Влияние религии на нациестроительство в Израиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о взаимосвязи религии и политики в процессе нациестроительства, как правило, рассматривается в двух аспектах: как политизация религии и как обратное влияние религии на политику. Политизация религии подразумевает наличие общей религии, которая создает или способствует обретению смысла национального единства, общей связи среди граждан страны. Что касается влияния религии на политику, то здесь подразумевается поддержка национального самосознания, подобного общей этнической принадлежности, языку или культуре. Влияние религии на политику всегда носит идеологический характер, где текущие интерпретации религиозных идей вдохновляют политическую активность и действие; например, законы приняты, чтобы способствовать более строгой религиозной приверженности.
Влияние религии на нациестроительство в Израиле, есть пример влияния религии на политику, который не может не вызывать исследовательский интерес.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии……………………………………………10
§1. Историко-категориальный анализ понятий нации и нациестроительства…………………………………………………………..10
§2. Понятие и принципы иудаизма………………………………………......19
Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества……....28
§1. Политико-правовая система Израиля…………………...……………….28
§2. Религия и государство………………...………………………………......35
Глава III. Самопрезентация государства Израиль………………..……41
§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт…………….……………...41
§2. Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества…………...49
Заключение ......................................................................................................57
Список использованной литературы...........

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 116.11 Кб (Скачать)

Особенностью концепта Эрец-Исраэля в самопрезентации Израиля является то, что он не только создает невидимую нить объединения евреев и их консолидации в долгосрочной перспективе, но и превращает материальный объект – конкретную территорию -  в объект духовный, как выполнение божественной миссии еврейского народа, для которого объединиться в Эрец-Исраэле не есть самозадача, а вспомогательная задача в оказании помощи другим народам прийти к богу. При этом концепт земли трансформируется в концепт самого еврейского народа, как осуществляющего важнейшую духовную миссию.

 

§2.Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества

Самопрезентация Израиля, в которой основным мотивом является идея земли обетованной и образа верующего миролюбивого еврейского народа, подвергнувшегося неимоверным страданиям в ходе своей истории, неоднозначно воспринимается другими странами мира. В данном параграфе будет представлено сравнение израильской интерпретации своих действий на государственном уровне и восприятие этих действий другими государствами.

Один из наиболее полемических острых вопросов об Израиле связан с захватом Израилем палестинской территории.Суть обвинения заключается в том, что произошла оккупация земель, которые никогда не принадлежали Израилю. Джимми Картер 39-й президент США произнес следующее высказывание всторону политики Израиля: «Когда Израиль захватывает землю глубоко внутри территории Западного Берега и соединяет 200 или около того поселений дорогами друг с другом, а потом запрещает палестинцам использовать такую дорогу, или даже перейти её, то это представляет собой худшее явление преступного разделения или апартеида, чем мы видели в Южной Африке»41. Впоследствии израильское правительство подало в суд на Джимми Картера за данное сравнение. Сумма иска составила 4,5 миллиона долларов.  

Чаше всего политику Израиля обвиняют, в плохом обращении с гражданами, которые находятся на оккупированной территории. В ответ на эти обвинения профессор университета Хайфы Стивен Плаут в своей работе «Краткое описание арабо-израильской войны» обозначил 24 мифа об Израиле и предпринял попытку их опровержения. Вот что гласит часть из этих мифов и опровержений:

«Миф N3. Территория Израиля была арабским палестинским государством.

Правда N3. Нигде и никогда не существовало никакого арабского палестинского государства.

Миф N4. Израиль плохо обращается с арабами.

Правда N4. К арабам под израильской властью относятся несоизмеримо лучше, чем к арабам, живущим под властью арабских режимов.

Миф N5. Западный берег - это палестинская земля.

Правда N5. Западный берег - это еврейская земля, хотя отдельные израильские правительства были готовы отдать ее.

Миф N6. Создание палестинского государства приведет к установлению мира.

Правда N6. Создание палестинского государства приведет к эскалации войны, вечному терроризму и варварству»42.

Следует отметить, что формулировка так называемой «правды» ничем не отличается по своему характеру от формулировки самих мифов. И в некотором смысле лишь представляет собой противоположное суждение, которое не снимает проблемы. Можно утверждать, что имеет место идеологическая борьба, которая облачается в одежды исторической аргументации, в которых история носит отчасти мифологизированный характер.

