Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:48, реферат
Цель данного реферата состоит в попытке глубже изучить культуру древней Руси и пополнить знание своих коллег информацией через данный реферат.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи – изучить особенности проведения праздничных обрядов на Руси, углубить имевшие представления благодаря основательным источникам.
Структура реферата: состоит из введения, семи глав, пяти или трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 – Стужня
&1 – 1 Стужня - Славянский Новый Год………………………………………….….3-4
&2 – 1-6 Стужня - Велесовы Дни…..………………………………………………...4-5
&3 – 6 Стужня - Турицы Зимние…..………………………………………….……...5
&4 – 18 Стужня – Интра…..………………………………………………………....5
&5 – 28 Стужня – Кудесы…..……………………………………………………......5
Глава 2 – Лютня
&1 – 2 лютня – Громница…..……………………………………………………......6
&2 – 11 лютня - Велесов День…..…………………………………………………...6
&3 – 29 Лютня - День Кощея…..…………………………………………………….6
Глава 3 – Березня
&1 - 1 березня – Заклички…..………………………………………………………7
&2 – 9 березня – Сороки…..………………………………………………………...7
&3 – 18 березня - Навий День…..……………………………………………………7-8
&4 – 23 березня – Комоедицы…..……………………………………………………9
&5 – 24 березня - Заклинание Весны (Открытие Сварги) ……………………………...10
Глава 4 – Кветня
&1 - 3 кветня – Переплут……………………………..................................................10
&2 - 7-14 кветня - Перунова Неделя……………………………...................................10-11
&3 - кветня - 22 кветня - Лельник…………………………….....................................11
&4 - кветня - 23 кветня - Ярило Вешний……………………………............................11-12
&5 - кветня - 30 кветня – РОДоница……………………………..................................12
Глава 5 – Травня
&1 - 1 травня - Живин День…………………………….............................................12
&2 – 2 травня – Русалии……………………………...................................................13
&3 – 6 травня - День Дажьбога……………………….................................................13-14
&4 – 10 травня - День Земли……………………….....................................................14
&5 – 21 травня – Олены – Ленничи…...…………….....................................................15
Глава 6 - Червня
&1 - 5 червня - Ярилин День…...…………….............................................................15-16
&2 – 21 червня - Духов День (Зеленые Святки)...............................................................16
&3 – 20-25 червня - Русальная неделя.............................................................................16-17
&4 – 24 червня – Купало................................................................................................17-18
Глава 7 - Липня
&1 – 14 липня - День Стрибога.......................................................................................19
&2 – 21 липня - Перунов День........................................................................................19-20
&3 – 27 липня – Чур.......................................................................................................20
Заключение...............................................................................................................20
Список используемой литературы.......................................................................21
Начинают
угощать друг друга блинами. Первый
блин комам, его относят в чащу,
жертвуя косолапому хозяину леса.
После проводят зачин.
Возжигают
Огонь. Славя богов и предков,
весь славянский род. Посолонь закручивают
хоровод, надевши личины и хари, дабы не
узнали злые духи. Скоморохи показывают
представление, им помогают колоброды.
&5
– 24 березня - Заклинание
Весны (Открытие
Сварги)
В этот день проводят обряд закличек Весны (богини Живы).
Люди
радовались тому, что
с каждым днем приближалась
пасха, обозначавшая
наступление весны.
Женщины впекали из
теста фигурки птиц
с распахнутыми крыльями.
Печенья назывались "грачами", "жаворонками"
или просто "птичками".
Каждый член семьи брал
в руку печенье, выходил
на улицу и подбрасывал
его в воздух. Одновременно
произносились заклички:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку
поморили.
В некоторых
закличках содержались
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
Со льнам большим,
С корнем глубоким,
С хлебом
великим.
Во многих
местах печенье выпекали в форме
небольших крестиков. Считалось, что
крестообразное печенье обладает чудесной
силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки
не выбрасывали, а собирали и хранили.
Весной, во время севау их бросали в сетево
- особое решето, из которого сеяли зерно.
