Влияние религии на нациестроительство в Израиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о взаимосвязи религии и политики в процессе нациестроительства, как правило, рассматривается в двух аспектах: как политизация религии и как обратное влияние религии на политику. Политизация религии подразумевает наличие общей религии, которая создает или способствует обретению смысла национального единства, общей связи среди граждан страны. Что касается влияния религии на политику, то здесь подразумевается поддержка национального самосознания, подобного общей этнической принадлежности, языку или культуре. Влияние религии на политику всегда носит идеологический характер, где текущие интерпретации религиозных идей вдохновляют политическую активность и действие; например, законы приняты, чтобы способствовать более строгой религиозной приверженности.
Влияние религии на нациестроительство в Израиле, есть пример влияния религии на политику, который не может не вызывать исследовательский интерес.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Обзор основных историко-теоретических категорий нациестроительства и религии……………………………………………10
§1. Историко-категориальный анализ понятий нации и нациестроительства…………………………………………………………..10
§2. Понятие и принципы иудаизма………………………………………......19
Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества……....28
§1. Политико-правовая система Израиля…………………...……………….28
§2. Религия и государство………………...………………………………......35
Глава III. Самопрезентация государства Израиль………………..……41
§1. Эрец-Исраэль как идеологический концепт…………….……………...41
§2. Самопрезентация Израиля в глазах мирового сообщества…………...49
Заключение ......................................................................................................57
Список использованной литературы...........

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 116.11 Кб (Скачать)

1. «Города и земля Израиля  будут опустошены (Лев. 26:31, 33).

2. Храмы будут разрушены, богослужение прекратится (Лев. 26:31).

3. На земле иудеев поселится  другой народ (Лев. 26:33).

4. Иерусалим будет взят  в осаду врагами (Лк. 19:43).

5. Осада будет тяжелой (Лк. 19:43).

6. Население будет в  нем истреблено (Лк. 19:44).

7. Город и храм будут  разрушены (Лк. 19:44; Мф. 24:2).

8. До штурма города  христиане смогут покинуть его (Лк. 21:20—21).

9. Опустошенные города  и земли возродятся (Иез. 36:83).

10. Удивление иных народов  быстрому возрождению страны (Иез. 36:35).

11. Израильтяне будут собраны  из всех народов, где они были  рассеяны и будут приведены  в свою землю (Иез. 36:24)»15. Рассуждая о «пророчестве», к которому так придерживаются евреи, можно усомниться  в его свершении и истине. Можно сказать, что данный факт является вымышленным, но рассмотрев данный пример и сравнив его с историей, можно увидеть множество сходств. Вопрос о том, специально ли евреи подстраивают все происходящие события, под данное пророчество или это действительно «план Божий» дарованный еврейскому народу является предметом многочисленных интеллектуальных спекуляций.

Подводя итоги, следует сказать, что основные принципы иудаизма заключаются в: вере в единого, всемогущего Бога; соблюдение законов, которые прописаны в Торе; свершение пророчества. Консолидирующим фактом является то, что у евреев есть общая цель-миссия. Эта миссия заключается в совершении пророчества. Вопрос о том, что не все евреи следуют данным правилам отпадает, так как для того чтобы называть себя евреем, нужно быть рожденным от матери еврейки, соблюдать правила Торы, и произвести ряд обрядов, которые прописаны в Торе. Государство, согласно Торе, исполняет роль, места, в котором все евреи должны собраться.

 

Вывод

Таким образом, понятие нации эволюционировало на протяжении столетий. Оно изменялось и приобретало новые формы. Для определения еврейской нации, был взят конструктивисткий подход. Это было обусловлено тем, что, несмотря на то, что еврейская нация пропитана примордиалистским духом, современная общность является полностью выстроенной согласно конструктивному подходу. Для более точного понимания о данной нации, было взято определение Б. Андерсена, в котором говориться, что нация - этовоображаемая политическая общность. Данная общность была выстроена при помощи некоторых компонентов религии. Эти компоненты были взяты из иудаизма. Для евреев иудаизм больше чем просто религия  или философия жизни. Это образ жизни, так как иудаизм содержит ряд правил и норм, которые охватывают многие аспекты жизни, как простого человека, так и всего государства в целом. Вопрос о дальнейшем использовании религии, как вспомогательного инструмента  в Израиле, стоит весьма остро. Это связанно во многом с репатриантами со стран СНГ, а так же и с другими этническими группами. Данный вопрос регламентируется непосредственно в правовой системе Израиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Историко-правовые основы Израильского общества

§1. Политико-правовая система Израиля

В данной главе будет рассмотрены следующее вопросы: правовая система в Израиле и ее эволюция; юридические и формальные способы контроля в израильском обществе, а также наличие в них религиозного аспекта. 