Вторым серьезным обвинением является отношения Израильских властей к жителям оккупированных территорий, что неоднократно обсуждалось как на заседаниях ООН, так и в публичных открытых дискуссиях. С критикой политики Израиля, по отношению к палестинцам, выступали такие лица как: лауреат Нобелевской премии - Гюнтер Грасс, президент Франции - Николя Саркози, кандидат в президенты США в 2012г. - Митт Ромни, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций -  Пан Ги Мун,  президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. В основном все они выступают против расширения границ Израиля, в сторону Западного берега реки Иордан. Несмотря на все это еще в 1967 году, после своей отставки Бен-Гурион заявил: «Не существует вообще никакого исторического права, но история нашего народа и земли нашей – единственная в своем роде. Нет народа, который, будучи оторван от своей родины и рассеян среди других народов, чувствовал бы после двух тысячелетий изгнания непрерывную связь с нею. У арабов есть право на Эрец Исраэль, но нет такого права у арабской нации. Только один народ имеет право на Эрец Исраэль – ибо нет у него другой страны.  У арабского же народа есть множество стран, и заселены они лишь в незначительной степени». В терминах основателя этносимволизма в изучении национализма Энтони Смита, прикрепленность к определенной территории и символизация этой связи с территорией в мифах и исторической памяти есть один из важных компонентов формирования нации. Важность имеет то, что сама общность воспринимает эту связь с территорией как ее неотъемлемую часть.В этом смысле, несмотря на все обвинения, Израиль продолжает вести свою политику, утверждая,  что вокруг одни враги.Э. Смит также обозначает эту необходимость для нации противопоставлять себя иным сообществам для усиления и закрепления своей идентичности.

Недавнее решение израильского правительства о продолжении расширении своих земель вызвало не малую критику в обществе. «Таким образом,  Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) подверг критике намерение Израиля по расширению строительства в Восточном Иерусалиме, согласно которым там планируется дополнительно возвести 2,6 тыс. жилых домов. Об этом сообщается в заявлении пресс-службы главы ООН»43Лишь вызывая жалость к себе, евреи оправдывают свои действия. ЭхудОльмерт, премьер-министр Израиляподчеркивает в своей речи, что Израиль сталкивается с множеством проблем связанных с «Землей обетованной», но имея стойкость и терпение, продолжает развиваться. Он говорит: «Нет другой страны в мире, которая имела бы так много проблем и сложностей, была бы окружена врагами, постоянно преодолевала препятствия, и, несмотря на все это, добилась бы больших успехов. Израиль успешно развивает народное хозяйство и укрепляет оборонную мощь и т.д. Я обещаю, что Израиль поддержит развитие экономики Палестинского государства и примет участие в мероприятиях по реабилитации беженцев». (Из речи Эхуда Ольмерта на заседании Кнессета, посвященного 60-летию принятия резолюции ООН по разделению.)44Еще раз в данном высказывании говорится о призыве к миру, и даже даются обещания палестинцам в помощи.   

Весьма интересной в этом отношении представляется речь нынешнего премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, взятая нами для анализа.Его речь начинается со следующих слов: «Мир всегда был самым горячим желанием нашего народа. Наши пророки сформулировали саму концепцию мира, мы приветствуем друг друга пожеланием мира и наши молитвы заканчиваются словом "мир". Еще один показатель, что сами евреи хотят мира, или стараются активно показать, что они его хотят. Он определяет три основных проблемы перед Израилем: иранская угроза, экономический кризис и мирный прогресс. Нетанияху делает акцент на том, что необходимо начать поддерживать мир в регионе. Еще раз он призывает к сотрудничеству, и заявляет: «Давайте встречаться. Давайте говорить о мире и заключать мир. Я готов встретиться с вами в любое время…»45. Далее он говорит, что при обретении мира в регионе, можно будет решать и другие вопросы. Эти вопросы связаны с нехваткой воды, а также финансовые вопросы. Он говорит о том, что мир необходим для всех поколений и впоследствии это станет развитием для всего региона. Весьма интересное заявление он делает далее: «Достижение мира потребует смелости и искренности от обеих сторон, а не только от израильской стороны. Палестинское руководство должно встать и сказать: "Хватит конфликтовать! Мы признаем право еврейского народа на собственное государство на этой земле и готовы жить рядом с вами в истинном мире»46. Можно предполагать, что вряд ли палестинцы так поступят,  следовательно, мир мы не скоро увидим в данном регионе. На протяжении всей речи премьер-министр Израиля не однократно делает акцент, что именно Израиль хочет мира, и упрашивает своих соседей. Свою речь он заканчивает следующими словами:  «Давайте воплотим в жизнь пророчество Исаии, который 2700 лет назад в Иерусалиме сказал: "Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". С Божьей помощью, да не узнаем мы больше войны! Да будет мир!»47. При этом следует отметить, что установление мира в этом предлагаемом Израилем контексте должно быть признанием отсутствия факта захвата земель, и признанием их исторической принадлежности Израилю, что в целом говорит о политических целях и задачах государства, нежели о религиозных.