Ритуальное выпекание хлеба должно было
способствовать новому урожаю, дать силу
земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная
форма выпечки сложилась под влиянием
христианства, а сам обряд сохранился
с более древних времен.
С крестообразным
печеньем был связан и особый способ
гадания. В отдельные печенья
закладывали зернышки, чешуйку хмеля
или монетку. Впрочем, иногда могли
запечь и таракана. Собравшись за столом,
все члены семьи брали по одному
печенью и одновременно их разламывали.
Обнаруженное зерно означало богатство,
таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля
- веселье.
Глава
4
&1 -
3 кветня – Переплут
Переплут
выступал в славянской
традиции как бог
изобилия, богатства,
семян и всходов,
в честь которого
пили из рогов изобилия,
исполняли ритуальные
танцы (которые женщины
танцевали «спустя рукава»,
т.е. сняв браслеты, при
этом как бы превращаясь
в вил-русалок, размахивающих
крыльями-рукавами).
День
Переплута - хозяина водяных. Ночью
приносят требы и жертвы водяным.
После чего водяной в ту реку, куда была
принесена треба, пригоняет рыб побольше
да пожирнее, кроме того бывает милостив
к рыбакам, не рвёт сети. Такие же требы
приносят и Переплуту в моря и озёра.
&2 -
7-14 кветня - Перунова
Неделя.
Перунова
неделя. Празднование
этой недели уходит
корнями в языческие,
древние времена, когда
поосле весеннего равноденствия
начинались обряды,
посвященные приходу
весны. Непосредственно
примыкавшая к этим
празднованиям неделя
называлась перуновой
и посвящалась этому
богу.
В течении
всей недели Перуну посвящались жертвы,
которые должны были помочь божеству победить
темные силы зимы. Для этого на возвышенных
местах разжигали костры (перуновы костры).
После принятия христианства Перунова
неделя органично вошла в годовой цикл
праздников, и все обряды стали приуроченными
к пасхальной неделе (что в принципе одно
и тоже). С понедельника начинали убирать,
чистить и мыть дома и другие помещения,
подготовляя их к встрече весны (в православии
Пасхи). Во вторник изготовляли "боченое
молоко": брали нежного конопляного
или льняного семени, толкли его в ступе
и разводили водой. Взвесь мелких капелек
масла приобретала белесоватый оттенок.
Считалось, что соченое молоко оберегает
от нечистой силы, защищает от болезней.
Этим раствором также поили скотину, обеспечивая
ей сытую жизнь и обильный приплод. В среду
совершали ритуал обливания скотины "живой
водой". Чтобы получить такую воду, по
оврагам собирали снег. Когда он таял в
избе, в ведро добавляли несколько крупинок
прошлогодней "четверговой соли".
Водой обливали всю скотину предварительно
выгнав ее во двор, а затем брызгали по
углам хлева и курятника. Тогда же старались
умилостивить нечистую силу, особенно
домового. Под угол дома или на чердаке
клали еду и приглашали домового ее отведать,
произнося приговор: "Чужой домовой,
ступай домой, а свой домовой за скотиной
ходи, скотинку паси". Похожим образом
пытались умилостивить лешего (уже в более
поздние времена христиане предварительно
снимали нательный крест) , затемно отправлялись
в лес. Там, сев на поваленную березу или
осину, клали принесенное угощение и приглашали
лешего: "Царь лесной, царица лесная,
возьми на доброе здоровье, дай мне на
плод, на род". Затем собирали на земле
муравьев и приносили их в хлев. Если Четверг
приходился на морозный день, то совершали
ритуал "кормления мороза": варили
овсяной кисель, наливали его в миску и
ставили на окно или выносили его во двор,
приглашая Мороз отведать кушанье: "Мороз,
мороз, не морозь наш овес, киселя поешь
и нас потешь". Иногда вместе с морозом
приглашали зверей: "Волки, медведи,
лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите
к нам кисель есть". Чтобы уберечь скотину,
совершали обряд "выкликания скота".
