Влияние религии на политику

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:56, реферат

Краткое описание

Рассматривается каким образом религия влияет на политику. Последствия этого взаимодействия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1.Ретроспектива взаимоотношений религии и политики…………………....4
2. Структура взаимоотношений политики и религии……………………..…7
3.Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии…………..……9
3.1 Влияние политики на религию……………………………………..….… 9
3.2 Функции , которые реализует религия по отношению к политике……11
3.3 Основные направления влияния религии на политику………….…….12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………….….17

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образовани1.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.Ретроспектива  взаимоотношений религии и политики…………………....4

2. Структура  взаимоотношений политики и религии……………………..…7 

3.Взаимовлияние  и взаимные функции политики и религии…………..……9

  3.1 Влияние политики на религию……………………………………..….… 9

  3.2 Функции , которые реализует религия по отношению к политике……11

  3.3 Основные направления влияния религии на политику………….…….12 

Заключение……………………………………………………………………...16 

Список литературы………………………………………………………….….17 
 

 

Введение

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозная система  представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных  представлений большинства мировых  религий записаны людьми в священных  текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены  непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве  религий важную роль играют священнослужители

Религия может  быть использована политическими деятелями  для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических  политических лидеров, склонных становиться  народными идолами. Явление, когда  светские власти имеют чрезмерное влияние  на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Ретроспектива  взаимоотношений религии и политики. 

В течение всей человеческой истории служители культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих интересов. На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. 

Если рассмотреть  детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные  знания не отделялись от естественнонаучных,  а  представляли   единый   комплекс   знаний,   которые  описывали мир в глазах людей  того времени. 

Ребенок  с  детства  усваивал  ту  картину  мира, которая соответствовала полумифическим описаниям.

 

Точно такому же воспитанию подвергались в детстве  и будущие жрецы,  которые, став взрослыми, не утратили своих представлений. Они искренне верили в мифическое основание мира, что, тем не менее, не мешало религии активно влиять на государственное обустройство и на политику в целом. 

В  доантичные  и античные  времена самой главной линией  соприкосновения Религии и политики было божественное обоснование власти правителя.

Такая схема  не вызывала вопросов и была понятна  большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить. Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю.

 Таким образом,  религия укрепляла позиции правителя  и являлась основой внутренней  политики государства.

 Впрочем,  были попытки со стороны   власти  влиять  на  верования  своих

подданных, но они  носили характер исключения, и, как  правило,  не  приводили к существенным изменениям.

Как пример, можно  привести политику фараона Аменхотепа  IV,  принявшего  позднее  имя  Эхнатон.  Он  упразднил  традицию почитания

старых  богов,  велев  почитать  единого  бога  Атона  (Эхнатон — дословно,

угодивший богу Атону). Но  такой порядок продержался недолго,  и сразу после его смерти, при фараоне Тутанхамоне был восстановлен прежний порядок почитания богов. 

Подобная схема  устоялась, и работала вплоть до появления  христианства,

появление которого внесло огромные коррективы в отношения власти с народом. 

Собственно частные  возмущения нормального хода управления государством начались еще при царе Ироде, по приказу которого была проведена операция  по истреблению  первенцев  в  иудейских  семьях,  в  надежде   убить   будущего иудейского царя, о  рождении  которого  было  возвещено. 

Политическое  решение  Понтия Пилата о казни  Иисуса, вообще  можно  посчитать   самым   крупным   вмешательством политики в область религии за всю человеческую историю, по сравнению  с которыми  мелкие притеснения  христиан со стороны языческого Рима именно таковыми и будут казаться, не смотря на то, что представляли собой  порой публичные массовые казни. 

Перечислять  частные  случаи  взаимного  вмешательства   религии   и политики можно  долго, даже если обращать внимание только на самые существенные,  как  то:  установление  Константином   Великим   христианства основной Византийской религией; возвышение Римского папы над всеми европейскими монархами; инквизиция, как способ удаления неугодных  власти персон, с переходом их имущества  в государственную казну; крестовые  походы против неверных и  многое  другое.   

По мере становления  христианства, оно, с точки зрения политики,  приобретало все большую идеологическую мощь. Все от простых крестьян, до монархов прислушивались к голосу церкви. Усилиями нескольких людей к определенному времени была сформирована самостоятельная религиозно-политическая  доктрина. 

Традиционно ссылаются  на две личности, без сомнения оказавших  влияние на рождение христианизированной политической мысли в Европе. Это Августин Аврелий (Блаженный Августин) (354–430 гг) и Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274 гг).  

Государственная власть имела божественный характер, недовольство ею расценивалось как  грех, однако при значительной дисфункции власти оправдывалось даже  покушение  на  тирана.   

С  наступлением  Нового  времени  роль  религии  в  жизни   общества   стала

уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного  развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих географических открытий.

Именно в  это время стал рождаться миф  о противоборстве между наукой и  религией,  имеющий, впрочем, свои основания.  
 

Роль религии  в жизни общества стала приближаться  к современному положению. Развитие философской мысли свело к  минимуму мировоззренческую функцию  религии хотя бы среди образованной верхушки общества, а, именно, оно занималось политическим руководством. 

Относительно  неизменными  оставались   только   позиции   религиозной  морали, которые определяли социальные  нормы,  являющиеся  для   политики   своеобразными рамками и ориентирами. 

При сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила  свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма — отделении церкви от государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура  взаимоотношений политики и религии. 

Можно выделить 4 основных типа взаимоотношений государства  и религии. 

1. Превращение  государственной власти в центр  религии. 

Такое положение  было типично для языческих государств, и ярким примером может служить  Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в  различных  языческих государствах складывались различные степени  почитания и обожествления верховного правителя. 
 

2. Подчинение  государства церковным учреждениям. 

Подобная ситуация имела место в христианской Европе  средневековья. Папа,  считавшийся  наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью  подчиняя государственную власть церковной. 
 

3. Союз государства  с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти.

 Не следует  путать это  с теократией, которая  проявляется во владычестве Бога  в политике посредством правителя. 

Теократией  называют такую  форму правления, когда глава государства и  глава церкви —  одно  лицо  (например,  Папа  Римский  в  Ватикане). 
 

4. Отделение   государства   от   церкви,   крайняя   форма   которого   была

Обязательной  частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству.

В других государствах наблюдаются более спокойные  взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде. 

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на  второй  план,  и  частично  утрачивает  свое  влияние  на  жизнь общества.

Ситуации, когда, наоборот, церковь стремится к  доминированию, ведет к

неизбежной борьбе светской и церковной  власть  за  верховную  роль. 

Именно такая борьба  имела  место  в   средневековой   Европе,   и   окончилась   победой национальной государственной политики над всеевропейским католическим владычеством.

Если  уж  рассматривать  христианский   подход   к   отношениям   церкви   и

государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться  на самой церкви.  

Если для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность  государства  в  этике  приводит  его  к  необходимости  уважать религию.

Для того, чтобы нравственное начало могло оказывать свое позитивное  влияние на политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от государства, ибо религия может существовать только самостоятельно, так как без этого она перестает быть самой собой  и  перестает  рождать  ту  высокую этику, из-за которой она и дорога государству. 
 

Отсюда вывод  об отделении церкви от государства, но отделении не абсолютном, а о  таком способе взаимоотношений  церкви и государства, когда государство  не  берет  на  себя  излишней  и  непосильной обузы руководить религиозными отношениями и снимает  с себя ответственность за действия  церкви. В свою   очередь церковь  тоже не вмешивается в государственную  политику, занимаясь только выполнением  своих специфических функций. 
 

Информация о работе Влияние религии на политику