Православные праздники на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

В богослужебном смысле это дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Файлы: 1 файл

Pravoslavnye_prazdniki.docx

— 77.17 Кб (Скачать)

Православные праздники:

Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых.

В богослужебном смысле это  дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

 

Классификация


  • По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (в числе которых Пасха, или Воскресение Христово), а также средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47-я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
  • По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
  • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
  • По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

Благовещение-Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.

Благовещение Пресвятой  Богородицы – великий двунадесятый праздник православной церкви, который празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день, согласно Библии, архангел Гавриил возвестил Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа – Спасителя мира.

В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой: "Каково Благовещение, таково и Светлое Христово Воскресение", в народе говорили, что "на Благовещение даже грешников в аду не мучают".

Этот день старались провести в радостном, спокойном состоянии  духа.  Рано утром, нарядившись в  лучшую, непременно чистую, одежду, все  отправлялись в церковь на службу, а после возвращения садились обедать. В этот день делалось послабление в посте и разрешалось есть рыбу.

Важное значение праздника  объяснялось еще и тем, что  на Благовещение приходилось весеннее равноденствие. В народе считали этот день началом весны, говорили: "Весна зиму поборола", "Щука хвостом лед разбивает". Как и в Сороки, в Благовещение "гукали весну" – торопили ее приход, преподнося ей пироги и угощения. Девушки жгли костры, чтобы "отогреть" землю для сева. В горящий костер выбрасывали старую солому из постелей, рваную одежду и лапти, чтобы очистить избы и очиститься самим для нового активного периода в жизни крестьянской семьи. Для снятия сглаза и порчи через костер прыгали, а дымом костра окуривали одежду.

Подготовка к  севу

 

В народе считали, что покровительство  Богоматери распространялось на все  работы, которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах. Потому так  высоко и чтилась память о Божией Матери в этот день.

Благовещение открывало  сезон полевых работ. Русские  крестьяне говорили: "Бог благословил  землю на сеяние". Поэтому в  некоторых местах крестьяне сами старались освятить зерно, предназначенное  для посева: для этого икону, посвященную  празднику, ставили в кадку с  зерном и приговаривали:

Матерь Божия!

Гавриил Архангел!

Благовестите, благоволите,

Нас урожаем благословите.

Овсом да рожью, ячменем, пшеницей

И всякого жита сторицей!

Благословление урожая-Особое значение для успешного сева и  будущего урожая имела благовещенская просфора. Эту просфору крестьяне  получали в церкви после праздничной  службы и сохраняли до первого  сева, когда ее, предварительно измельчив, добавляли к семенам, которыми шли  засевать, а затем разбрасывали вместе с ними по полю. Кое-где на Благовещение приготовляли благовещенскую соль: соль пережигали в печи и использовали для лечения человека и скота от разных болезней.

Весеннее равноденствие-На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей, насекомых. Это была пора прилета птиц, пробуждения пчел, мух. Но, если они появлялись до наступления  Благовещения, это сулило холодную весну, голодный год. По этой же причине  до наступления Благовещения нельзя было тревожить землю: копать, рыть, сажать, сеять. Верили, что на Благовещение солнце "играет", т.е. как бы "трепещет",  
переливаясь разными красками. Во многих местах в этот день было  
принято выпускать на волю птиц: по представлению крестьян,  
пернатые могли ускорить приход весны.

В Благовещение считалось  грехом заниматься хозяйственными делами. Девушки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее. В народе говорили, что "на Благовещение даже птица гнезда не вьет", а "кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение". Работающего в этот праздничный день человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Из уст в уста передавалась легенда о непослушной девице, которая села в праздник прясть, и Бог превратил ее в кукушку, птицу, у которой нет даже своего гнезда.

 

Рождество Христово-Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.

Святками называют дни  от Рождества Христова до Крещения – с 7 по 19 января  
(с 25 декабря по 6 января по старому стилю). Согласно православной традиции праздник длится 12 дней по числу месяцев в году. В древности этот праздник был посвящен зимнему солнцевороту, рождению солнца. С тех далеких времен сохранился обычай в ночь под Рождество Христово зажигать костры; их жгли с 12 часов ночи посреди деревенской улицы, напротив каждого дома.

Святки делились на две  части: "святые вечера" (от Рождества до Нового года) и "страшные вечера" (с Нового года до Крещения). Дневное время отводилось для привычной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях и обрядах.

Непосредственно празднование Рождества начиналось со всенощной  молитвы в церкви. Посещение храма у крестьян считалось желательным, но не строго обязательным, т.к. ближайшие церкви зачастую находились от деревень на расстоянии 40–50 км.

 

Славление Христа-С Рождества и в течение всей рождественской недели было принято славить Христа.  В рождественские дни крестьянские дворы обходили группы "славильщиков". Еще до литургии, рано утром первыми отправлялись славить Христа нищие. Они становились под окна дома и пели рождественские молитвы, духовные стихи о Рождестве, о воскрешении Лазаря. Им подавали через окно хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Затем им на смену прибегали маленькие дети, которые распевали рождественские гимны и "славы". Дети делали Вифлеемскую звезду, ходили с ней по домам и пели рождественские песнопения. Звезду делали из деревянного широкого обруча с длинными лучами из тонких палочек, ее оклеивали разноцветной бумагой, а в середину вставляли несколько зажженных свечей. Вместо звезды иногда использовали фонарь. Главное же славление начиналось после обеда, когда обход дворов совершали подростки, а за ними, к вечеру, шли парни и девушки.