Для этот кричали в открытую печную трубу,
последовательно перечисляя весь домашний
скот. Вместо трубы могли использовать
окно дома. В этом случае соседка или один
из членов семьи стучали в окно и спрашивали:
"Дома ли коровки (овечки)". Хозяйка
тотчас отвечала: "Дома, дома", В диалоге
также назывались все огородные и зерновые
культуры и предметы домашней утвари.
Со временем обряд утратил первоначальное
значение и превратился в детскую игру
под названием "Кто дома?" В четверг
же топили баню, и обитатели дома мылись.
Кроме того, в этот день отдавали дань
культу предков: готовили баню для мертвых
и оставляли для них поминальную трапезу.
Поэтому четверг называли "чистым".
Одновременно при топке печи в ней пережигали
соль: щепотку соли заворачивали в узелок
и клали внутрь печи. Когда кончали топить,
соль доставали. "Четверговая соль"
использовалась в лечебных щелях: узелок
с четверговой солью хранили в ладанках,
позднее божницах или за иконами.
&3 -
кветня -
22 кветня – Лельник.
Лельник
— праздник, посвещённый
Богине девической любви
— Леле. Девушки
в этот день выбирают
самую красивую из
них, украшают её голову
венком из первых цветов
и сажают на дерновую
скамью. Затем водят
вокруг неё хороводы
и поют величальные
песни.
Леля до настоящего времени, не так популярна в народе именно из-за Лельника, ибо во власти этой Богини не только спонтанная любовь, но и негативное отношение к мужскому полу, что наилучшим образом служит характеристикой "Девичника" (обряда на Лельник).
Попытка
мужским полом нарушить
По народным
преданиям Лельник единственный
день в году, когда женщина, у которой
нет детей, может обрести детородную
силу - без обращения к колдунам
и прочим "целителям", ибо на
Девичник призывается сама Берегиня
беременности - Леля. Поэтому, отсутствие
мужчин является гарантом дара свыше
&4 -
кветня - 23 кветня - Ярило
Вешний
В
этот день проводится
важный обряд —
Отмыкание Земли.
Кроме этого, впервые
после зимы выгоняется
до зари скот на траву.
Ярило (как и Хорс)
ещё и покровитель
коней. Рано утром молодёжь
обходила все дворы
с приговором:
Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому
медведю пень да колоду!
Перед выгоном
скотины, хозяева гладили животных по
хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный
цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха.
После чего скотину выгоняли веткой вербы
во двор и кормили “бяшками” — особыми
хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги
скотине выкладывали поясок, чтобы она
перешагнула через него. Это делалось
для того, чтобы скот знал дорогу домой.
Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт.
Пастух гудит в рожок, оповещая народ о
начале обряда “обхода”, после чего, взяв
в руки решето, трижды обходит стадо посолонь
(на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть).
После правильно проведённого обряда
вокруг стада выстраивалась невидимая
волшебная изгородь, которая защищала
“от змея ползучего, от медведя могучего,
от волка бегучего”. После чего волшебный
круг замыкался железным замком. С этого
дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины
и женщины катаются по полям, надеясь с
помощью чудодейственной росы стать сильными
и здоровыми. С этого дня начинали катать
яйца с красной (красивой, покрытой первыми
цветами) горы. Делали особый желоб из
ствола дерева, с круглыми “воротами”
на конце. По этому желобу начинали катить
крашеное расписное яйцо. Чьё дальше укатится,
тот и победитель. Вечер заканчивался
всеобщим гулянием.
&5 -
кветня - 30 кветня
– РОДоница
заканчиваются
последние весенние
холода. С заходом
Солнца открывают
зачин. В этот день
поминают предков, призывают
их посетить землю: "Летите,
милые деды..."
Ходят на могилы, принося
поминальные дары: блины,
овсяный кисель, пшённую
кашу, крашенные яйца-писанки.
