Влияние религии на нациестроительство в Израиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о взаимосвязи религии и политики в процессе нациестроительства, как правило, рассматривается в двух аспектах: как политизация религии и как обратное влияние религии на политику. Политизация религии подразумевает наличие общей религии, которая создает или способствует обретению смысла национального единства, общей связи среди граждан страны. Что касается влияния религии на политику, то здесь подразумевается поддержка национального самосознания, подобного общей этнической принадлежности, языку или культуре. Влияние религии на политику всегда носит идеологический характер, где текущие интерпретации религиозных идей вдохновляют политическую активность и действие; например, законы приняты, чтобы способствовать более строгой религиозной приверженности.
Влияние религии на нациестроительство в Израиле, есть пример влияния религии на политику, который не может не вызывать исследовательский интерес.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии……………………………………………10
§1. Историко-категориальный анализ понятий нации и нациестроительства…………………………………………………………..10
§2. Понятие и принципы иудаизма………………………………………......19
Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества……....28
§1. Политико-правовая система Израиля…………………...……………….28
§2. Религия и государство………………...………………………………......35
Глава III. Самопрезентация государства Израиль………………..……41
§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт…………….……………...41
§2. Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества…………...49
Заключение ......................................................................................................57
Список использованной литературы...........

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 116.11 Кб (Скачать)

Наличие религиозных партий в Кнессете Израиля оказали влияние на принятие уступок в пользу религиозной части населения, входящие в основные законы Израиля. Одним из таких законов является закон о воинской службе. «Согласно данному закону, девушки из религиозных семей освобождаются от воинской службы (в том числе альтернативной), а мужчины – получают отсрочку до окончания обучения (до 27 лет). С учетом того, что для религиозных семей изучение иудаизма это постоянный процесс и учеба в религиозных вузах является практически  обязательной, эта категория граждан Израиля воинскую службу не проходит». Каждый год огромное количество призывников просят полностью освободить их от воинской службы, ссылаясь на этот закон.

Следующий закон, который также содержит поблажки для религиозной части населения, закон об образовании. «Закон о государственном образовании» 1953 года предусматривал создание учебных заведений двух типов: государственных общих (в которых иудаизм преподавался предметно) и государственных религиозных школ. В школах обоих типов общеобразовательным дисциплинам отводилось 75% учебного времени, но в государственных религиозных школах остающиеся 25% времени были целиком посвящены религиозным предметам»23.

Дискриминация нерелигиозного населения еще заключается в том, что религиозные учебные заведения в отличие от государственных, являются бесплатными. «Учащиеся йешив (высших духовных учебных заведений) не платят за обучение, на время учебы освобождаются от службы в армии (при этом время учебы не ограничено), получают пособия и дотации, освобождаются от налогообложения. Студенты светских высших учебных заведений (их число почти в 2,5 раза меньше числа учащихся йешив) платят за обучение, учатся строго определенный срок, призываются на службу в армию»24. В данном примере мы можем четко увидеть, как религия негативно проявляется в данном вопросе. В данном случае религиозный компонент, не то что помогает созидать нацию, а на оборот, деструктивно действует в данном вопросе.

Еще одним немало важным вопросом, является вопрос о личном статусе гражданина Израиля. Личный статус зависит от национальности и вероисповедания. Вопрос о заключении брака или о получении развода решается религиозной общиной, к которой приписан тот или иной гражданин. В Израиле отсутствует такое понятие, как «гражданский брак». На территории Израиля не могут заключить брак следующие категории людей: 

1) лица без определенного  вероисповедания, фактически не  являющиеся евреями по критериям  ортодоксального иудаизма (это от 30 до 50 % репатриантов из бывшего  СССР (свыше 300 тыс. человек));

2) люди, чья религиозная  принадлежность подвергается сомнению  в религиозных судах, в том  числе Главном раввинате Израиля (к ним относятся караимы (по  разным данным, от 12 до 20 тыс. человек);

3) пары, состоящие из лиц  разного вероисповедания;

4) незаконнорожденные по  Галахе;

5) кохены (потомки касты  священников), не имеющие права  жениться на разведенной либо  принявшей гиюр женщине;

6) вдовы, не имеющие детей25

Все эти вопросы лишь в малой степени отражают степень религиозного проявления в данном государстве.

