Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура
К концу 1936 г. в Беларуси осталось 74 действующих храма. А к началу 40-х годов в восточной части Беларуси насильственно были закрыты все церкви. Остались действующими только два храма, в которых изредка проходили богослужения. Остальные храмы были либо взорваны, либо закрыты и переоборудованы под культурно-просветительские заведения, склады, зернохранилища и т.п.
Репрессии не обошли стороной и римско-католическую церковь. К середине 1937 года в Восточной Беларуси действовали только 11 костелов, в том числе 5 с ксендзами, а 6 - без ксендзов. По обвинению в шпионско-подрывной деятельности в пользу Польши были арестованы более 1000 представителей католического духовенства, многие из которых были расстреляны. Приведенные данные показывают, что к концу 30-х годов деятельность римско-католической конфессии на востоке Беларуси фактически была также прекращена. Религиозная жизнь католиков в этих местах продолжалась в условиях глубокого подполья.
К началу Октябрьской революции Беларусь была покрыта густой сетью храмов иудейской конфессии. Здесь действовали 704 синагоги, в которых работал 271 раввин. Советская власть, которая старательно уничтожала вся систему религиозного образования, особенные усилия прилагала к разрушению синагог, превращения их в клубы, театры, склады.
После войны ситуация вновь стала ухудшаться, особенно для римско-католической церкви, многие представители которой были высланы или осуждены.
Относительная либерализация в отношении православной церкви со стороны государства в первые послевоенные годы не означала приостановления идеологического наступления. Во всех средствах массовой информации широко велась атеистическая пропаганда.
На местах продолжались нарушения прав человека на свободу вероисповедания, преследования лиц, которые хотя бы в некоторой степени имели отношение к религии. Более того, обвинения в исполнении тех или иных религиозных обрядов являлось основанием для оказания недоверия, а то и увольнения с работы. Особенно, и по преимуществу, это касалось интеллигенции.
В результате многолетних жестоких гонений на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности утратили функцию стержня духовной культуры и были вынесены на периферию сознания и образа жизни. Их место заняла коммунистическая идеология, которая подмяла под себя мировоззрение, сделав последнее исключительно материалистическим и атеистическим. Соответствующей была и система образования и воспитания.
Становление и развитие суверенной Республики Беларусь (с 1991 г.). Религиозная ситуация в современной Беларуси
С распадом СССР (1991г.) рухнули привычные, устоявшиеся формы организации жизни и соответствующие фундаментальные идеологические и мировоззренческие ценности, которые казались незыблемыми. А новые продуктивные формы организации жизни и адекватные им ценности еще не сформировались. В этом и состоит суть современного духовно-нравственного кризиса.
В начале 90-х годов с падением коммунистической системы были приняты достаточно демократичные законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Начался трудный, сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения.
Религия и церковь стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мыслей многих людей. Роль церкви в обществе, ее авторитет существенно возросли. В настоящее время процесс религиозного возрождения затронул все религии (христианство, ислам, иудаизм).
Сегодня религиозная ситуация в республике динамично развивается и выглядит следующим образом. На 1 января 2003 г. в республике действуют 2825 религиозных общин, в том числе: в Брестской области - 662, Витебской - 448, Гомельской - 320, Гродненской -460, Могилевской - 201, Минской - 612 и в г. Минске -122.
Изменений в конфессиональной структуре не произошло, и, как в предыдущие годы, общины представляют 26 религиозных направлений.
В республике в соответствии со своими уставами действуют 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения) С их учетом численность религиозных организаций достигла 2965.
Ведущую роль в религиозной жизни страны играла и продолжает играть Белорусская православная церковь, ею зарегистрировано 1265 приходов. В 2002 году верующие создали 41 новый приход (в 2001 г. было зарегистрировано 52 общины). Действуют 1003 православных храма (построено в 2002 году 20 церквей), 157 находится в стадии строительства. В приходах работают 1154 священнослужителя.
В епархиях действует 16 религиозных братств и 8 сестричеств, которые занимаются различными направлениями социального служения и содействия церкви.
Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси. В октябре этого года были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 — восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 — учреждена Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 — Туровская и Витебская епархии. К началу 1991 года в республике насчитывалось 609 приходов. Канонически все десять епархий на территории Беларуси входят в состав учрежденного в 1990 году Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, имеющего административную самостоятельность и управляющегося Синодом во главе с митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, которым является Высокопреосвященнейший Филарет, принявший Минскую кафедру в 1978 году. Второе официальное наименование Белорусского Экзархата — Белорусская Православная Церковь.
В 1989 году (после закрытия в 1963 г.) возобновила свою деятельность Минская Духовная Семинария; в 1993 — решением Синода учреждена Белорусская Духовная Академия.
Значительным событием в общественной и религиозной жизни республики стал визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 18-20 мая 2002 г., в ходе которого при участии Главы государства был открыт Дом милосердия при Всехсвятском приходе в г. Минске.
Римско-католический костел объединяет 432 общины. В целом римско-католическая конфессия является одной из самых активных в республике. Происходит становление римско-католических общин в исторически традиционных регионах их деятельности.
Продолжает иметь место проблема пополнения католического клира из числа граждан Республики Беларусь. В 2002 году среди 305 католических священнослужителей насчитывалось 177 иностранных граждан, в большинстве граждане Республики Польша.
