Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:48, реферат
Цель данного реферата состоит в попытке глубже изучить культуру древней Руси и пополнить знание своих коллег информацией через данный реферат.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи – изучить особенности проведения праздничных обрядов на Руси, углубить имевшие представления благодаря основательным источникам.
Структура реферата: состоит из введения, семи глав, пяти или трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 – Стужня
&1 – 1 Стужня - Славянский Новый Год………………………………………….….3-4
&2 – 1-6 Стужня - Велесовы Дни…..………………………………………………...4-5
&3 – 6 Стужня - Турицы Зимние…..………………………………………….……...5
&4 – 18 Стужня – Интра…..………………………………………………………....5
&5 – 28 Стужня – Кудесы…..……………………………………………………......5
Глава 2 – Лютня
&1 – 2 лютня – Громница…..……………………………………………………......6
&2 – 11 лютня - Велесов День…..…………………………………………………...6
&3 – 29 Лютня - День Кощея…..…………………………………………………….6
Глава 3 – Березня
&1 - 1 березня – Заклички…..………………………………………………………7
&2 – 9 березня – Сороки…..………………………………………………………...7
&3 – 18 березня - Навий День…..……………………………………………………7-8
&4 – 23 березня – Комоедицы…..……………………………………………………9
&5 – 24 березня - Заклинание Весны (Открытие Сварги) ……………………………...10
Глава 4 – Кветня
&1 - 3 кветня – Переплут……………………………..................................................10
&2 - 7-14 кветня - Перунова Неделя……………………………...................................10-11
&3 - кветня - 22 кветня - Лельник…………………………….....................................11
&4 - кветня - 23 кветня - Ярило Вешний……………………………............................11-12
&5 - кветня - 30 кветня – РОДоница……………………………..................................12
Глава 5 – Травня
&1 - 1 травня - Живин День…………………………….............................................12
&2 – 2 травня – Русалии……………………………...................................................13
&3 – 6 травня - День Дажьбога……………………….................................................13-14
&4 – 10 травня - День Земли……………………….....................................................14
&5 – 21 травня – Олены – Ленничи…...…………….....................................................15
Глава 6 - Червня
&1 - 5 червня - Ярилин День…...…………….............................................................15-16
&2 – 21 червня - Духов День (Зеленые Святки)...............................................................16
&3 – 20-25 червня - Русальная неделя.............................................................................16-17
&4 – 24 червня – Купало................................................................................................17-18
Глава 7 - Липня
&1 – 14 липня - День Стрибога.......................................................................................19
&2 – 21 липня - Перунов День........................................................................................19-20
&3 – 27 липня – Чур.......................................................................................................20
Заключение...............................................................................................................20
Список используемой литературы.......................................................................21
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ
Кафедра
гуманитарных наук
ПРАЗДНИКИ
ДРЕВНЕЙ РУСИ
Реферат
ВЛАДИВОСТОК
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 – Стужня
&1 – 1 Стужня - Славянский Новый Год………………………………………….….3-4
&2 – 1-6 Стужня - Велесовы Дни…..………………………………………………...4-5
&3 – 6 Стужня -
Турицы Зимние…..………………………………………….……..
&4 – 18 Стужня
– Интра…..……………………………………………………….
&5 – 28 Стужня
– Кудесы…..…………………………………………………….
Глава 2 – Лютня
&1 – 2 лютня –
Громница…..…………………………………………………
&2 – 11 лютня - Велесов День…..…………………………………………………...6
&3 – 29 Лютня - День Кощея…..…………………………………………………….6
Глава 3 – Березня
&1 - 1 березня – Заклички…..…………………………………………………
&2 – 9 березня
– Сороки…..………………………………………………………
&3 – 18 березня - Навий День…..……………………………………………………7-8
&4 – 23 березня
– Комоедицы…..………………………………………………
&5 – 24 березня - Заклинание Весны (Открытие Сварги) ……………………………...10
Глава 4 – Кветня
&1 - 3 кветня –
Переплут……………………………...........
&2 - 7-14 кветня
- Перунова Неделя…………………………….............
&3 - кветня - 22
кветня - Лельник……………………………............
&4 - кветня - 23
кветня - Ярило Вешний…………………………….............
&5 - кветня - 30
кветня – РОДоница……………………………...........
Глава 5 – Травня
&1 - 1 травня - Живин День……………………………...............
&2 – 2 травня –
Русалии……………………………............
&3 – 6 травня -
День Дажьбога……………………….............
&4 – 10 травня
- День Земли………………………................
&5 – 21 травня
– Олены – Ленничи…...……………..............
Глава 6 - Червня
&1 - 5 червня - Ярилин День…...…………….................
&2 – 21 червня
- Духов День (Зеленые Святки).......................
&3 – 20-25 червня
- Русальная неделя........................
&4 – 24 червня
– Купало........................
Глава 7 - Липня
&1 – 14 липня -
День Стрибога......................
&2 – 21 липня -
Перунов День..........................
&3 – 27 липня –
Чур...........................
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
Введение:
Актуальность
темы реферата определяется возрождающимся
интересом нынешнего поколения к историческим
истокам нашего народа. Многие традиционные
обряды дошли и до наших дней, например
– Свадьба.
Степень
изученности позволяет проявить интерес
к теме реферата, поэтому написано много
изученных автором работ.
