Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Деизм (лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав толчок, движение, законы миру Бог не оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь то природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которые познаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от божьей воли, он обладает правом на самостоятельность и активность. Деизм появляется уже в Средние века, но наивысший его расцвет приходится на

XVII —XVIII вв. в связи с развитием механики, которая как бы подтверждала наличие первотолчка, двинувшего механизм Вселенной. Деистическая позиция позволяла отказаться от идей Божественного Откровения, провидения, чуда, от религиозной догматики и обрядности; деисты выступали за веротерпимость и свободу совести.

 

Свободомыслие в отношении религии может выступать и в форме натурализма (лат. naturalis — естественный). Хотя натурализм как философское направление оформился в США в 20 — 40-е годы XX в., он имеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, представляющая собою всеохватывающее бытие; он выступает против супранатуралистических представлений, признающих нечто сверхприродное. С позиций натурализма, человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественнонаучные знания своего времени. Натурализм неоднороден, к натуралистам относят стихийных, естественнонаучных, механических, вульгарных материалистов, мыслителей, наделяющих природу одушевленностью (гилозоисты, панпсихисты). Представлениями о некоей внеисторической «природе человека» питались просветительские концепции XVII — XVIII вв. Среди них концепции «естественного человека», «естественного общества», «естественной морали» и т.д.

 

Формой свободомыслия по отношению к религии является также атеизм (греч. а — отрицат. частица и theos — бог, букв, «безбожие»). Атеизм — это форма мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, в научных, этических, философских и других сочинениях. Эти идеи и тенденции в определенные эпохи систематизировались и обобщались в теоретическом атеизме, содержавшем концептуальное обоснование критики религии. Атеистические учения не равноценны по глубине, последовательности, уровню разработки проблем. Вульгарный атеизм, например, может в чем-то смыкаться с религиозным нигилизмом.

 

Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, в эпоху феодализма, когда богословские представления были возведены в ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для конструирования атеистической системы взглядов не было. В отличие от теоретического стихийный атеизм существовал в более широких хронологических рамках. Стихийный атеизм — это признание самодостаточности природы и человека. Проявления его также разнообразны: от интуитивных догадок до убежденности, подкрепленной практикой жизни и знаниями из разных областей культуры.

 

Свободомыслие находило свое выражение и в светском гуманизме (лат, humanus — человеческий, человечный), представляющем собой течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее права на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное. Идея достоинства свободной, независимой личности, созидающей ценности культуры, нашла свое выражение уже в культуре древнего мира, в частности в Древней Греции. Гуманистические идеи не исчезли и в Средние века, они воплотились в учениях, отказавшихся от идеи изначальной и фатальной греховности человека, направленных против религиозного аскетизма, религиозной нетерпимости, за установление согласия между людьми независимо от их вероисповедания. В эпоху Возрождения гуманистические идеи были приведены в стройную систему, человек был поставлен в центр мира, провозглашалось его право на земное счастье. Он рассматривался как высшее существо во Вселенной, способное к безграничному развитию своих творческих способностей, неповторимое, обладающее самостоятельной ценностью.

 

Не все проявления свободомыслия были благотворными для развития культуры. Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его творческой деятельности, развитие способности критического осмысления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

 

Среди наиболее распространенных направлений в современном западном сводомыслии можно выделить: неопозитивистское (Б.Рассел и др.), фрейдистское (З.Фрейд), нефрейдистское (Э.Фромм), течение «атеистического экзистенциализма» и др.

 

Сводомыслие как культурная традиция связана с процессами секуляризации.

 

Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский), обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Это одно из центральных понятий философии и культурологии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Включает политические, социальные, культурные проявления. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. В Новое время происходит передача некоторых функций (административных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность символов, из которых строится культура. Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграничение властей: за церковью закреплено руководство только морально-нравственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социально-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками.

В XVIII—XIX вв. благодаря произведениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европейской культуры. Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачивалась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая — художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Ботичелли в чисто религиозных сценах изображали совершенно земных людей, земные чувства и страсти. Изменение сюжетной линии и изобретение линейной перспективы совершили революцию в области живописи. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности христианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и зарождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства. Второй составляющей явилось открытие научно-экспериментального метода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фундаменте. Ее совершили Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секуляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследований и технического изобретательства, серии великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты. Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Именно с раскрепощения, выражаясь языком М.Бахтина, телесно-низменной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культивирование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженное тело перестали стесняться, она перестало быть стыдным. Оно, особенно — женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства.

 

В конце XX в. культурологи и религиоведы обратили внимание на противоречивые тенденции секуляризации, которая включала в себя как позитивные, так и негативные моменты. Позитивные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество, и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальнейший толчок получила вся человеческая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десятки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее падение нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это причислили к таким последствиям. Сегодня в Западной и Восточной Европе, а также в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротерпимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сферами общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фундаментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти шариата над светской жизнью.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь

 

Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания. Понятие совесть означает чувство нравственной ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; понятие вероисповедание предполагает официальную принадлежность к одной из разновидностей религии как системы. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода совести включает: право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, а также право самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

 

Свобода вероисповедания включает: право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

 

В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 18 записано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г., Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. также признают право гражданина на свободу мысли и религии и свободу выражения своего мнения. Свобода совести и вероисповедания закреплена и в белорусском законодательстве. Конституция РБ в ст. 31 провозглашает: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом». Статья 16. Конституции гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом.

 

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

 

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

 

Более подробно свобода совести и вероисповедания регламентируется законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 31 октября 2002г. В законе закреплены следующие основные гарантии свободы совести и вероисповеданий в РБ: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; светский характер системы государственного образования; равенство религиозных объединений перед законом; запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии; весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

 

Право на свободу совести и вероисповедания представляется нам одной из основных духовных потребностей человека, т.к. дает ему возможность поступать согласно собственной совести, выносить независимые суждения и исповедовать свободно избранную религию. Суть проблемы заключается не в свободе мысли, совести и религии, а в праве выражать свои мысли, поступать в соответствии со своей совестью, в праве свободно исповедовать свою религию.

 

Свобода совести и вероисповедания признается во всех демократических конституциях. Долгое время в нашем государстве (до конца 80-х годов) статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, а религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей. Ныне Республика Беларусь является светским государством (государством, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов) и провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 16 Конституции РБ). Наличие в республике различных конфессий (вероисповеданий), религиозных верований (православие, католицизм, протестантизм и др.) делает эту конституционную норму особенно значимой, т.к. она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, возможность исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Информация о работе Введение в религиоведение