Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаменталь¬ных в науках о человеке и обществе. культура не существует вне че¬ловека, она образует его среду обитания и общения, она формируете и человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. история культуры не есть лишь сумма историй литерату¬ры, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов худо¬жественного творчества. это не обособленная часть истории общест¬ва, а вся его история с точки зрения развития культуры.
план
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы.
1.2. Понятие «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
1.2. Мировая культура. Национальная культура.
1.3. Понятие «субкультура».
1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная культу¬ра. — Массовая культура.
2. Особенности древнерусской культуры.
2.1. Общие особенности средневековой культуры; Воздействие хрис¬тианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
2.2. Влияние культур соседних народов.
2.3. Синтетический характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских племен. — Христианская культура Византии.
3. Письменность и образование.
3.1. Проблема дохристианской письменности.
3.2. Славянская азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Ки¬риллица.
3.3. Распространение грамотности: Берестяные грамоты. — Граф¬фити.
3.4. Первые школы.
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письмен¬ной литературы.
4.1. УСТКОР НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
4.2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУ¬РА. — ОРИГИНАЛЬНАЯ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЛЕТОПИСАНИЕ. — ЖИТИЯ СВЯТЫХ (АГИОГРАФИЯ). — СЛОВО (ПОУЧЕНИЯ, РЕЧИ). — «ХОЖ¬ДЕНИЯ» («ХОЖЕНИЯ»). — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
5. АРХИТЕКТУРА.
5.1. ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО.
5.2. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ. — СВЕТСКИЕ ПОСТРОЙКИ.
5.3. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
5.4. СКЛАДЫВАНИЕ МЕСТНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ В XII—XIII ВВ.: ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. — НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. — СМОЛЕНСКОЕ ЗОДЧЕСТВО.
6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
6.1. ЖИВОПИСЬ: ФРЕСКА. — МОЗАИКА. — ИКОНОПИСЬ.
6.2. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА.
6.3. СКУЛЬПТУРА.
7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
8. МУЗЫКА.
8.1. НАРОДНАЯ МУЗЫКА. ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 8-2. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ.
9. ВЫВОДЫ.
Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический
трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
— Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведении этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину.
— Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игоревен (вероятно, конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО. 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижении византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
5. АРХИТЕКТУРА
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тон ком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле на
родных умельцев.
5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная' в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
5.2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством в византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или боле! столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами! Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балконы, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
• Основными чертами новгородской и псковской архитектуры
были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание в этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова — Преображенский собор Мирожского монастыря.
• В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.
б. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
• Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
• Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.
• Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в X в. Они были приведены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой была Владимирская Богоматерь — изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI— XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастера-иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.
6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая».
Древнейшие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии». Изборнике Святослава.
Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мо-заикой, фреской и ювелирными изделиями.
6.3. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались право-
славной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.
7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники болеее 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.
8. МУЗЫКА
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
8.1. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
8.2. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только древнерусскому народу
9. ВЫВОДЫ
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее своеобразному развитию.
2. Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств то-] го времени.
3. XII—XIII вв. характеризуются расцветом, местных школ летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национал ной культуры.