Имеет место быть и другая форма контроля в Израильском обществе, неформальный закон - «Галаха».  «Слово «Галаха» переводится обычно как закон и обозначает «еврейский религиозный закон».  «Является нормативной частью иудаизма, регламентирующей религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев»26. В более узком смысле - совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности. Речь идёт о большом перечне указаний, относящихся ко всем без исключения сторонам человеческой жизни: к еде и одежде, работе и благотворительности, молитве и музицированию, обучению детей и сексу, отношениям с соседями и государством, ведению бизнеса и войны, устройству суда и жилища. Законы «Галахи» являются древними и многие условия современной жизни не могли быть в них учтены, однако их логическое построение позволяет раввинатам адаптировать их тем или иным аспектам современной жизни.

Профессор Эрнст Симон из Еврейского университета в Иерусалиме говорит что, Галаха имеет основополагающее значение для еврея потому, что "воплощает жизненную позицию, которая приводит к необходимости сохранения интеллекта в современном антиинтеллектуальном обществе, дисциплины - в развращенном мире вседозволенности, ориентации и чувства направления - в хаосе информации, духовности - перед очевидным нашествием суеверия и мракобесия..."27Профессор считает что: «Галаха - это единственный путь сохранения и увековечения еврейского образа жизни. Достаточно перестать обращать внимание наГалаху, и постепенно стиль жизни изменится, а с разрушением его будут утеряны ценности иудаизма, так бережно хранимые. Этот процесс, называемый ассимиляцией, может длиться несколько поколений. Он начинается с отказа еврея от какой-то части Галахи и кончается его полным отходом от еврейства. Это, увы, не умозрительное заключение, а исторический факт. Ибо когда евреи перестают соблюдать законы иудаизма, единственное, что препятствует полной духовной и физической их ассимиляции, - это взрывы антисемитизма»28.

Таким образом, религия-иудаизм играет не последнюю роль в жизни израильского общества. Она затрагивает все жизненно важные аспекты. Из-за разнообразия религиозных меньшинств, а так же репатриантов религия носит все более спорный характер. Также происходит столкновение религиозного и светского, при этом появляются следующие точки, для конфликта:служба в армии; финансирование и поддержка  религиозных учебных заведениях; вопрос о личном статусе гражданина; заключение и расторжение брака; вопрос о «еврействе».

Вывод.

Правовая система Израиля начала формироваться сразу после обретения государством независимости. Были сформированы все три вида власти. Отличительной чертой данного государства является то, что до сих пор в нем нет конституции. Это было обусловлено тем, что религиозные партии отказывались от принятия конституции, так считали, что для поддержания порядка необходима лишь только Тора. Наличие в парламенте религиозных партий также отразилось на принятии ряда жизненно важных законов. В обществе по этому поводу существует немало противоречий. Происходит столкновение религиозности и светскости. Существуют и противоречия и в самом иудаизме. В правовой системе религиозный компонент играет больше деструктивную роль, чем конструктивную. Это связано с тем, что в законах явно прослеживается поддержка религиозного населения, а права остальных граждан ущемляются. Естественно это может вызвать раскол в обществе.

 

Глава III. Самопрезентация государства Израиль

§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт

В данной главе будет рассмотрен вопрос о самопрезентации Израиля. Так как термин самопрезентация означает - умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, будет проведен анализ эффективности самопрезентации Израиля. Для анализа будут взяты высказывания об Израиле,политических, идеологических и духовных лидеров Израиля, а так же мнения зарубежных лидеров об Израиле. Будет рассмотрено наличие или отсутствие, в данных мнениях, религиозного компонента.   Согласно конструктивисткому подходу понимания нации, лидеры являются одним из компонентов способствующихнациестроительству.   Данные высказывания, помогут понять, каким образом представляет себя Израиль на международной арене, его позиции и приоритеты. Для объективности информации будут представлены речи, которые имеют различные временные рамки, и лидеров из разных сфер деятельности. Также будет рассмотрена  программная речь премьер-министра Израиля Б. Нетанияху в Бар-Иланском университете в 2009. Эта речь помогает понять позицию Израиля последние пять лет, а также его направленность, цели и задачи к которым стремиться государство. Мнения о позиции Израиля различны, они зависят от личных качеств самого лидера, от его жизненных позиций, нравов и взглядов.

