Влияние религии на нациестроительство в Израиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о взаимосвязи религии и политики в процессе нациестроительства, как правило, рассматривается в двух аспектах: как политизация религии и как обратное влияние религии на политику. Политизация религии подразумевает наличие общей религии, которая создает или способствует обретению смысла национального единства, общей связи среди граждан страны. Что касается влияния религии на политику, то здесь подразумевается поддержка национального самосознания, подобного общей этнической принадлежности, языку или культуре. Влияние религии на политику всегда носит идеологический характер, где текущие интерпретации религиозных идей вдохновляют политическую активность и действие; например, законы приняты, чтобы способствовать более строгой религиозной приверженности.
Влияние религии на нациестроительство в Израиле, есть пример влияния религии на политику, который не может не вызывать исследовательский интерес.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии……………………………………………10
§1. Историко-категориальный анализ понятий нации и нациестроительства…………………………………………………………..10
§2. Понятие и принципы иудаизма………………………………………......19
Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества……....28
§1. Политико-правовая система Израиля…………………...……………….28
§2. Религия и государство………………...………………………………......35
Глава III. Самопрезентация государства Израиль………………..……41
§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт…………….……………...41
§2. Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества…………...49
Заключение ......................................................................................................57
Список использованной литературы...........

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 116.11 Кб (Скачать)

 

 

КНУ

 

 

 

 

 

 

Влияние религии на нациестроительство  в Израиле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бишкек – 2014

Содержание

Введение..............................................................................................................3

Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии……………………………………………10

§1. Историко-категориальный анализ  понятий  нации и нациестроительства…………………………………………………………..10

§2. Понятие и принципы иудаизма………………………………………......19

Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества……....28

§1. Политико-правовая система Израиля…………………...……………….28

§2. Религия и государство………………...………………………………......35

Глава III. Самопрезентация государства Израиль………………..……41

§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт…………….……………...41

§2. Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества…………...49

Заключение ......................................................................................................57

Список использованной литературы..........................................................61 
Введение

В последние десятилетия исследователи отмечают все больше пересечений религии и политики, возникающие между ними смысловые единства и переплетения. Религия становится весомым политическим фактором во многих странах мира, причем ее значимость растет поступательными темпами. Следует отметить, что в современном мире под влиянием глобализации религия имеет все меньшее отношение к вере, и обретает все большие взаимосвязи с идентификационными характеристиками социальных и государственных систем. Религия как традиция, культурные нормы и ценности становится дополнительным и довольно ярким цивилизационным маяком, базисным основанием социокультурных идентичностей, одним из устойчивых социокультурных кодов, ключей от цивилизаций. Это позволяет говорить о том, что религия все больше выступает как социально-политический инструмент гармонизации социальных систем, очерчивания границ наций-государств и как инструмент политики идентичности.

Вопрос о взаимосвязи религии и политики в процессе нациестроительства, как правило, рассматривается в двух аспектах: как политизация религии и как обратное влияние религии на политику. Политизация религии подразумевает наличие общей религии, которая создает или способствует обретению смысла национального единства, общей связи среди граждан страны. Что касается влияния религии на политику, то здесь подразумевается поддержка национального самосознания, подобного общей этнической принадлежности, языку или культуре. Влияние религии на политику всегда носит идеологический характер, где текущие интерпретации религиозных идей вдохновляют политическую активность и действие; например, законы приняты, чтобы способствовать более строгой религиозной приверженности.

Влияние религии на нациестроительство в Израиле, есть пример влияния религии на политику, который не может не вызывать исследовательский интерес.

Израиль - государство, расположенное на Ближнем Востоке. Общая численность населения на 2013 год составляет около 8 миллионов. Израиль является унитарным государством с парламентской формой правления. Несмотря на почти полное отсутствие природных ресурсов, объем ВВП составляет около  29 400 долларов США на душу населения. Основное население страны — 75,4 % — евреи, 20,6 % — арабы, 4 % — прочие. О своей независимости Израиль объявил в 1948 году. Согласно декларации о независимости, Израиль является еврейским государством. В Израиле формально отсутствует официальная религия, но она и не отделена от государства. Согласно Израильскому Центральному Бюро статистики, на конец 2010 года 75,41 % израильтян являлись иудеями, 17,17 % — мусульманами, 1,98 % — христианами, 1,65 % — друзами, и оставшиеся 3,79 прочие. Израиль имеет богатую историю, разнообразность обычаев и праздников, а также ему присуща уникальность во многих аспектах. У израильтян  также существует и необычное понимание своего государства. Они воспринимают его не просто как территорию проживания, но и придают ему особое место в обществе и на международной арене. Вот что говориться в декларации независимости Израиля: «В Эрец-Исраэль (Израиле) родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг»1.  Удивительно, что в основном слово «Израиль» обозначает одновременно и народ и государство. 