Государство Израиль официально было основано 1 августа 1948 года, по решению Генеральной ассамблеи -  ООН принятого от 29 ноября 1947 года. Лишь только двум государствам, Израилю и Индии, удалось получить право на независимость в послевоенное время. Израиль является парламентской республикой, в которой фактическим руководителем государства является премьер-министр, на президента возложены лишь формальные - церемониальные задачи. В Израиле отсутствует государственная религия, но она и не отделена от государства. Наличие религиозных норм прослеживается во многих жизненных аспектах израильтян, как на политическом, так и на бытовом уровне.

Структура власти в Израиле представлена следующими компонентами:

  • президент
  • исполнительная власть-правительство, главой, которого является премьер-министр
  • законодательная власть - политические партии, парламент (Кнессет)
  • высший орган судебной власти – Верховный суд Израиля (Высший суд справедливости)
  • Органы местного самоуправления-муниципалитеты
  • Государственные религиозные учреждения, верховный раввинат, местные религиозные советы.

Так как Израиль является парламентской республикой, президент исполняет лишь церемониальные и представительские функции. Обязанности и права президента определены в Основном законе «Президент государства». Президент избирается Кнессетом на семилетний срок. Президент имеет право добровольно покинуть свое место, оповестив о данном решении Кнессет. Также президент может быть отрешен от своей должности Кнессетом. Президент может приостановить свои полномочия в связи с выездом за границу или в связи с болезнью (сроком не более 3 месяцев). В соответствии с параграфом 11 закона «Президент государства», Президент подписывает законы, принятые Кнессетом, и международные соглашения, кроме законов, касающихся института президентства, а также принимает верительные грамоты у послов иностранных государств. Президент может назначать судей и послов, только с соглашение премьер-министра или одного из министров. Президент имеет право помиловать преступников. Преступник может обратиться к президенту только один раз в своей жизни, и его просьба будет рассмотрена. В отличие от других, так называемых религиозных государств, в Израиле президент публично и открыто не говорит о религии. Он не произносит инаугурационную речь, держа руку на Библии, как делают, к примеру, в США. Лишь только в своих речах и взглядах на ведение политики, прослеживаются идеи иудаизма.

Правительство назначается премьер-министром и подтверждается Кнессетом. На данный момент в Израильском правительстве заседает 24 министра. Согласно Израильскому законодательству один и тот же человек может стоять во главе нескольких министерств. Так, например, премьер-министр Барак является также министром обороны, а Б. Нетаньягу являвшийся премьер-министром, был также министром строительства. Премьер-министр является реальным главой исполнительной власти, так как обязанности президента сильно ограничены. Премьер министр избирается сроком на 4 года.16

В роли парламента в Израиле выступает Кнессет – «высший законодательный орган Государства Израиль, представляющий собой однопалатный парламент из 120 представителей, избираемых на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования17». Главные функции Кнессета включают в себя: принятие законов; выборы Президента страны; выборы Государственного контролёра; обсуждение внутренних и внешних проблем; принятие годового бюджета. Если президент отсутствует в стране, Кнессет исполняет его функции. Основная деятельность Кнессета заключается в рассмотрении законопроектов. Члены Кнессета обладают неприкосновенностью. Политические партии являются проходным билетом в Кнессет. Для участия в выборах партии должны пройти регистрацию. На данный момент в Израиле зарегистрировано несколько десятков политических партий. Таковых постоянных около 20. Их можно разделить по следующему принципу: правые, религиозные сионистские, "Харедимные" (религиозные не сионистские), центристские, левые, ультралевые (арабские).

В Израиле отсутствует писаная конституция, поэтому юридическая практика основывается на одном из четырех источников:

  • "Еврейское право", сформулированное в Талмуде и еврейском религиозном законодательстве;
  • "Оттоманское право", то есть система законов Оттоманской империи;
  • "Английское право" (со времён британского мандата);
  • "Израильское право": законы, установленные Кнессетом, а также постановления Верховного Суда, распоряжения муниципалитетов и т.д.;18

Судебная система в Израиле представлена различными судами, которые можно разделить на две основные категории:

1.Обычные суды, которые занимаются как гражданскими, так и уголовными делами в случаях, если таковые не подлежат юрисдикции одного из специальных судов.

2.Специальные суды: еврейский религиозный суд; суд по трудовым конфликтам; военный суд; религиозные суды разных религиозных общин; некоторые другие специальные суды.

Территория Израиля поделена на территории, каждая из которых, подчиняется тому или иному муниципалитету. Общее число муниципалитетов составляет 250. Они делятся на три вида: городской совет, местный совет и районный совет. Муниципалитет может принимать «местные законы», которые будут действовать на его территории.