Согласно представленной официальной точке зрения долгое время народ Израиля был в скитаниях и не имел собственного государства. Много страданий пришлось пережить израильскому народу  за их землю и за право быть еврейской нацией. Как не удивительно ни египетское иго, ни Холокост, ни дискриминация, ни продолжительная Арабо-Израильская война  не заглушили у израильтян чувство патриотизма. Более того они стараются быть еще более сплоченной нацией. Брандо Марлон, американский актёр театра и кино подчеркивает тот факт, что евреям удалось не только сохранить себя как нацию, но и добиться больших успехов во всех сферах деятельности: «Одной из величайших загадок, всегда занимавших меня, было то, каким образом евреи, составляющие такое крохотное меньшинство среди населения земли, смогли достичь таких высот и отличиться в стольких различных областях:  в науке, музыке, медицине, литературе, искусстве, бизнесе и так далее. Если перечислить самых влиятельных людей за два последних столетия, в первой тройке окажутся Эйнштейн, Фрейд и Маркс - все евреи. И в этом списке будет еще много евреев. И все они - потрясающие люди. Представьте себе преследования, которым они подвергались веками: погромы, сожжение храмов, набеги казаков, уничтожение целых семей, рассеяние народа и Холокост»29. Брандов данном отрывке обращает внимание на то, что евреи не просто нация, которая боролась за свое существование, но так же нация, которая имеет выдающихся личностей, прославивших свой народ.

Желание создать свое государство всегда было в сердцах евреев, но различные факторы долгое время препятствовали им в этом. Французский историк, социолог Пьер Бирнбаум предлагает следующее мнение:  «Со времени разрушения Второго Храма и до 1948 года институт собственного государства не имел отношения к судьбе евреев. Блуждая от одного чужого дома к другому, или в заточенные в стенах гетто, или защищенные могущественными авторитарными государствами, которые заботились о том, чтобы сохранить нерушимой власть над всеми своими подданными, евреи всегда пребывали в страхе перед государством и в надежде на государство»30. Желание создать свое собственное государство и объединить всех раскиданных по свету евреев стало появляться все больше и больше у определенных личностей. Данное явление впоследствии  получило свое название как «Сионизм».  Сионизм - еврейское национальное движение, ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Эрец-Исраэль, а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается31.  «Слово «сионизм» является производным от топонима Сион который уже в книгах пророков использовался для обозначения Иерусалима, в особенности, когда подчеркивалась роль города как духовного центра иудаизма; при этом Эрец-Исраэль нередко именовалась «дщерью Сиона», а еврейский народ«сынами Сиона»32. Первым человеком, который активно начал заниматься продвижением идеи о строительстве государства для евреев и о возвращении их свою историческую родину стал -Теодор Герцль.Сторонниками сионизма были не только еврейские лидеры того времени, но также Наполеон Бонапарт, королева Виктория, Джон Адамс и многие другие. День за днем это движение расширялось и обретало все больше и больше последователей. Данная идея начала активно действовать в конце XIX века. Евреи со всех частей планеты начали возвращаться на свою родину. Евреи заняли часть Палестины, которая была сильно заболочена и была не пригодна для жизни на ней, но один из лидеров сионистского движения постарался убедить людей, что через некоторое время тут появится процветающее государство. Много усилий пришлось приложить для этого. Первый президент Израиля,  Давид Бен-Гурион, и человек, который  сыграл не малую роль в создании государства Израиль, говорил следующее по данному поводу: «Родину не дают и не получают в подарок, не приобретают в результате политических соглашений, не покупают за золото и не завоевывают кулаками. Ее строят в поте чела».33 Он  стал одним из тех людей, которые строили данное государство. В данном высказывании можно подчеркнуть,  тот момент, что государство было построено трудом и совместными усилиями, а не было  просто приобретено или отвоевано у других народов. Бен-Гурион подчеркивает тот факт, что также эта земля не досталась народу Израиля как подарок. Данная земля стала заслугой израильского народа. В мае 1948 года Голда Меир стала одной из двух женщин подписавших Декларацию независимости Израиля.  Ей принадлежат следующее слова: «Государство Израиль! Глаза мои полны слез, руки дрожат. Мы сделали еврейское государство реальностью, - и я, ГолдаМабович-Меерсон, дожила до этого дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоздали Еврейскую Родину»34. Наконец мечта всех евреев стала реальностью. В данном высказывании еще раз подчеркивается тот факт, что евреям пришлось приложить немало усилий, чтобы жить в своем государстве. Провозглашение Израиля, еврейским государством стало лишь началом пути. Сразу после провозглашения создания государства Израиль, началась война за независимость. 1948 – 1949 гг. – арабо-израильская война. В результате этой войны последовал захват Израилем значительной части палестинской территории.Израиль не допустил создания Палестинского арабского государства. 1967г. Произошла следующая арабо-израильская война. Множество потерь было с обоих сторон. Призыв к миру, всегда был одним из главных, со стороны лидеров Израиля. Политические лидеры Израиля неоднократно становились призерами Нобелевской премии в номинации за «Мир». На вручении Нобелевской премии мира в 1994 году прозвучала речь, от Ицхака Раббина, в которой он произнес: « Мы призываем самых лучших и самых мужественных молодых людей в ряды нашей армии. Мы даем им обмундирование, которое стоит целое состояние. Мы обучаем и готовим их к тому дню, когда им придется выполнить свой долг, и надеемся, что они сделают это хорошо. И, однако, мы отчаянно молимся о том, чтобы этот день никогда не наступил. В государстве Израиль мы всегда рассматривали святость человеческой жизни как наивысшую ценность»35. Исходя из слов Ицхака Раббина, можно сделать следующее заключение, что государство Израиля дорожит своими гражданами  и также выступает против войны, и выступает активно за мир между государствами, так как не хочет терять своих граждан.