В 2002 г. сохранилась тенденция количественного роста и влияния на население протестантских религий, которые и республике представлены 15 направлениями, объединяющими 1001 общину
(35,4 процента от общего числа общин в республике). Наиболее динамично развивающейся деноминацией за последнее десятилетие является объединение христиан веры евангельской, рост числа их общин уступает только православию.
Вполне естественно, что усложняющаяся религиозная ситуация в республике требует серьезного правового регулирования.
Процесс нашего духовного возрождения на основе христианских традиций и ценностей - это сложный, трудный, противоречивый и длительный процесс. Необходимо учитывать поликонфессиальность нашего общества и то, что образ жизни современного человека не является органически православным и даже органически религиозным, поэтому всякие попытки форсирования, нажима, преждевременного административного «внедрения» религии во все сферы жизни общества чреваты серьезным осложнением межконфессиальных: и межнациональных отношений. Мы не должны допустить в республике разжигания межрелигиозной розни. Еще одна опасность - возможность политизации религии и церкви.
Современная религиозная ситуация в республике стабильна и в то же время отличается динамизмом и продолжающимся процессом религиозного возрождения.
10. Свободомыслие как явление культуры
Понятие сводомыслия и его исторические формы.
Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь.
Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь.
Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.
Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т.д. Они занимают разное место в духовной жизни общества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции.
Богоборчество — самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного «хуления» его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом несправедливым.
Накапливаясь в культурной традиции, богоборческие идеи оказывали сильное влияние на общественное сознание. Идеи богоборчества в последние столетия использовались деятелями культуры, не будучи сами богоборцами, они представляли фигуру богоборца в качестве символа свободы, борьбы против всякой тирании. Такая трактовка богоборчества противостояла официальной церковной линии осуждения его. Образы богоборцев в искусстве и литературе, как правило, служат возвышению гордой и сильной личности, отважившейся на поединок с Богом или богами. В этом отношении повезло мифу о Прометее: Гердер, Гете, Байрон, Лист, Скрябин и другие представляли Прометея как борца против тирании, претерпевшего мучения во имя благородной идеи. Но не всегда богоборческие идеи использовались как символы борьбы за свободу. «Ницшевский» богоборец Заратустра утверждает право личности на своеволие, презрение к общечеловеческой морали.
Скептицизм (греч. skeptikos—рассматривающий, исследующий) — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм обнаруживается не только в философии, но может проявляться у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого гуманитария, простого труженика. Он исподволь подтачивает авторитаризм и догматизм сознания, способствует возникновению более обоснованных форм критики религии.
Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего общества.
Антиклерикализм (лат. anti —против, clericalis —церковный) — идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. По своей направленности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может быть светским и религиозным. Светский характер антиклерикализма не гарантирует его прогрессивности; примером может служить борьба Бисмарка против католической церкви в Германии в ХIХ в. или же борьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20 — 30-е годы. В Средние же века религиозный антиклерикализм сыграл положительную роль. Антиклерикальные крестьянские движения преследовали, прежде всего, экономические цели, хотя получали религиозное обоснование. Обличения социальной политики церкви расшатывали представления о незыблемости порядков, поддерживаемых духовенством, вели к сомнениям в верности церковного учения. Осуждение пороков служителей церкви — явление обычное для Средневековья и Нового времени. Светское обоснование антиклерикализм получает, начиная с эпохи Возрождения. В Новое время борьба с клерикализмом, как правило, связана с идеей веротерпимости, свободы совести. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т.д.
Индифферентизм (лат. indifferens—безразличный) — безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность. Безрелигиозный подход к миру и человеку в духовной культуре Средневековья нередко заключал в себе протест против религиозной трактовки мира.
Есть еще одна форма критики религии — нигилизм. Это бунт против религии с позиций эгоистического индивида считающего, что ему «все позволено», это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям, на теоретическом — опирается на философские учения волюнтаристского толка. Нигилизм воюет с религией во имя утверждения анархистского своеволия, во имя «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценности «серой массы». Выпады против религии, связанные с провозглашением индивидуализма и эгоизма, были направлены на отбрасывание любых духовных ценностей общества. Нигилистические моменты содержатся и в творчестве Ницше, презиравшего моральные ценности «маленьких людей», уделом которых является религия «слабых» — христианство. Критика религии, включенная в контекст антигуманной доктрины тотального отрицания, бесплодна.
Деизм можно представить так: для теизма Бог и трансцендентен, и имманентен миру (этого рода имманентность выражается в божественном провидении), для пантеизма — имманентен, для деизма — трансцендентен. Если теизм представляет Бога как персонифицированное существо, личность, то для деизма и ряда форм пантеизма Бог как личность не существует.
Пантеизм (греч. pan — все, theos — бог) сближает Бога и мир, признает их единство, вплоть до тождества. Истоком пантеизма является учение стоиков и неоплатоников. Наиболее распространенной разновидностью пантеизма в Средние века был пантеизм мистический: природа и человеческие души растворяются в Боге. На мистический пантеизм опирались средневековые ереси. Другой разновидностью пантеизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. Такой взгляд характерен для ряда философов эпохи Возрождения и Нового времени. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.