«Верховный Раввинат ("а-Рабанут а-Рашит") имеет особый статус.  Он представлен перед Государством - общностью израильских раввинов и должен вырабатывать общую для раввинов точку зрения в вопросах, разрешение которых необходимо для Государства (и таким образом является учреждением религиозным по определению). Статус Верховного Раввина чем-то близок к статусу Президента: имея мало полномочий (впрочем, несколько ниже мы уточним это положение), носящий этот титул обладает моральным авторитетом; одной из главных его функций, записанных в законе, является "приближение народа к еврейским ценностям". Как и Президенту страны, Верховному Раввину запрещено заниматься политической деятельностью.          Поскольку до настоящего дня в Израиле отсутствует конституция, роль конституции исполняют Основные законы Израиля. Они контролируют действия парламента,  и гарантируют соблюдение основных прав и свобод граждан.  Отсутствие конституции в Израиле было вызвано тем, что политические элиты не смогли прийти к общему консенсусу в принятии конституции. «Еще в декабре 1947 года правление Еврейского агентства поручило Иехуде Пинхасу Коэну - секретарю данного агентства, подготовить черновой проект, который мог бы стать основой для обсуждения будущей конституции еврейского государства». Так как отдельные члены Кнессета противились данному принятию, а впоследствии из-за войны за независимость, принятие конституции было отложено. Два года спустя отдельные члены Кнессета первого созыва пытались добиться включения в Закон о переходном периоде параграфа, обязывающего Кнессет принять единый Основной закон, однако потерпели неудачу, прежде всего – из-за противодействия правящей Рабочей партии, бывшей едва ли не единственной нерелигиозной партией выступавшей против конституции. Парадоксально, но среди противников принятия конституции, учредительным собранием, был  ЗерахВархафтиг - председатель конституционной комиссии в 1948 году. Впоследствии он стал депутатом Кнессета и министром по делам религий (этот пост он занимал в 1960-1974 годы)»19. «У религиозных партий был свой проект, подготовленный Лео Коном и одобренный партиями АгудатИзраэль, Мизрахи и Ха-ПоэльМизрахи. Левые партии не могли согласиться с этим проектом, так как он содержал ряд сомнительных положений,  например, что президентом страны может быть только еврей»20. Тема принятия конституции неоднократно поднималась на заседаниях Кнессета (парламент Израиля) первого созыва вплоть до июня 1950 года, когда было решено принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Инициатором такого решения стал депутат ИзхарХарари.

Первый из ныне действующих Основных законов — О Кнессете — был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов:

  • О землях Израиля (1960),
  • О президенте государства (1964),
  • О правительстве (1968),
  • О государственной экономике (1975),
  • Об армии (1976),
  • О Иерусалиме, столице Израиля (1980),
  • О судопроизводстве (1984),
  • О Государственном контролере (1988),
  • О свободе деятельности (1992),
  • О свободе и достоинстве человека (1992).

Свобода, достоинство и права человека стоят на первом месте в Израиле, и это отображается в законах данной страны.  

Вывод.

Говоря о политико-правовой системе Израиля, можно сделать вывод, что в данном государстве существует четкое разделения трех ветвей власти. Судебная, законодательная и судебная власти отделены друг от друга. Действует четкая система сдержек и противовесов. Интересен тот факт, что статус верховного раввина, приравнивают к статусу президента, а иногда даже отдают больше привилегий и почестей данному лицу.  Парламент представлен партиями, различных направлений, среди которых также есть и религиозные партии. В свою очередь религиозные партии сыграли не малую роль в том, чтобы в Израиле не была принята писаная конституция, так как они считают, что конституцией Израиля должна быть Тора. Также при содействии религиозных партий, в Израиле были приняты законы, которые являются выигрышными для религиозной части населения, особенно для ортодоксальных евреев. О данных законах пойдет речь в следующем параграфе.

§2. Религия и государство

Религия в Израиле, не имеет официального статуса, но пронизывает сущность израильского общества. Отношение государства и религии в Израиле имеет довольно специфический характер. Израиль не является религиозным государством, как принято в соседних мусульманских странах. Законы принимаются парламентом, который был избран демократическим путем. С другой стороны повседневная жизнь израильтян связана с талмудическими законами иудаизма. Школы и армии во многом не отделены от религиозных организаций. Судопроизводство в области соблюдения личных прав и свобод граждан осуществляется посредством раввинских судов, от вероисповедания зависит и правовой статус гражданина.

Политическая и правовая система Израиля во многом подвергается критике. Критика заключается в том, что во многих вопросах пересекаются религиозные и нерелигиозные точки зрения. Вот что об этом пишет автор книги «Политические структуры государства Израиль» Зеэв Гейзель: «Эта система отражает, с одной стороны, сложную религиозно-этническую специфику Израиля; с другой стороны, в большинстве своих черт имеет британское происхождение - хотя и, разумеется, в израильском исполнении. Нет также сомнения, что еврейское право (и его прецедентное построение) оказывают сильное влияние на израильских судей»21. Автор приводит следующие доказательства по этому вопросу: «Хотя израильский закон формально предусматривает смертную казнь, однако отрицательное отношение к ней иудаизма привело к тому, что на практике смертный приговор был приведен в исполнение лишь дважды: в 1962 г. был казнён А. Эйхман, ответственный за уничтожение 6 миллионов евреев в нацистской Германии, а во время Войны за Независимость - майор М. Турянский за предательство и шпионаж в пользу врага»22. На данном примере мы видим, как происходят разногласия в разрешении спорных вопросов между религиозной и светской частью населения.

Информация о работе Влияние религии на нациестроительство в Израиле