Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаменталь¬ных в науках о человеке и обществе. культура не существует вне че¬ловека, она образует его среду обитания и общения, она формируете и человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. история культуры не есть лишь сумма историй литерату¬ры, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов худо¬жественного творчества. это не обособленная часть истории общест¬ва, а вся его история с точки зрения развития культуры.
план
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культу¬ра. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие хрис¬тианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Ки¬риллица.
3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граф¬фити.
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письмен¬ной литературы.
4.1. УСТКОР НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
4.2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУ¬РА. — ОРИГИНАЛЬНАЯ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЛЕТОПИСАНИЕ. — ЖИТИЯ СВЯТЫХ (АГИОГРАФИЯ). — СЛОВО (ПОУЧЕНИЯ, РЕЧИ). — «ХОЖ¬ДЕНИЯ» («ХОЖЕНИЯ»). — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
5. АРХИТЕКТУРА.
5.1. ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО.
5.2. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ. — СВЕТСКИЕ ПОСТРОЙКИ.
5.3. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
5.4. СКЛАДЫВАНИЕ МЕСТНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ В XII—XIII ВВ.: ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. — НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. — СМОЛЕНСКОЕ ЗОДЧЕСТВО.
6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
6.1. ЖИВОПИСЬ: ФРЕСКА. — МОЗАИКА. — ИКОНОПИСЬ.
6.2. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА.
6.3. СКУЛЬПТУРА.
7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
8. МУЗЫКА.
8.1. НАРОДНАЯ МУЗЫКА. ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 8-2. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ.
9. ВЫВОДЫ.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIII в. )
тема 6
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIII в. )
план
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культура. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие
особенности средневековой
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический
характер древнерусской
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
3.3. Распространение
грамотности: Берестяные
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы.
4.1. Усткор народное творчество.
4.2. Древнерусская письменная литература: Переводная литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
5. Архитектура.
5.1. Деревянное зодчество.
5.2. Каменное строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.
5.3. Особенности русской архитектуры.
5.4. Складывание местных архитектурных школ в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
6. Изобразительное искусство.
6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
6.2. Книжная миниатюра.
6.3. Скульптура.
7. Декоративно-прикладное искусство.
8. Музыка.
8.1. Народная музыка. Влияние языческой культуры. 8-2. Богослужебное пение.
9. Выводы.
1. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируете и человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
1.1. Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. В настоящее время имеется около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух видах — материальном и духовном, хотя разделение это условно.
• Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.
• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура при этом часто имеет материальное воплощение.
• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или только к духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.
1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо общества образует национальную культуру.
1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры — субкультуры (молодежная, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).
1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.
Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных КЛАССОВ (народную).
Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политических классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков се уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы — элитарную, народную и массовую.
• Элитарная, или высокая культура создается представителя-ми наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления этих слоев и предназначена прежде всего для их потребления. Восприятие высокой культуры, как правило, требует определен-то образовательного уровня, но широкие социальные слои также мо-тут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего ровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих и источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. д.). На высокую культуру значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.
определило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс, для развития культуры в целом.
3. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
3.1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древляне славяне пользовались узелковой и узелково-иероалифической письменностью, в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских
священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский (ныне — старославянский). Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, но мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, и также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей*
никогда — наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками,
похожими на глаголицу, откуда они, вероятно, и были заимствованы (т.е. в кириллице есть заимствования из глаголицы, а наоборот — нст). Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца ТХ в., и потому незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия (Климент Охридский и др.) в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась. На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит.
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.
3.3, О распространении грамотности среди различных (в том числе низких) социальных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи, частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий — граффити.
3.4. Несмотря на относительно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI в. были открыты первые школы. Детей «нарочитых» (знатных) киевлян приказал обучать уже Владимир Святославович. Более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте.
Князья и часть духовенства владели иностранным языком. Монастыри и князья собирали по тем временам библиотеки
4. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героями многих былин стали «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.
4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ( «Остромирово Евангелие.» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
— Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейший известная нам русская летопись — «Повесть временных лет» — составлена на основе более ранних летописей, не дошедших до нас, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Пе-черского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. развивается летописание местных центров.
— Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми)
христианской церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).
— Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра —- торжественное красноречие и нравоцчителное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.).