 В Израиле существует  неоднозначная форма проявления  связи религии и государства. В данной работе будет рассмотрен  процесс влияния религии на  нациестроительство в государстве  Израиль.

Актуальность выбранной темы обусловлена многими причинами. За последние несколько лет полемика о связи религии и государства весьма актуальна. Статус о религии в обществе, образовании, культуре, политике становиться все более обсуждаемым. Так, например, вопрос о введение курса религиоведения в учебную программу в России или внесение поправок в закон о «Свободе вероисповедания» Кыргызской республики в 2008 году, или закон во Франции  «О запрете ношения религиозной символики в государственных учебных заведениях». Все эти вопросы вызвали резонанс, как внутри государства, так и за его пределами. Кроме того, вопрос о  нациестроительстве и  его компонентах также является весьма актуальным. С распадом колониальной системы и позже СССР, на международной арене появляется множество новых независимых государств. Соответственно возникает вопрос об идентичности национального государства, и процессе нациестроительства в нем.

Следующая причина, по которой вопрос о нациестроительстве в Израиле является актуальным, это постоянное прибытие в государство, выходцев из стран СНГ и их ассимиляция в данном государстве. На данный момент в Израиле проживает более миллиона выходцев из бывших социалистических республик. Данный фактор следует учитывать при использовании религии как компонента в нациестроительстве государства Израиль. Понимание переплетений и пересечений политики и религии на примере Израиля может быть полезным в понимании процесса нациестроительства в странах, где вопрос о религии является одним из дискуссионных, как например, в Кыргызстане.

Цель данной работы заключается в анализе  влияния религии вообще, и иудаизма в частности, на нациестроительство в Израиле, с учетом уникального характера влияния религии на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Проблемными вопросами в данной работе являются:

  • Каков характер взаимосвязи религии и политики в израильском обществе?
  • Каким образом используется религия в качестве консолидирующего фактора?
  • Что собой представляет конфликт между «светской» и «религиозной» частью общества в Израиле?
  • Какова позиция Израиля на международной арене?

Задачи данной работы заключаются в следующем:

  1. Изучить понятия: нация, национальное сознание, нациестроительство.
  2. Рассмотреть специфику  политической и законодательной системы Израиля.
  3. Проанализировать  основные принципы иудаизма и религиозные компоненты в законодательной базе Израиля.
  4. Определить ведущие идеи само-презентации Израиля и их оценку со стороны других стран.
  5. Выявить  наличие религиозных аспектов в само-презентации Израиля.

Гипотеза.  Несмотря на то, что в Израиле официально религия отделена от государства, религиозные нормы пронизывают повседневную жизнь каждого израильтянина и являются вспомогательным компонентом в нациестроительстве государства Израиль.

Объектом данного исследования является процесс – нациестроительства и роль религии в этом процессе

Предметом данного исследования является - влияние религии на нациестроительство в Израиле.

Новизна работы. Если говорить непосредственно о роли религии в Израиле, следует обратить внимание на то, какую роль играет Израиль в региональной и мировой политике. Стабильность внутри государства, влияет и на стабильность за его пределами. Вопрос о взаимосвязи религии и государства в Израиле был изучен отечественными и зарубежными авторами. В тени остается вопрос, каким образом религия проявляет себя в процессе нациестроительства в Израиле, в данном подходе и заключается новизна данного исследования.  

Методы анализа используемые в данной работе: исторический метод и  качественный контент-анализ (в изучения нормативно-правовой документации по теме), а также дискурс-анализ для понимания доминирующих идей в само-презентации Израиля. Данные методы были выбраны, так как они помогают лучше изучить, понять и проанализировать сущность данного вопроса.

В работе будет использована следующая литература: монографии, научные статьи, аналитические работы   по данной теме, книги различных авторов, новостные источники. Также будут рассмотрены законы Израиля и речи различных лидеров в Израиле, а также  зарубежных общественных деятелей.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава состоит из двух основных параграфов, где  рассматриваются понятия: нации, нациестроительства, иудаизм и его основные принципы.

Вторая глава также состоит из двух основных параграфов, которые включают в себя: особенности политической системы Израиля, а также наличие в них религиозного компонента.

