Культура древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Культура Древней Руси— культура восточнославянских княжеств (позже — единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
Современное понимание культуры Древней Руси опирается на памятники архитектуры, литературы, иконописи, а также предметы археологических исследований.

Файлы: 1 файл

Культура древней Руси.pptx

— 6.13 Мб (Скачать)

Культура древней  Руси

 

Выполнили студентки  М1-2:

Кудряшова Л.О.

Михеева А.В.

План. 

 

    1. Зодчество
    2. Иконопись

Архитектура Древней Руси. Славянское зодчество.

 

    • Культура Древней Руси— культура восточнославянских княжеств (позже — единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
    • Современное понимание культуры Древней Руси опирается на памятники архитектуры, литературы, иконописи, а также предметы археологических исследований.

Зодчество

 

    • Первые каменные храмы на Руси.  
      Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем.
    • На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль.

 

Новгородский собор  св.Софии 

Церковь Покрова  Богородицы на Нерли

Успенский собор

Покровский собор

Архангельский собор

Колокольня Ивана  Великого

Церковь Покрова  в Филях

Кижи

Иконопись

 

    • Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Икона – не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо, то есть лик.
    • Икона – это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир. Смысл иконы в духовной красоте, которую она изображает. Цель иконы – возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, это достояние русского народа.

 

Святые Флор и Лавр в  образе воинов (конец XV века)

 

    • Икона является памятником древнерусской живописи второй половины XV века. Ее стиль отражает как новгородские, так и московские традиции Иконография св. Флора и Лавра (римских каменщиков) в воинском облачении - уникальна. Икона представляет художественную и музейную ценность.

Огненное восхождение пророка  Илии 
Конец 15 века. Новгород

 

    • В центре композиции куполообразное киноварно-огненное облако, в котором изображен пророк Илия, стоящий в колеснице, запряженной лошадьми. В правом верхнем углу, куда устремляется колесница, в сегменте небесной сферы изображена благословляющая Десница Божия, с надписью: ИС ХС. Слева край огненного облака придерживает архангел Михаил. Внизу слева пророк Елисей, ухватившийся за край милоти Илии.

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

 

«Троица»  преподобного Андрея Рублева 

Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. Из Киева икону  перенес в новую столицу, город  Владимир, князь Андрей Боголюбский.

 

Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма  князем Андреем Боголюбским. Миниатюра  Радзивилловской Летописи, конец 15 века.

После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Третьяковскую галерею. С 2000 г. главная святыня России находится  в храме Николы в Толмачах при  Третьяковской картинной галерее.

Покров «Сергий Радонежский» является центральным памятником московского  шитья XV в. Создание его связано, по всей вероятности, с канонизацией Троицкого  игумена в 1422 г. По силе своей выразительности, глубине образной характеристики он стоит в одном ряду с лучшими  произведениями живописи Андрея Рублева.

 

Покров  «Сергий Радонежский»

 

Прп. Сергий Радонежский. 15 век, дар лавре сына Дмитрия Донского

Соответственно этим трем воспоминаниям об избавлении и спасении Москвы от иноплеменников установлены  три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая/3 июня (в  память спасения Москвы в 1521 г.); 23 июня/6 июля (в память события 1480 г.), и 26 августа/8 сентября (в память спасения Москвы от Тамерлана в 1395 г.).

 

Сретение Владимирской иконы  Божией Матери. Москва, 15 век

В честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь (944 г.) установлен церковный праздник, известный на Руси под названием Третий Спас, или «Спас на холсте» (16/29 августа).

 

VI в., Ватикан. Икона Спас  Нерукотворный (или иначе Мандилион)  из храма Сан-Сильвестро ин  Капите находящийся сейчас в  капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших  списков с легендарного "оригинального"  Нерукотворного Образа Христа

В 1395 г. москвичи молились перед  этой чудотворной иконой о спасении от нашествия войска Тамерлана, в 1480 г. — от нашествия полчищ хана Ахмата, в 1521 г. — от нападения войск Казы-Гирея.

Спасибо

 

за 

 

внимание!


Информация о работе Культура древней Руси