со связывающей их древнерусской общностью.

 

В предыстории Беларуси Полоцкая земля занимает особое место. Именно на ее западной окраине зародилось на рубеже XIV – XV вв. ядро консолидации новой восточнославянской народности - будущих белорусов. Этническое обособление белорусов от остальных потомков древнерусской народности началось действительно на Полоцкой земле. Древняя полотчина - органичная составная часть древнерусской этнической общности. Рожденная ею Беларусь - историческое новообразование, ранее не бывшая этническая индивидуальность.

 

История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве проходило мирно и ненасильственно. Именно дата — 992 год — стала началом бытия Полоцкой епархии и Православной церкви в Беларуси.

 

Как принятие Киевом новой веры из Византии не приковало его политически к этой империи, так и приход христианства из Киева в Полоцк никогда не содействовал подчинению Полоцкого княжества Киевскому князю. Наоборот, именно с принятием христианства начался важнейший этап государственного становления Белой Руси.

 

Основание Полоцкой епархии одновременно с государственным строительством утверждало в этом княжестве его самостоятельность и постепенно вводило его под именем Белой Руси в семью европейских народов. В 1005 году епископская кафедра была учреждена в городе Турове.

 

В ряду замечательных людей Полоцкой земли нельзя не назвать св. Ефросинью Полоцкую, дочь князя Георгия Всеславича, в миру носившую имя Предслава и ставшую впоследствии игуменьей Спасского монастыря в Полоцке (род. около 1120 г. - ум. 23 мая 1173 г.). Ефросинья приобрела широкую известность своей просветительской деятельностью. Она собственноручно переписывала книги. С ее именем связаны первые школы в Полоцкой земле. Ефросинья Полоцкая остается одной из самых высокочтимых святых Русской православной церкви. Выдающимся писателем, проповедником этого времени был Кирилл Туровский.

Распространение и историческая судьба христианства на белорусских землях

 

Приняв православие, Древняя Беларусь, так же как Русь Восточная и Южная, вошла в ойкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений.

 

Вспомним, что христианство никогда не было единым, как не была внутренне единой сама Римская империя, в лоне которой оно возникло, сформировалось и возвысилось до положения государственной религии.

 

Римская мировая держава изначально делилась на латинский Запад и греческий Восток. Затем она раскололась на Западную империю и Восточную — Византию. В государственно-правовом и военном отношении доминировал Запад, в культурном - Восток. Соответственно западная христианская церковь впитала в себя духовное своеобразие Запада, его холодный рассудочный рационализм, агрессивную авторитарность, индивидуализм, натурализм в искусстве, которое всегда выступало в религиозной форме. Эти особенности породили затем притязания западной церкви на светскую власть, схоластику, торговлю индульгенциями, догмат о папской непогрешимости и т.д.

 

Восточная церковь впитала в себя утонченную духовность эллинизма, его спиритуализм, доминанту эмоционального начала, интуитивизм и соборность, символизм в искусстве. Она не знала схоластики, и православные богословы никогда не занимались исчислениями количества чертей, которые могут поместиться на кончике иглы, не пытались утверждать веру рациональными доказательствами. Восточная церковь не распространяла духовный свет огнем и мечем, не знала монашеских рыцарских орденов, крестовых походов и инквизиции. Если инквизиционные проявления случались, то они всегда почитались ревнителями православия за уклонение в латинство. При единстве основных догматов западное и восточное восприятие Бога и Мира было существенно различным. Поэтому разделение церквей, которое произошло в 1054 г. было неизбежным. В Европе сформировались две родственные и глубоко различные христианские цивилизации. Западные варвары, кельты и германцы вошли в католический мир, впоследствии расколовшийся на католиков и протестантов, но сохранивший общий духовный архетип. Славяне и народы Закавказья вошли в лоно восточной православной церкви, к сожалению, также впоследствии расколовшейся на ряд течений, сохранивших общую духовную основу.

 

Христианизация славян прошла органично, без серьезных эксцессов, вследствие удивительной близости к православию их исторически сформировавшегося духовного облика. Славяне никогда не были завоевателями. Их обряды и верования, сформировавшиеся на величественном фоне девственной природы, отличались поэтичностью, высокой эмоциональностью. Все это хорошо корригировалось не с западным, а именно с восточным типом христианской духовности. Православная проповедь нашла в этой среде живой отклик. Тем более, что эта проповедь велась на родном языке славян и часто проповедниками славянского же происхождения, т.к. славяне составляли значительную часть населения Византии.

Западнорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (2-я половина XIII в. - 1569 г.)