Третья глава посвящена вопросу о само-презентации Израиля и отношение к этой самопрезентации со стороны других стран.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Практическое и теоретическое значение работы заключается в том, что данная работа может быть использована как теоретический материал при изучении влияния религии на нациестроительство в Израиле. Кроме того, с практической точки, мы можем рассмотреть на примере Израиля эффективность или, наоборот, непродуктивность использования религии как компонента в процессе нациестроительства. Как следствие, возможно определение эффективности использования израильского подхода в процессе нациестроительства в других государствах. Представленная работа может быть интересна для политологов, юристов, специалистов в области международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии

§1. Историко-категориальный анализ  понятий  нации и нациестроительства

В данном параграфе будут рассмотрены развитие и эволюция понятия нации, национальное сознание, понятие и основы нациестроительства в целом и особенности нациестроительства в Израиле в частности.

 Рассуждая о национальном  сознании необходимо определить  основные компоненты, которые его  определяют и составляют его.  Одним из данных компонентов  является понятие нации. Понятие  нации многозначно, и зависит  от множества факторов. В течение  столетий оно эволюционировало  и принимало новые формы. В  древности оно обозначало «общее  происхождение» и было синонимом понятия gens - «племя». В словаре по политологии под редакцией В.Н. Коновалова говорится: «Нация - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание».2 Такое восприятие у первобытного общества легко объяснить, в первую очередь из-за отсутствия постоянного ареала обитания. В данном случае лишь общий язык, обычаи и традиции являются консолидирующим фактором. «В этом смысле нации изначально являлись сообществами людей одного и того же происхождения, еще не объединившихся в политическую форму государства, но связанных совместным поселением, общим языком, обычаями и традициями»3, - пишет немецкий философ и социолог Ю. Хабермас.

Со временем понятие нации изменилось и приобрело новое значение, оно перестало связываться с естественными характеристиками, и стало носить более социально-политический характер.  Наиболее заметным этотсдвиг становится в Средние века, когда нацией начали называть местные сообщества, объединенные языковой или профессиональной общностью, а во времена М. Лютера термин «нация» стал иногда употребляться для обозначения сообщества всех сословий в государстве.

Начиная с XV в. термин «нация» использовался аристократией все в большей мере в политических целях. Так, у нации появляется еще одно определение: «Нация — совокупность граждан одного государства как политическая система»4. Следует отметить, что политическая концепция «нации», прежде всего, охватывала только тех, кто имел возможность участвовать в политической жизни, тем самым оказывая серьезное влияние на процесс формирования национального государства. Борьба за участие в строительстве такого государства зачастую принимала форму конфронтации между монархом и привилегированными классами, которые часто объединялись в рамках сословного парламента. Эти классы нередко выставляли себя защитниками «нации» (в политическом смысле этого термина) перед лицом двора. В XVII в. определение нации изменилось, т.к. политические ценности сместились в сторону понятия "нация-государство". Так, например, в Англии и Франции в силу разложения старого социально-политического порядка, основанного на династическом принципе, понятие нации стало связываться с категориями «гражданство» и «государство», означая территориально-политическую принадлежность конкретного сообщества. В частности, Дени Дидро в своей «Энциклопедии» определяет нацию как значительное число людей, живущих на одной территории и управляемых одним правительством.  В период XVI-XVII  веков этническое происхождение перестает связываться с понятием нации. Нация все больше отождествляется с государством. С появлением современной концепции национализма, под которым понимается сильно развитое чувствокультурного исторического и территориального единства, люди осознали свое право проживать в своих собственных национальных государствах.

В изучении феномена нации выделяются три теоретических подхода: примордиальный, конструктивистский и инструменталистский. Первые понятия о нации носили примордиалисткий характер. Термин примордиальный (первичный, первоначальный)  происходит от лат. Primordialis, что означает  первоначальный, изначальный, а также от primordium  - начало, происхождение.  Примордиализм (Ю. Бромлей) рассматривает нацию исходя из понятия этнической группы, которая понимается как изначально данное и неизменное объединение людей «по крови», с четко проявленными постоянными признаками. «Еще в трудах немецкого философа и теолога Иоганна Готфрида фон Гердера нации — как и индивиды — воспринимались в качестве действующих лиц истории, обладающих собственным характером или душой, миссией, волей, духом; у них есть исток/место рождения — в национальных мифах это, как правило, колыбели — и родословная (обычно по отцовской линии), а также жизненные циклы, включающие рождение, периоды расцвета и увядания и боязнь смерти; в качестве своего материального референта они имеют территории, ограниченные, подобно человеческому телу. Нациям, по аналогии с индивидами, приписывают некую идентичность, часто основываемую на так называемом национальном характере. Таким образом, национальная идентичность существует на двух уровнях: на уровне индивидуального чувства национальной принадлежности и на уровне идентичности коллективного целого по отношению к подобным ему другим»5

Информация о работе Влияние религии на нациестроительство в Израиле