Проанализировав данные высказывания еврейских лидеров можно сделать следующие выводы:

  • Практически все лидеры Израиля призывают к миру и говорят о нем. Интересный факт, что у евреев существует интересная форма приветствия и прощания. При встречи они говорят друг другу «Шалом», что с древне – еврейского означает «Мир вам». Используя этот факт, и в своих речах, они подчеркивают тот факт, что являются миролюбивым народом.
  • Всячески политики пытаются показать, что они устали от войны, не хотят ее продолжать. Хотя заключение мира носит весьма жесткие условия, вряд ли приемлемые для стран, окружающих Израиль.При этом Израиль направляет большие ресурсы на укрепление своей военной мощи.
  • Делается акцент на то, что еврейский народ не просто оккупировал территорию палестинцев, а заслужил и сделал много усилий, чтобы жить на своей исторической родине.Так, понятие оккупации подменяется исторической справедливостью и заслугой.
  • Главной целью государства является стабилизация отношений, и развитие государства.
  • В речи Б. Нетаньяху присутствует момент религиозности. В начале и в конце упоминается о Боге, более того речь заканчивается цитатой из Торы.Хотя вся смысловая направленность речи носит сугубо политической характер.

 

Проанализировав высказывания о евреях и политике Израиля лидерами из других стран можно сделать следующие выводы:

  • Подчеркивается насильственный захват палестинской территории.
  • Жестокость и несправедливое отношение по отношению к палестинцам
  • Воинственность и не дружелюбность Израиля
  • Нежелание идти на компромисс

Вывод.

Для того, чтобы понять каким образом представляет себя Израиль на международной арене, были рассмотрены речи различных лидеров Израиля и зарубежных лидеров. Исходя из их речей, можно понять как, ведет свою политику Израиль, и какие приоритеты расставляет. Основными приоритетами государства является мир, в ближневосточном регионе. В свою очередь лидеры зарубежных стран обвиняют Израиль, что государство не придерживается своих принципов, и является воинственным государством. Открыто не один политик не говорил о Боге или о каких-то религиозных вещах. Делая лишь акценты о призыве к миру, и говоря о том, что лишь Бог поможет разрешить данные проблемы, прослеживается компонент религиозности. Действующий президент Нетаньяху, в конце своей программной речи приводит цитату из Торы. Все эти аспекты указывают на то, что все-таки Израиль использует в процессе нациестроительства религию. 
Заключение

Понятие нации прошло долгую эволюцию, приобретая новые формы. В качестве рабочего понимания нации был взят  подход Б. Андерсена, в котором говорится, что нация - это воображаемая политическая общность. В нациестроительстве Израиля религия играет роль одного из ведущих компонентов. С позиций религиозного национализма здесь имеет место влияние религии на политику. Для евреев иудаизм больше чем просто религия  или философия жизни. Это образ жизни, так как иудаизм содержит ряд правил и норм, которые охватывают многие аспекты жизни, как простого человека, так и всего государства в целом.