 

История Беларуси начинается с вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Это вхождение последовало за татаро-монгольским погромом Древней Руси. Татаро-монгольское нашествие и ливонская агрессия принесли на Русь не только разорение и неисчислимые бедствия, но и вызвали глубокие геополитические изменения. Будущая Беларусь, разными путями оказалась под властью языческих литовских князей в Великом княжестве Литовском Возникновение Литовского княжества датируется рубежом XII-XIII вв. Сегодня мы не располагаем достаточными источниками, чтобы проследить этот процесс, но достоверно известно, что первым великим литовским князем был Миндовг.

 

Первые полтора века, до конца XIV ст., положение Западной Руси было сравнительно благоприятным. Русские земли пользовались широкой автономией, находясь фактически лишь в вассальной зависимости от великого князя, славянская знать доминировала культурно и принимала участие в общегосударственном управлении. Отношения с литовцами-язычниками были в основном мирными, хотя отдельные эксцессы случались. Сама Русь еще помнила языческие времена. В народе бытовало своеобразное «двоеверие», а литовское язычество было очень похоже на славянское, имея общие с ним истоки.

 

Православие постепенно и ненасильственно распространялось в Литве. Даже члены великокняжеской семьи, получая уделы в русских землях, обыкновенно крестились. Были распространены смешанные браки. Правда, сам великий князь, опиравшийся в военно-политическом отношении на языческую литовскую знать, неизменно оставался язычником. В целом, до конца XIV в. Великое княжество Литовское можно характеризовать как литовско-славянскую неполноправную федерацию.

 

К концу XIV в. положение изменилось. Стало очевидным, что в христианской Европе языческое государство далее существовать не может, тем более, что большая славянская часть подвластных ему земель была христианской, православной. Литва оказалась перед цивилизационным выбором: на Востоке, постепенно высвобождаясь от татарской зависимости, быстро поднималась православная Московская Русь, втягивая в свою орбиту восточнославянские земли Литвы, на Западе выходила из феодальной раздробленности и быстро набирала силы католическая Польша, более многолюдная и богатая, чем редконаселенная, истощаемая противоборством с татарами Россия.

 

В середине XIV в. Польша уже поглотила Юго-Западную, Галицко-Волынскую Русь и продолжала лелеять новые экспансионистские планы на востоке. Доминировавшая в Литве языческая знать во главе с великим князем Ягайлой была поставлена перед выбором: православие или католицизм, Москва или Краков? Осенью 1380 г. выбор был сделан, Ягайло с литовской дружиной пошел на Куликово поле на помощь хану Мамаю, а через пять лет в замке Крево близ современной Сморгони был заключен договор об унии Литвы с Польшей. Польская ориентация литовской знати привела Литву к Кревской унии 1385 г., принятой всего через пять лет после Куликовской битвы. Срок для неспешного средневековья необыкновенно быстрый. Уния укреплялась династическим браком Ягайло на наследнице польского престола княжне Ядвиге. Сам Ягайло (в крещении Владислав) и вся языческая Литва принимали христианство в его западной, католической форме. Католицизм становится государственной религией ВКЛ, а православие лишается покровительства государства. По новым условиям Великое княжество сохраняло самостоятельную администрацию и широкую автономию в рамках государственного союза двух стран.

 

После заключения унии одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории, стало католическим государством. Литовские язычники были обращены в католицизм, и только феодалы-католики получили все права. Только они отныне могли занимать все основные государственные посты, только им гарантировалась неприкосновенность земельных владений. На белорусские земли пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали агрессивно вытеснять русскую и литовскую культуру, право и язык. Начались никогда уже не прекращавшиеся гонения на православие, объявленное неистинной, хамской, мужицкой верой. Измена вере отцов, переход в католицизм стал означать разрыв с этносом, поскольку тут на цивилизационной грани религиозная и этническая принадлежность отождествлялись особенно остро.

 

О Кревской унии сегодня написано много. Это событие имело огромное влияние на исторические судьбы Беларуси и самой Литвы. Хотя западнорусский язык, как символ автономии официально оставался в Литве государственным вплоть до конца XVII в., начался процесс неуклонного вытеснения элементов белорусской государственности из политической жизни Великого княжества. Для того, чтобы избежать унизительной дискриминации, даже крупным русским феодалам отныне оставалось только два пути - или эмиграция в Россию, или ренегатство, разрыв с верой предков, что в условиях средневековья означало неизбежный разрыв с родным языком и культурой, разрыв с родным народом. Большинство феодалов, в конце концов, вступило на второй путь.

Информация о работе Введение в религиоведение