Православные праздники на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

В богослужебном смысле это дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Файлы: 1 файл

Pravoslavnye_prazdniki.docx

— 77.17 Кб (Скачать)

Печенье-"барашки"В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай или в хлебцы, для того чтобы овечки "водились". В некоторых местах вербные почки сменило специальное печенье "барашки", испекаемое из теста в форме почек и освящаемое вместе с вербой в Лазареву субботу.В Рязанской губернии также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики – "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят-близнецов каждая. Поэтому Вербное воскресенье называлось еще "ягнячьим праздником".Повсеместно был распространен обычай в день первого выгона скота веточками вербы ударять скотину, провожая ее со двора. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, пускали по воде или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод.

Верба-спасительница- Вербе приписывали способность повышать урожайность  
и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили  
в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы,  
веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских  
деревнях вербу втыкали в полосу, веря, что от этого земля скорее  
оживет, а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба.В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор – град, а брошенная в огонь – прекращает пожар. В народе верили, что освященная верба способна защитить от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветви вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, чтобы уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

Великий, или "чистый", четверг – так называют четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. В этот день (за три дня до Пасхи) церковь вспоминает Тайную вечерю – последний ужин Иисуса Христа с учениками, на котором впервые совершилась Евхаристия. Таинство Евхаристии – таинство причастия Плоти и Крови Иисуса Христа – стало главным церковным таинством. На Руси в Великий четверг все верующие старались причаститься в церкви.

Омовение чистой водой-Крестьяне мылись в банях или печках, при этом баню топили не только для себя, но и для умерших "родителей": им оставляли на полке ведро воды и веник и вешали в бане рубахи и полотенца. Они верили, что вода в Великий четверг имеет особую силу, способную очистить человека от несчастий, болезней, дать здоровье и красоту.

Ранним утром в Великий  четверг было принято омываться  чистой водой. Воду надо было брать  до восхода солнца, как говорили: "пока ворон крыло не омочил и  пока детенышей не выкупал", иначе она потеряет свою целебную силу. В южнорусских губерниях умывались и купались обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". Девушки до восхода солнца, стараясь никого не встретить, бегали к реке умыться или даже окунуться целиком, чтобы весь год быть красивыми и любимыми.

Очистительные обряды-В народе Великий четверг называли "чистым", потому что именно в этот день крестьяне совершали очистительные обряды. Во-первых, старались очистить дом, двор, огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком, скоблили ножом. В народе говорили: "Если в Чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". В этот день старались перемыть всю посуду, все перестирать. Крестьяне говорили, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется.

 

Четверговая работа-Великий четверг в народном сознании был днем, который определял судьбу людей на весь год. Поэтому каждое действие крестьянина было наполнено определенным смыслом. Все в крестьянской семье в Чистый четверг старались встать как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, не вырастит хорошего урожая. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шел в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал соху, борону и другие орудия труда, передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь. Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили веревки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили.

"Четверговая свеча"

Вечером этого дня крестьяне  совершали обряды с "четверговой  свечой". Во время вечерней церковной службы крестьяне с зажженными свечами слушали чтение "Двенадцати Евангелий", то есть двенадцати отрывков из четырех Евангелий, посвященных страстям, смерти и погребению Иисуса Христа. В народе огонек этой свечи считался святым. По окончании службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечу иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, затем хозяин со свечой обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. С этой свечой совершался обряд закрещивания: копотью или дымом от свечи ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Все это должно было защитить хозяйство и людей от нечистой силы.

Пасха-Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".Название праздника происходит от еврейского слова "песах", что означает "прохождение, переход, исход". Ветхозаветный праздник Пасхи был установлен иудеями в память об исходе из египетского плена.

Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.

Особое значение праздника  состоит в победе над смертью  и злыми силами, в даровании  людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю.

Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались  хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза  проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.В Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется. "Солнышко скачет в Христов день", – говорили крестьяне. Считалось, если солнце "играет", "трепещет" – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю. Ведь по легенде в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт только через неделю в Фомино воскресенье.

Пасхальное богослужение Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называется полунощница. Во время службы из середины храма в алтарь вносят плащаницу. В полночь раздается колокольный звон (благовест), в церкви зажигаются все свечи и паникадила. Священники в праздничном светлом облачении  выходят из алтаря под песнопения прихожан, и начинается крестный ход вокруг церкви. Затем открываются царские врата, что символизирует открытие Христом врат рая, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После заутрени начинается торжественная литургия, в конце которой освящается артос – особый хлеб с изображением креста и тернового венца. Этот хлеб в конце Пасхальной недели раздают верующим.