В формировании политико-правовой системыне малую роль сыграли религиозные партии, в частности в вопросе о том, чтобы в Израиле не была принята писаная конституция, так как,по их мнению, конституцией Израиля должна быть Тора. Также при содействии религиозных партий, в Израиле были приняты законы, которые являются выигрышными для религиозной части населения, особенно для ортодоксальных евреев. Собственно правовая система Израиля, которая начала формироваться сразу после обретения государством независимости также не смогла выйти из-под влияния религии. Наличие в парламенте религиозных партий отразилось на принятии ряда жизненно важных законов. В обществе по этому поводу существует немало противоречий. Происходит столкновение религиозности и светскости. Существуют и противоречия и в самом иудаизме. В правовой системе религиозный компонент играет больше деструктивную роль, чем конструктивную. Это связано с тем, что в законах явно прослеживается поддержка религиозного населения, а права остальных граждан ущемляются, что не может не вызвать недовольство граждан.

Соответственно, можно утверждать, что в формировании политико-правовых институтов и системы в целом в Израиле религия имела и продолжает сохранять огромное значение.

Религиозный компонент присутствует и в самопрезентации Израиля на международной арене,  где концепт Эрец-Исраэля как земли выстраданной и заслуженной является консолидирующим для евреев. Согласно Б. Андерсону участники воображаемого сообщества удерживают в своём сознании ментальный образ своего сходства. Нация является воображённой, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности». Нация не может заменить все человечество, и специфичность ее существования заключается в необходимом противопоставлении себя другим нациям и обретению автономии, гарантом которой становится суверенное государство. Нация воспринимается как некое глубокое братство, или товарищество, связи внутри которого носят горизонтальный характер. При этом, участники этого братства получают возможность добровольно умирать за свои «продукты воображения».

Особенностью концепта Эрец-Исраэля в самопрезентации Израиля является то, что он не только создает невидимую нить объединения евреев и их консолидации в долгосрочной перспективе, но и превращает материальный объект – конкретную территорию -  в объект духовный, как выполнение божественной миссии еврейского народа, для которого объединиться в Эрец-Исраэле не есть самозадача, а вспомогательная задача в оказании помощи другим народам прийти к богу. При этом концепт земли трансформируется в концепт самого еврейского народа, как осуществляющего важнейшую духовную миссию.

Рассмотренные нами речи различных лидеров Израиля и зарубежных лидеров, позволяют говорить о том, как ведет свою политику Израиль, и какие приоритеты расставляет. И хотя ни один из  политиков не говорит напрямую о Боге или о каких-то религиозных вещах, тем не менее каждый из них утверждает, что лишь Бог может помочь разрешить существующие проблемы. Это позволяет нам получить подтверждение того, что Израиль использует в процессе нациестроительства религию. Данные политические речи поддерживают существующую политико-правовую систему Израиля, придавая ей религиозно-идеологически окрашенный характер.

Таким образом, в результате данного исследования, мы пришли к следующему выводам:

  • Для описания еврейской нации конструктивистский подход является наиболее подходящим. Это обусловлено тем, что, несмотря на то, что еврейская нация пропитана примордиалистким духом, современная общность является полностью выстроенной согласно конструктивному подходу. И в данной работе еврейская нация рассматривалась с момента создания данного государства.
  • Иудаизм в Израиле является не просто религией, а образом и философией жизни. Это связанно с тем, что в основах иудаизма, содержаться правила которые касаются не только Богослужения, а также правила, которые пронизывают жизнь и быт каждого еврея.
  • Использование религии как вспомогательного компонента в последнее время становиться под вопрос, так как этот компонент перестает охватывать все население Израиля.
  • Правовая система Израиля полностью во многом пропитана религиозным духом, и все законы содержат компоненты, поддерживающие религиозную часть населения, а в частности ортодоксальных евреев. С одной стороны это охватывает большую часть населения Израиля, и под общей идеей сплачивает ее. С другой стороны это вызывает множество спорных вопросов у не религиозной части населения.
  • Израиль представляет себя на международной арене как мирное государство. Главным приоритетом, определяя для себя «Мир» в ближневосточном регионе.
  • Призыв к миру, и пожелания «Мира» является одним из принципов иудаизма. Это в очередной раз указывает, что государство использует религию, в процессе нациестроительства.

Информация о работе Влияние религии на нациестроительство в Израиле