Дипломатия Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

Какие шаги предпринимало наше государство в своей внешней политике для превращения Руси в великую державу? Русские историки в конце XX века попытались дать нам ответы на эти вопросы. Наиболее полно представить картину возникновения и развития отечественной дипломатии удалось А.Н.Сахарову. В своих работах он подробно описывает внешнюю политику древнерусских князей, международную обстановку того времени и дает анализ тем или иным внешнеполитическим действиям русских правителей, а также подписанным ими союзам и договорам. В данном реферате я также хочу осветить проблему становления как русской дипломатии, так и самого русского государства на международной арене в их взаимосвязи.

Оглавление

1. Введение
2. Зарождение Русской дипломатии (VI-IX в.)
3. Дипломатия первых русских князей (кон. IX – I пол. X в.)
4. Дипломатия Ольги и военные походы Святослава (II пол. X в.)
5. Внешняя политика Владимира и Ярослава Мудрого (кон. X – I пол. XI в.)
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломатия Древней Руси.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

Содержание 

 

1. Введение 

2. Зарождение Русской дипломатии (VI-IX в.)

3. Дипломатия первых русских князей (кон. IX – I пол. X в.)

4. Дипломатия Ольги и военные походы Святослава (II пол. X в.)

5. Внешняя политика Владимира и Ярослава Мудрого (кон. X – I пол. XI в.)

6. Заключение 

7. Список литературы 

Введение 

 

В наше время мы часто можем  слышать по радио или телевидению  фразу «…вопрос будет решаться на дипломатическом уровне». Что же мы можем подразумевать под этим словом «дипломатия»? Прежде всего, это  совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств, в более узком смысле – умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия – это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное. Например, в средние века неопытный дипломат мог свести на нет все результаты многолетней и победоносной войны, а опытный в случае поражения  – свести к минимуму территориальные  потери (или вообще избежать их), поправить  пошатнувшееся положение государства, заключить мир на приемлемых условиях и т.д. Корни дипломатии уходят в  глубокую древность, ее зачатки появились  еще в родовом обществе. С тех  пор она прошла огромный путь, постоянно  совершенствуя свои методы и приемы, выходя на более продвинутый уровень. И то государство, которое умело использовало свои дипломатические возможности, несомненно, всегда добивалось успеха на внешнеполитической арене.

 

А когда же в нашей стране зародилась дипломатия? Как происходило  ее совершенствование? Какие шаги предпринимало  наше государство в своей внешней  политике для превращения Руси в  великую державу? Русские историки в конце XX века попытались дать нам  ответы на эти вопросы. Наиболее полно  представить картину возникновения  и развития отечественной дипломатии удалось А.Н.Сахарову. В своих работах он подробно описывает внешнюю политику древнерусских князей, международную обстановку того времени и дает анализ тем или иным внешнеполитическим действиям русских правителей, а также подписанным ими союзам и договорам.

 

В данном реферате я также  хочу осветить проблему становления как русской дипломатии, так и самого русского государства на международной арене в их взаимосвязи.

Зарождение  русской дипломатии (VI-IX в.)

 

Многие русские историки склоняются к тому, что русская  дипломатия возникла еще в далекой  древности. Первые сведения о дипломатической  практике восточных славян содержатся в византийских источниках и датируются V-VI веком. К тому времени относятся  очень частые упоминания о набегах  антов на территорию Византийской империи. Так, например, византийский историк  Прокопий Кессарийский отмечает о регулярных вторжениях антов за Дунай, на Балканы и о рейдах во Фракию. Во Время славяно-византийской войны 550-551 гг. славяне подступили к Константинополю и попытались завладеть столицей империи. Но Византия тогда смогла откупиться различными дарами, уступками и откупами и таким образом немного ослабить давление славянского мира.

К VI-VII вв. относятся и сведения о дипломатических контактах  славянских племенных союзов между  собой и другими народами. Менандр Протиктор рассказывает о попытке антов в период противоборства с аварами в VI веке на время приостановить военные действия при помощи посольских переговоров для выкупа пленных. В 560 г. переговоры с аварами по этому вопросу вел ант Мезамир, но те переговоры закончились неудачей, и первый известный нам древнеславянский посол был убит.