 

Посевание земли-В день Рождества Христова пастухи совершали обряд "посевания избы". Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и с порога бросали горсть зерен в передник к хозяйке или по углам, вдоль избы, приговаривая: "На живущих, на плодущих, третье – особым печеньем на здоровье", "На полу – теляток, под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток". Целью обряда было обеспечить в новом году урожай зерновых, плодовитость скота, здоровье людей.

 

 

 

 

 

Сочельник-День перед Рождеством Христовым назывался сочельником. В этот день ничего не ели до первой вечерней звезды, которая была символом Вифлеемской звезды. Вкушать сочиво (кашу с медом) начинали с молитвы. Затем старший в семье прикреплял зажженную свечку к хлебу и выходил с ней во двор; возвратившись с охапкой сена или соломы, он застилал ими избу, под образа и по углам ставили необмолоченные снопы ржи. Помолившись, снова садились за стол. Совершать сочельник полагалось в строгом молчании. Некогда на Руси непременным рождественским угощением был поросенок, начиненный кашей; жареного поросенка подавали и в канун Нового года. После трапезы, для привлечения в дом изобилия, следовало зарыть кости поросенка где-нибудь на огороде.

Также на стол подавали блины  и оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни (постные пирожки с ягодами), а  так же кутья из крупных зерен  пшеницы с ягодами и узвар (распаренные  в меду сушеные ягоды и плоды). Этой трапезой завершался строгий рождественский пост.

Чтобы весной стужей не побило ярового хлеба, за ужином проходило "кормление мороза". Хозяин дома выходил в сени и призывал: "Мороз, мороз, иди в избу есть кутью; зимой  ходи, а летом под колодиной  лежи".

 

Колядование-С рождественского вечера (сочельника) начинали колядовать. Обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище с песнями, шутками, величанием хозяев, был самым ярким действием, с которого начинались святки. Само слово "колядка" происходит из Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день и в крещенский сочельник. Как правило, колядовали подростки и молодежь, они ходили по избам, пели песни, величали хозяев и за это получали гостинцы.

Обычно колядование начиналось со слов: "Пришла Коляда, накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду". Хозяева старались щедро одарить  колядующих особым печеньем, называвшимся "козульками", а также пирогами, ватрушками, пивом и деньгами. Мехоноша, возглавляющий группу, складывал  подношения в большой мешок, и группа отправлялась к следующему дому.

 

Сороки-Народный праздник в честь сорока Севастийских мучеников, убитых по приказу римского императора Лициния ок. 320 г. В Армении. По народным приметам этот день был началом весны, ибо это было время весеннего равноденствия.Народный праздник "Сороки" по церковному календарю отмечается 22 марта (9 марта по старому стилю) в день памяти сорока Севастийских мучеников. Согласно истории, около 320 г. в Армении недалеко от города Севастии были замучены сорок христиан-воинов. Они служили в войске римского императора Лициния (Ликиния) и были лучшей дружиной. Эта дружина слыла непобедимой. В сражениях ее посылали на самые опасные участки, и всегда она с честью выходила из любого боя. Но Лициний был язычником, он приказал христианам  отречься  от  их веры и принести жертвы языческим идолам. Когда же воины-христиане отказались это сделать, их разоружили, заперли в темнице и подвергли жестокой пытке. Воины были непреклонны. Их попытались закидать камнями, но камни пролетали мимо. Тогда, чтобы сломить воинов, их на ночь раздетыми поставили на лед Севастийского озера. На берегу затопили баню для тех, кто согласится отречься от своей веры. Один из воинов не выдержал холода и бросился в баню. Но только он ступил на ее порог, как упал замертво. В третьем часу ночи лед под ногами воинов растаял, вода стала теплой, а над головой каждого из них появился сияющий венец. Один из стражников, увидев это, уверовал во Христа, снял с себя одежду и присоединился к мученикам. На утро их вывели из озера, перебили колени, а затем сожгли на костре. То, что осталось от 40 мучеников, бросили в озеро. Там их останки нашел епископ Петр и похоронил.

Печенье-"жаворонки"По народным приметам этот день был началом весны, говорили, что в этот день "зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется–равняется", ибо это было время весеннего равноденствия. По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 видов птиц, первыми из которых были жаворонки. На чье поле первыми в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай.

В честь прихода весны  в этот день повсюду в России пекли  особое печенье в форме птичек. Они назывались "жаворонками",  а в голову птичке обязательно  вставляли глаза-изюминки, сушеные  ягоды черники и др. Женщины, девушки  и дети выходили с "жаворонками" на улицу, рассаживали их на проталинах, крышах, деревьях, стогах и закликали весну. В песнях и приговорах обращались к жаворонкам: их звали поскорее прилететь, унести зиму, принести теплое лето, а с ним новый урожай и корм скоту.

Иногда в одну из птичек запекали монетку. Тот, кому доставалось  печенье с монеткой, получал право  бросить в землю первую пригоршню  зерна, считалось, что такого засевальщика сам Бог избрал.

Информация о работе Православные праздники на Руси