После окончания торжественной  службы в храме прихожане поздравляют  друг друга со Светлым Христовым  Воскресением, трижды целуются и произносят при этом слова, которые говорили друг другу апостолы, когда узнали о Воскресении Христа: "Иисус  воскресе!" – "Воистину воскресе!"

Девичьи хороводы-Со дня Пасхи девушки начинали водить хороводы. Хождение по кругу знаменовало движение солнца, а разнообразные действия, выкрики и песни, которые исполнялись при этом, должны были содействовать быстрейшему пробуждению и расцвету природы.С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому в народе верили, что умерший в этот день обязательно попадет в рай, каким бы грешником он ни был.

Пасхальная трапеза-Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой. Обязательно на столе были освященные в церкви яйца, кулич, творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Он клал пасхальное яйцо на божницу, молился, а затем разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого распределялись кулич и другие угощения. Утром дети собирались группами по 10–20 человек и шли "христосоваться". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос воскресе!", те отвечали: "Воистину воскресе!" и одаривали их яйцами, пирогами, куличом.

Пасхальное яйцо-Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом гроба Господня, в котором возникает жизнь. А красный цвет являлся символом возрождения верующих кровью Христа. На Пасху было принято обмениваться крашенными яйцами в знак победы Иисуса Христа над смертью и злыми силами. Но и в древних земледельческих обрядах яйцо символизировало зарождение новой жизни, и его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить. На Пасху празднично одетая молодежь собиралась на улице. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, играли; особенно популярной была игра в "катание яиц". Суть ее состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по деревянному наклонному желобу или просто с невысокой горки. Нужно было так скатить свое яйцо, чтобы сбить с места расставленные полукругом внизу яйца всех участников игры. Если это удавалось, то счастливчик забирал себе сбитое яйцо, если нет – в игру вступал другой участник, а яйцо оставалось на кону. Игра была очень азартной, и некоторые ловкачи набирали за игру до двух, а то и трех десятков яиц. Вероятно, эта игра возникла на основе древних магических действий, когда по полю, засеянному озимыми культурами, катали яйца, чтобы собрать хороший урожай. Праздничный звон-В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о Воскресении, тут же все освещалось огнем. В разных местах зажигали костры или поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах.

С первого дня Пасхи  и до субботы разрешалось всем звонить в колокола, поэтому колокольный  звон не смолкал с раннего утра и до вечера. В сельской местности  в Пасхальную неделю священники обходили Крестным ходом все дома, святили  куличи и яйца, кропили все вокруг святой водой, окуривали помещения  ладаном кадила. До их прихода не полагалось петь, громко смеяться и веселиться, т.к. это время считалось святым.

Катание на качелях-Традиционной забавой молодежи во время пасхальных праздников было качание на качелях. Формы качелей были разные. Когда-то в древности это был обряд, в котором подпрыгивание, подъем вверх должны были способствовать росту посевов. Сообща где-нибудь на околице устанавливали качели, около которых тот же час собирались девушки, бабы с ребятишками, молодые парни с гармониками. Качались, как правило, парами: девушка садилась на качели, а парень ее раскачивал. Иногда девушек качали до тех пор, пока они не назовут имени понравившегося им парня. В благодарность парней одаривали крашеными яйцами.

Праздник Красная  горка, или "Фомино воскресение" – первое воскресенье после Пасхи, – посвящен явлению Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после чудесного воскресения. Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи и завершает собой пасхальные праздники.

Свое название этот день получил по имени апостола Фомы, единственного из апостолов, который не поверил в чудо Воскрешения Христова. Тогда, чтобы рассеять его сомнения, перед "неверующим Фомой" явился сам Иисус. В этот день в церкви последний раз служат литургию и закрывают царские врата.

В многих губерниях Красная  горка была праздником молодежи. Целый  день, с восхода до заката, в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом считалось обязательным, чтобы в празднике принимали участие все парни и девушки, достигшие брачного возраста. В ряде мест на Красную горку игрались свадьбы, так как этот день считался счастливым для заключения браков.

Хороводы-В народе во многих местах Красная горка считалась девичьим праздником. В этот день девушки, одетые в праздничные  
наряды, выходили на улицу, где проходили смотрины невест.  
Где-нибудь на берегу реки или в саду они водили хороводы  
или, собравшись вокруг костра, жарили яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Девушки и парни собирались на улице и играли в игру "А мы просо сеяли". Они становились  
друг напротив друга в два ряда, во время исполнения куплета  
песни оба ряда сходились, а затем отходили обратно на свое место. В песне пелось, что одни просо посадили, а другие угрожают его вытоптать конями. Чтобы этого не произошло, им предлагают различные подарки, но они соглашаются только тогда, когда им обещают в качестве выкупа отдать девушку в невесты. Считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого они могут не жениться и не выйти замуж, или с ними может приключиться несчастье.

Информация о работе Православные праздники на Руси