Во времена Юстиниана I Византийская империя под мощным натиском славянских племен предпринимает  попытки договориться со славянскими  вождями. Она заключает первые соглашения со славянами – о расселении славян в византийских землях, о найме  славянских отрядов в Византийскую армию и др. В союзе с Византией  славяне не раз выступали против персов, остготов, сдерживали авар и  болгар с севера от византийских границ, брали на себя оборону крепостей  на Дунае. Следует отметить, что все  эти соглашения славянских племен с  Византией носили устный характер, так как в византийских источниках отсутствуют какие-либо упоминания о письменных соглашениях, а также  приводятся слова Маврикия Стратега о том, что славяне «не держат своего слова», т.е. не выполняют своих  устных обещаний.

Таким образом, даже эти весьма ограниченные сведения о первых дипломатических  контактах древних славян с Византией, аварами, между древнеславянскими  племенами свидетельствуют о  том, что и склавины, и анты находились в русле тогдашних восточно-политических взаимоотношений. Захват территории и богатой добычи, увод в плен мирных жителей, стремление вырвать у Византии подарки, золото в обмен на мир, участие в системе военных союзов, в охране имперских границ, служба в византийской армии антских отрядов, ведение мирных посольских переговоров с соседями, и, в частности относительно одного из древнейших сюжетов дипломатических отношений – выкупа пленных, зарождение периодических платежей со стороны империи славянам за мир на ее окраинах, переговоры по поводу территориальных вопросов – со всеми этими внешнеполитическими акциями уже было знакомо тогдашнее древнеславянское общество.

Первое упоминание о дипломатических  отношениях славян в русских источниках содержится в «Повести временных  лет» и относится к легендарному Кию, основателю Киева. По данным летописи, он был принят византийским императором  и получил от него «велику честь», что на языке византийской дипломатии может означать только одно: Кий заключил, как и многие «варварские» вожди, кого подарками и подкупами привлекали греки к себе на службу, договор о союзнических обязательствах по отношению к Византии и, возвращаясь обратно домой, попытался осуществить этот договор, основав на Дунае небольшую крепость, но потерпел неудачу и был вытеснен оттуда местными жителями. Так, рядовой договор о военной помощи славян в обмен на золото и деньги стал первым сведением о зарождении русской дипломатии: восточно-славянский князь вел переговоры в константинопольском дворце и заключил с империей договор. Правда, многие ученые отрицают этот факт, подвергая сомнению существования личности Кия, которого считают просто легендой.