Цель
данного реферата состоит в попытке
глубже изучить культуру древней Руси
и пополнить знание своих коллег информацией
через данный реферат.
Для
реализации этой цели были поставлены
следующие задачи – изучить особенности
проведения праздничных обрядов на Руси,
углубить имевшие представления благодаря
основательным источникам.
Структура
реферата: состоит из введения, семи
глав, пяти или трех параграфов, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава
1
&1 -
1 Стужня - Славянский
Новый Год.
Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.
Такой
вот древний обычай.
Новый год,
как и Щедрец, семейный праздник.
В этот день лучше навестить своих
родных. Во время празднования Нового
года произносились заклинания на весь
будущий год и одновременно с этим производились
гадания о будущем. Число 12 чаще всего
встречается именно в новогодней обрядности:
12 "старцев" руководящих ритуалом,
12 снопов, по которым гадают о будущем
урожае в начинающемся году, вода из 12
колодцев для подблюдных гаданий; священный
огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней
в конце старого года и шесть в вначале
нового).
Торжественный
цикл новогодних обрядов начинался
воспоминаниями о прошлом (пение старинных
былин), а завершался гаданиями о будущем.
Именно конец святок, знаменитый «крещенский
вечерок», считался наиболее удобным временем
для вопрошания судьбы. Для январских
заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными
песнями, требовались специальные сосуды
для священной воды, в которую опускали
золотое кольцо. Идея воды подчеркнута
массивной рельефной зигзаговой линией,
идущей вокруг всего сосуда под самым
венчиком. Аграрно-магический характер
этих гаданий достаточно выяснен трудами
В. И. Чичерова; одной из главных подблюдных
песен являлась «слава хлебу». Вода и золото
- обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических
гаданий, так же как вода и солнце, обеспечивали
древнему славянину урожай.
&2 -
1-6 Стужня - Велесовы
Дни.
Вполне
возможно, что моления
Велесу не ограничивались
только заключительным
днем зимних святок,
а начинались с нового
года и продолжались
все те шесть дней января,
которые отмечены «разгулом
нечисти». В пользу этого
говорят болгарские
новогодние обряды,
в которых участвовали 12
«старцев», одетых в
звериные и скотские
маски и обвешанные
по поясу коровьими
бубенцами-боталами.
Эти старцы – сурвакары (иногда
их именовали «медведями») -
сходились в ночь под
новый год из разных
деревень в село и начинали
свое длительное и многообразное
действо, состоящее
из заклинательных обрядов
и сражения двух партий
ряженых. Среди масок
есть маски медведя
и быка.
Второго
января болгары проводили особый
«воловий праздник», когда прежние
сурвакары и колядники очищали
стойла и хлевы. Последним днем святок
у болгар было 7 января, когда вожак колядников
угощал свою дружину, являвшуюся в масках;
обязательной была маска медведя. По всей
вероятности, святки делились на две половины:
первая (включая новогоднюю ночь) была
посвящена будущему урожаю и гаданию о
замужестве, а вторая (начиная с новогодней
ночи) была связана со скотом и зверьем
и представляла собой «велесовы дни».
Велее мог выступать и в виде медведя,
«лесного царя», и в виде быка-тура, представителя
рогатого богатства.
Болгарские
сурвакары в шкурах, живописных звериных
масках, со скотьими колокольчиками у
пояса и с ярко-красными жезлами в руках
весьма ощутимо воскрешают облик древних
жрецов Велеса. В святочной славянской
обрядности имя Велеса уже не упоминается,
но под новый год и на масленицу в песнях
упоминался Тур; по селам водили быка,
в маскарадах участвовали рогатые маски,
именуемые «туром». Не лишено вероятия,
что у древнего Велеса могли быть две звериных
ипостаси: более архаичная, охотничья
— медведь (сохраненная на Севере) и несколько
более поздняя, связанная с скотоводством,
— тур, встречаемая в южных славянских
областях от Украины до Далмации. Введение
христианства должно было наложить строгий
запрет на имя популярного славянского
бога и могло содействовать появлению
в святочных песнях такого новообразования,
как тур, турицы. У русских и у балтов (латышей)
в качестве новогоднего персонажа известен
Овсень. Латыши празднуют Усинь главным
образом на юрьев день, весною.
Происхождение
термина спорно; может быть, о-весень
(как о-лешье, о-пушка) — преддверие
весны. Несмотря на календарную близость
«велесовых дней» и овсеня, едва ли следует
сближать их. Связь Велеса с зимними святками
объясняет не только обрядовое печенье
в виде домашних животных, но и ряженье,
одевание звериных масок в святочные дни,
пляски в вывороченных тулупах. Старые
авторы оставили красочные описания святочных
маскарадов, когда люди «на тех же своих
законопротивных соборищах и некоего
Тура-сатану... воспоминают и иныи лица
своя и всю красоту человеческую (по образу
и по подобию божию сотворенную) некими
харями или страшилами, на дия-вольский
образ пристроенный, закрывают...». В другом
поучении в более общей форме говорится:
«...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем».
Глава семьи в вывороченной мехом вверх
шубе, угощающий скот и заклинающий его
сохранность при помощи топора, выглядит
так, как должен был, очевидно, выглядеть
древний волхв, жрец волохатого бога Волоса.