Однако следует отметить, что, к примеру, на службе в военно-воздушных силах Израиля в 2002 г. состояло около 36 тысяч человек. Во время мобилизации персонал израильских ВВС достигает приблизительно 91 тысячи человек. ВВС Израиля имеют по разным данным до 800 боевых самолетов, в том числе 628 — на вооружении и 172 (57 - модели «Скайхок» и 115 - модели «Кфир») - на оперативном хранении (то есть поддерживаются в боеспособном состоянии; предназначены для продажи за границу или использовании в экстренной ситуации) - больше, чем в армии любой из граничащих с Израилем стран (у Египта - 505, у Сирии - 451, у Иордании — 97, у Ливана боевых самолетов нет). По оценкам на 2002 г. (более свежие данные пока не опубликованы), при полной мобилизации израильские сухопутные силы насчитывают около 521 тысячи человек (141 тысяч военнослужащих на действительной службе и 380 тысяч резервистов) - 16 дивизий (в том числе 12 бронетанковых), а также 76 бригад.36 Доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на военные нужды, составляла в 2006 году 9%.37

Следующий нобелевский лауреат Шимон Перес,  действующий президент Израиля, также в своей речи призывал к миру и согласию. Он также подчеркивает тот факт, что сами израильтяне не были инициаторами войны, а лишь защищались и боролись за землю, которая им принадлежит. Он также подчеркивает тот факт, что армия Израиля является непобедимой, и в будущем стоит задуматься о разжигании нового конфликта. «Мы выходим из состояния войны и вместе идем к миру…Войны, которые мы вели, были нам навязаны. Благодаря нашей армии, мы всегда побеждали, но пока еще не сумели одержать самой главной победы: над необходимостью выигрывать войны…Еврейский народ несетлюдям идею о том, что вера и высокая нравственность победят все невзгоды»38. (Из речи Шимона Переса на церемонии вручения Нобелевской премии в 1994-м году.) Еще раз подчеркивается та идея, что сами евреи мирный народ и не хотят войны, а все что они делают лишь средство самозащиты. Более того, автор обращает внимание, что вера поможет прекратить войны. Ценности, которые есть у еврейского народа, могут тоже помочь при разрешении данного конфликта, хотя если вспомнить о том, что даже иудаизм допускает «месть» как нормальное явление, весьма интересно, как такие ценности могут помочь при разрешении данного конфликта.

Вывод.

Таким образом, в самопрезентации Израиля концепт Эрец-Исраэля как земли выстраданной и заслуженной является консолидирующим для евреев. В этом смысле теория Бенедикта Андерсона о воображаемых сообществах весьма уместна здесь к применению. Согласно Андерсону воображаемое сообщество отличается от реального сообщества, потому что оно не может быть основанным на повседневном общении лицом-к-лицу его участников. Вместо этого, его участники удерживают в своём сознании ментальный образ своего сходства. Нация является воображённой, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности»39. Безусловно, нация — это не всё человечество, и специфика её феномена именно в противопоставлении другим нациям. Нация всегда стремится к  автономии, залогом которой является суверенное государство. Кроме того, нации являются сообществом потому что «независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как глубокое, горизонтальное товарищество. В конечном счете, именно это братство на протяжении двух последних столетий дает многим миллионам людей возможность не столько убивать, сколько добровольно умирать за такие ограниченные продукты воображения»40.

Информация о работе Влияние религии на нациестроительство в Израиле