Неопровержимым же фактом является первое русское посольство в Константинополь в 838 году. И  это была уже не легенда, не туманное изложение летописцем дошедших из глубин веков сведений, где были лишь намеки на исторические реалии. На сей раз  факты подтверждаются упоминанием  в западном источнике, принадлежащем  перу епископа Пруденция. Он повествует о приходе в 839 году в столицу франкской империи русских послов из Византии, которые возвращались из Константинополя к себе на родину окружным путем. 18 мая 839 года император франков Людовик Благочестивый принял посольства руссов и греков в своем дворце. Византийский император Феофил просил Людовика милостиво предоставить русским послам возможность вернуться на родину и дать им в путь охрану, так как он не желал подвергать их опасности. Согласно сообщению западного хрониста, Людовик расспросил послов о причинах их появления в землях франков и узнал, сто они являются шведами. А поскольку лишь за два года до этого шведы совершили набег на владения франков, то послов заподозрили в шпионаже, и у Пруденция сказано, что «пришли они скорее шпионить, чем искать дружбы». Русских послов задержали до выяснения их истинных целей появления в столице франкского государства. На этом информация хрониста заканчивается и дальнейшая судьба русских послов остается неизвестной. Если проанализировать этот исторический факт, то многое становится понятным. Пруденций в своей хронике отмечает, что царь руссов послал свое посольство в Византию «ради дружбы». По существу, Русь тогда находилась в состоянии войны с Византией. Набеги руссов можно было ожидать каждые весну и лето, а предпринять ответный поход на север империя была не в состоянии – пути вдоль западного берега Черного моря контролировались могущественной Болгарией. В этих условиях желанным исходом для Византийской империи была бы «дружба» с Русью, а для руссов – завязать мирные политические (а, возможно, и экономические) отношения с великой Византией. По сути, Русь заключает с Византийской империей первый межгосударственный договор, регулирующий политические взаимоотношения между двумя странами. Следует отметить, что первое официальное посольство было не новгородским, не киевским, не какого-то другого города, племени или конфедерации племен, а посольство народа, который греки назвали «рос». Так впервые в источнике Русь выступает на дипломатическом поприще как государство под своим собственным именем. Возвращаясь же к появлению руссов во франкской столице, следует сказать, что русские послы отправились вместе с официальным посольством византийского императора к франкам, которое преследовало цель подтверждения мира и поиск помощи у франкского императора для содействия в обеспечении безопасности от угрозы удара Арабского халифата (Византия тогда потерпела ряд поражений от арабов и нависла опасность вторжения мусульман на территорию Европы). Здесь наше посольство выступало сопровождающим, и в его обязанности традиционно входили охрана и наблюдение за иностранными послами в пути, обеспечение их питанием и средствами передвижения, а также проведение нового тура переговоров в столице иноземного государства. В этом смысле путешествие русского посольства не только подтверждает традиционную для взаимоотношений с дружественным государством практику, но и указывает на общность вопросов, которые могли обсуждаться с византийцами и франками в Ингельгейме (франкской столице). Важно отметить, что византийский император лично информировал Людовика Благочестивого о русском посольстве и просил оказать ему содействие в возвращении на родину, что свидетельствует об определенном политическом статусе славянских послов. Факт признания послами шведского происхождения может только подтверждать присутствие на Руси в конце IX в скандинавских варягов, которые к тому времени уже обладали дипломатическим опытом переговоров. Молодое государство, мало знакомое с практикой решения международных вопросов, обратилось за помощью к опытным и бывалым варягам. Таким образом, не национальная принадлежность дипломатов, а знание ими своего дела и служебная преданность тому или иному престолу определяли состав миссии в те далекие времена.

Появление русского посольства в Константинополе можно рассматривать  как начало конца той полосы изоляции, в которой оказались восточнославянские племена после нападения аваров, а позднее в связи с зависимостью от хазар. Посылка в Византию первого  русского посольства и его появление  в землях франков знаменует собой  еще один большой шаг в становлении  древнерусской дипломатии.

События, произошедшие в 60-х  годах IX века, можно назвать «Дипломатическим признанием» Древней Руси. 18 июня 860 года русские войска высадились у  стен Константинополя и взяли  город в осаду. Разоряя и разграбляя прилегающие к столице монастыри  и селения, руссы демонстрировали мощь своей армии. Византийцы не могли оказать им сопротивление – император Михаил III с 40-тысячным войском в тот момент находился в Малой Азии и давал отпор наступающим арабам, а византийский флот отошел к берегам Крита на борьбу с пиратами. Городу с небольшим гарнизоном оставалось надеяться только на его высокие стены. Как отмечается в византийских источниках, Михаил III бросил свое войско в Малой Азии и отправился в Константинополь, где после его долгих молений в храмах произошло чудо – войска руссов сняли осаду с города и уплыли восвояси. На самом же деле за «чудом», которому придавали религиозное значение, стоит совсем другой смысл произошедшего. В византийских источниках также приводятся слова из проповеди константинопольского патриарха Фотия о неожиданном отступлении руссов: «Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, народ, поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства – о, какое бедствие, ниспосланное нам от Бога!» Венецианский хронист XI века Иоанн Дьякон сообщил, что нападавшие вернулись на родину с триумфом. Из этих сведений мы можем судить о том, что руссы ушли победителями с огромными богатствами в качестве огромного выкупа, военной контрибуции, которую заплатили греки за снятие осады и уход от города. В итоге можно полностью восстановить истинную картину произошедших событий: русское войско вторглось в Византию с целью наживы золота, серебра, драгоценностей; греки не в силах были отстоять город и предложили врагу мирные переговоры и выкуп. В результате руссы получили то, зачем пришли, мирным путем и уплыли к себе на родину. Такие переговоры, прекращавшие военные действия и восстанавливающие прежнее положение, давно уже стали прочной дипломатической традицией. Неоднократно прибегали к ней византийцы во время войн с персами, арабами, болгарами, аварами, хазарами и другими народами, для Руси же эти переговоры были внове, но теперь Русь впервые добилась в ходе победоносного похода права на проведение переговоров с Византийской империей на межгосударственном уровне. Молодая держава этим договором утверждала свою силу, свой престиж перед лицом великой империи. Гордые греки были вынуждены признать ранее «неизвестный» в международном плане народ и вступить с ним в политические взаимоотношения.

