Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер национального образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке; равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происходящее в последнее время, возвращает обществу его духовные силы, тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одних из важнейших свобод - свободы совести и свободы вероисповедания.

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь

 

Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентации общества, взаимоотношений государства и церкви, ряда политических факторов и т.д. В истории взаимоотношений церкви и государства немало драматических страниц: соперничества и открытого противостояния, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и, напротив, стремление государства взять под свой контроль религиозные организации и т.д.

 

В современных условиях общество воспринимает религию, церковь, конфессиональные объединения, как правило, как часть культуры народа, носителей культурных традиций и национального самосознания людей, как хранителей нравственности общества.

 

В зависимости от конституционно-правового положения церкви и конфессиональных организаций в том или ином государстве принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

 

В светском государстве все виды конфессиональных объединений отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут заниматься политической деятельностью и вмешиваться в дела государства.

 

Для конституционно-правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:

государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, в частности, не ведут учета по признаку вероисповедания;

государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

ни одной из конфессий государство не оказывает ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций (регистрация актов рождения, смерти, заключения брака и т.д.);

конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

 

Государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.

 

Статус светского государства конституционно закрепили в настоящее время Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

 

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

 

Для конституционно-правового статуса государственной религии характерны следующие особенности:

В сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др. Во многих случаях государство освобождает собственность религиозных организаций, принадлежащих к государственной конфессии от налогообложения или предусматривает для них налоговые льготы. До октября 1917 г. Русской православной церкви, которая являлась государственной церковью, принадлежало до 3 млн. десятин земельных угодий и она была освобождена от податей и гражданских повинностей;

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в дореволюционной России на содержание аппарата православной церкви из казны отпускалось приблизительно столько же денег, сколько и Министерству народного образования;

Церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, а в ряде случаев регулировать брачно-семейные отношения;

В области политических отношений - право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Например, все государственные должности в Дании, Норвегии, Швеции, Парагвае могут занимать только лица, исповедующие государственную религию;

Осуществление церковью контроля в области образования, воспитания. Устанавливается религиозная цензура печатной продукции, кино, телевидения и др. Законодательством ряда стран предусмотрено обязательное преподавание религии в школе, а также в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов.

 

В клерикальном государстве, тем не менее, несмотря на сильные позиции государственной религии слияния государства и церкви не происходит объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

 

К клерикальным можно отнести в настоящее время Великобританию, Норвегию, Швецию, Данию и др.

 

Теократические государства обладают следующими чертами конституционно-правового положения религиозных организаций:

Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной;

Религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;

Глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Так, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и др. Послания Факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

 

К теократическим государствам обычно относят Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан, Афганистан и др. В конституциях названных и некоторых других государств закреплена исламская форма правления и соответственно привилегированное положение ислама. Все стороны жизни общества регулируются правовой системой, основанной на исламе, - мусульманским правом. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.

 

В атеистических государствах не только провозглашается отделение церкви от государства, но и религиозные организации и священнослужители преследуются властями. Это выражается в том, что:

церковь лишается своей экономической основы - собственности, которая передается государству;

религиозные объединения либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

религиозные организации лишаются прав юридического лица и не могут участвовать в гражданском обороте;

запрещается проведение в общественных местах религиозных шествий, обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение.

 

Государство стремится ослабить церковь не только жесткими законодательными мерами и репрессиями, но и инициированием внутрицерковных распрей и раскольнических движений.

 

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования. К атеистическим можно отнести и некоторые бывшие социалистические государства, например, Албанию. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

 

При конституционно-правовой регламентации статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести, т.е. права исповедовать любую религию, выбирать и распространять религиозные убеждения или не придерживаться никакой религии. Свобода совести подлежит ограничению лишь в интересах охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, прав и свобод других лиц. Свобода совести отнесена ныне к общечеловеческим ценностям.

 

Несмотря на провозглашение светского характера многими государствами, фактической изоляции государства и церкви не происходит. Они находятся в отношениях особого рода - социального партнерства, т.е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и т.д. Здесь невозможно строго разграничить сферы деятельности только государства или только религиозных организаций, т.е. отделить политику от духовно-нравственных проблем. Таким образом, государственно-конфессиональные отношения должны строиться на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.

 



Информация о работе Введение в религиоведение