После зачина
начинается тризна: воины на горе "боряхуся
по мертвецы", показывая своё боевое
искусство. С высокой горы катают крашенные
яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо
укатится дальше, не разбившись. К полуночи,
на той же горе раскладывают дрова для
большого костра.
Глава
5
&1 -
1 травня -
Живин День
Празднование
Живина дня начинается
ровно в полночь. Женщины,
взяв мётлы, совершают
обрядовую пляску вокруг
костра, очищая место
от нечисти. Прославляют
Живу, богиню жизни,
которая оживляет природу,
посылая на Землю весну.
Все прыгают через Огонь,
очищаясь от наваждений (сил
Нави) после долгой зимы.
На той же высокой горе
затевают веселые игрища
и хороводы вокруг костра.
Играют сказку, повествующую
о путешествии в мир
Нави и возвращении
в Явь. Весь наступающий
день 1 травня посвящают
отдыху. В этот день
к вечеру разводят обрядовые
костры по берегам рек,
купаются, очищаясь
холодной весенней водой.
Его всегда праздновали в ночь с 30 кветня на 1 травня. Жива, или, Живена – богиня весны, плодородия, рождения, зерна. Она – дочь Лады, супруги Дажьбога. Она же, покровительница девушек и молодых жён, к ней ходили на поклон пожаловаться на измену друга или неласковость старой свекрови, которую Жива быстро ставила на место. К ней ходили просить послать младенца, и если женщина долго не беременела, то все считали, что прогневила она чем-то Живу, и надо ей дождаться Живиной ночи и проявить себя, задобрить Богиню, которая, впрочем, была милостива и могла простить уже за красивую песню. Песни Жива очень любила, именно она возвращала с Югов певчих птиц, потому что работы по оживлению земли после зимней стужи было много, а без песен Живее не работалось, не ворожилось.
Жива
также была и покровительницей славянских
ворожей, тех, кто ворожил на доброе
или на весёлое. И была очень строга
к тем, кто провинился в ворожбе
на порчу хозяйства или, того больше
здоровья.
&2
– 2 травня – Русалии
РУСАЛИИ
в традиционном русском
месяцеслове (календаре)
– волшебное время,
посвящённое проводам
весны (Богини Лели),
чествованию водяных
духов (русалок) и берёз,
а также – поминовению
усопших (в том числе
– заложных (то есть
умерших до срока) покойников).
В этот день было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью. В своей книге «Сакральное Руси» Юрий Петрович Миролюбов, один из известных исследователей славянской Традиции, так описывает этот обычай: «На юге России праздновали русалии с клечевом в домах, с зелёной травой на полях, цветами на столах и окнах. К обеду подавали ягненка на блюде с зелёной травой. В церковь шли старики с зелёной веткой, женщины и молодежь с цветами в руках. Полы в церкви тоже были усыпаны свежей травой, а образы украшены зелёными ветками. Целый день шел праздник, танцы, игры в венках из весенних цветов и зелени»
Большая
часть этих растений в конце Святок ритуально
уничтожалась (сжигалась, сплавлялась
по воде, забрасывалась на деревья). Засохшие
остатки зелени служили оберегом: Предки
верили, что они защищают от злых сил, молнии,
пожара. Их же использовали в лечебных
и гадательных целях, а также – для обеспечения
плодородия.
В древности
русалии были очень многолюдным
и красочным святоднём (праздником),
насыщенным разнообразными обрядовыми
действами и игрищами. Обязательными
атрибутами были гудьба (музыка), ряжение,
пляски… Со временем, праздник видоизменился,
что-то было утрачено, но, тем не менее,
основа его сохранилась до наших дней.
&3
– 6 травня - День Дажьбога
Дажьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).
По
славянским преданиям,
Дажьбог и Жива
вместе возродили
мир после Потопа.
Лада, матерь Живы, соединила
браком Дажьбога и
Живу. Затем обрученные
боги родили Ария, по
легендам, прародителя
многих славянских народов
— чехов, хорват, киевских
полян.
Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Дажьбога, возрождение природы, первую пахоту. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Дажьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Дажьбога).