Так закончилась эпопея 860 года, но уже через небольшой промежуток времени после ухода русской  рати из-под стен Константинополя  в столицу Византии прибыло русское  посольство. Как сообщается во многих западных источниках, русские послы  приняли христианскую веру по своему желанию и заключили какой-то мирный договор, содержание которого в  источниках не раскрывается. Хотя, можно  предположить, что, скорее всего, это  был договор «мира и любви» – типичный для византийцев в  то время договор с «варварскими»  государствами. О результатах этого  договора можно судить только из скупых строк источников. О том, что руссы  стали «друзьями» пишет патриарх Фотий; о щедрых подарках, преподнесенных русским послам с надеждой на переговоры и заключение мирного договора, чтобы предотвратить будущие нападения сообщает Константин Багрянородный; о «мирном устроении» говорит и Никоновская летопись.

Таким образом, договор «мира  и любви» по сути, был межгосударственным договором Руси и Византии, означавшим политическое, дипломатическое признание  складывающегося Древнерусского государства  великой империей. Русь встала в  своих отношениях с Византией  вровень с другими «варварскими»  государствами, ее внешнеполитический престиж заметно повысился и  заставил обратить на себя внимание тогдашний мир.

Дипломатия  первых русских князей (кон. IX – I пол. X в.)

 

Следующей вехой в развитии дипломатии следует считать внешнюю  политику первых русских князей –  Олега и Игоря. Перенесемся вперед лет на 20 с момента событий  в Константинополе. В 879 году в Новгороде  умирает летописный Рюрик Варяжский, передавая княжение своему преемнику  Олегу, так как сын Рюрика Игорь  был еще слишком мал. В 882 году Олег появляется в Киеве, убивает  Аскольда и Дира – правителей Киева – и объединяет северную и южную Русь в единое государство. После этих событий Олег начинает проводить политику подчинения соседних племен. В 883 году он присоединяет древлян и обкладывает их данью, в 884 – подчиняет северян, потом радимичей, уличей и тиверцев. Все эти племена были включены в состав Древнерусского государства. Таким образом, Русь выходит на самостоятельную государственную дорогу, расширяясь и укрепляясь.

Но уже на первых шагах  судьба уготовила ей новое, нелегкое испытание. В 898 году над столицей Руси нависла смертельная опасность  – кочевники венгры, продвигаясь  на запад, подошли к Киеву и  взяли его в осаду. Руссы попытались дать врагу бой, но были разбиты войском  венгерского вождя Альмоша. В таких условиях руссы запросили мира, и их посольство появилось в лагере Альмоша. В результате переговоров венгры «исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир», пишет венгерский хронист. Но недешево обошлось снятие осады с Киева – руссам пришлось ежегодно платить дань в размере 10 тысяч марок (европейское название славянских гривен). Так еще один ранний дипломатический договор отложился в истории нашего народа, и снова это был типичный для того времени договор «мира и любви», венчавший военные действия, но на этот раз Русь выступила проигравшей стороной.

Информация о работе Дипломатия Древней Руси