Православные праздники на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

В богослужебном смысле это дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Файлы: 1 файл

Pravoslavnye_prazdniki.docx

— 77.17 Кб (Скачать)

 

Закликание весны-Хотя день Сорока мучеников считали началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и заморозки. Крестьяне говорили: "Сорок мучеников торят путь-дорогу сорока утренникам", "Сорок мучеников – сорок утренников", полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето.На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: "Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!" Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их повседневных весенних работах.В этот период беспокоились и о скотине. Хозяйки пекли 40 "мушленников" или "мусленников" (булочки из пресного теста) и по одному относили каждый день в хлев, чтобы скот был здоров.

 

Масленница-Самый  веселый народный праздник в честь  проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название. Масленица – самый веселый, самый шумный народный праздник. Русская пословица говорит: "Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить". Когда-то в древности это был праздник начала нового земледельческого года, затем он стал праздником проводов зимы и встречи весныПраздник продолжается семь дней – всю последнюю неделю перед Великим постом. В церковном календаре эта неделя называется "сырной" или "мясопустной". На этой неделе уже не разрешается есть мясо, однако можно есть продукты из молока: масло, сыр, сметану, творог и т.д., а также яйца и рыбу.

Но желание наесться и  повеселиться перед постом – это только внешняя сторона праздника. В основе же его лежит забота о будущем урожае. Масленичное изобилие, обильная, даже неумеренная еда и питье должны были способствовать плодородию земли. Масленицу встречали блинами уже в воскресенье перед мясопустной  неделей,  приговаривая: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!«

Следующие три дня шла  подготовка к празднику: привозили  дрова для костров, убирали избы. В дни широкой масленицы (с четверга по воскресенье) нарядно одетая толпа высыпала на улицу, где проходили все развлечения: праздничные гуляния, ярмарки, катание с горок, кукольные и театральные представления, кулачные бои, военные игры, шествия ряженых. В дом заходили только погреться да вкусно поесть.

Блины были обязательной едой на Масленице. Блинами угощали гостей, соседей, знакомых. Чучелу Масленицы  нередко давали в руки блин или  сковороду. О Масленице пели: "На горах катаемся, блинами объедаемся". Во многих местах первый блин ели за упокой усопших.

В последние дни Масленицы  по улицам разгуливали ряженые: "медведи", "козы", девушки одевались мужчинами, парни – девушками, рядились также купцами, баринами, цыганками. Главная цель ряжения была повеселиться и посмешить окружающих.

 

Блинная неделя-Каждый день масленичной недели имел собственное название: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг", пятница – "тещины вечерки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "проводы", "прощеный день".Каждый день масленичной недели имел собственное название: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг", пятница – "тещины вечерки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "проводы", "прощеный день".

 

Братчины-В деревнях нередко устраивали коллективные застолья – братчины. Братчиной, или кануном, называли общинные праздники, которые мужчины справляли отдельно от женщин. Братчина представляла собой застолье, во время которого братину, специальный сосуд для питья медовухи, браги, вина и пива, передавали по кругу от одного пирующего к другому. Во время застолья много пили и провозглашали тосты-здравицы за благополучие и долголетие всех участников пира и их близких. Конец застолья, как правило, принимал характер ничем не сдерживаемой гульбы.

 

Кулачные бои-Традиционной русской богатырской забавой был кулачный бой. Мужчины делились на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки, затем они уступали место парням. И только в разгар боя выходили опытные бойцы. Бой проходил по определенным правилам: запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать убегающего. Бой на кулаках мог быть "стенка на стенку" и "сцеплялка-свалка". В первом случае бойцы, выстроившись в ряд, должны были удерживать его под давлением "стенки" противника. Бой кончался прорывом "стенки" и бегством более слабой команды. Во втором случае каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего "сцеплялся" с другим. Для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые, подшитые куделью шапки для смягчения ударов.  По старинной примете, чья деревня победит в кулачном бою, там и урожай будет больше.

 

Масленичные катания  на лошадях-Красивое зрелище представляли масленичные катания на лошадях. Катания в Масленицу на санях назывались "съездки", так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: мыли лошадей, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок упряжь и сани. Сани украшались цветными лоскутами, полотенцами, увешивались бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по деревням: развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни, частушки, прибаутки. Парни показывали девушкам свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани.

Катались обычно часов  пять–шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая  отдых лошадям. Накатавшись, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье.

Ни на одном празднике  в году не уделялось столько внимания молодым супругам, как на Масленице. Считалось: "Где больше молодых – той деревне и чести больше". Молодожены обязательно должны были участвовать в катаниях, показываться народу в своих лучших нарядах. Их заставляли целоваться перед тем, как скатиться с горы, это называлось "посолить рыжиков". Своим участием в празднике молодожены должны были разбудить природу, содействовать ее расцвету и плодоношению.

 

Катания с ледяных  горок-Традиционной забавой во время праздников были катания с ледяных горок. Парни и девушки катались с естественных возвышенностей, со спусков к реке, но чаще делали специальные высокие горы. Катание имело и ритуальное значение: когда с горы скатывались девушки, то смотрели: какая из них съехала дальше, та быстрее выйдет замуж, и считали, кто дальше прокатится, у того лен долгим уродится.

 

Прощёное воскресенье-В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Согласно православной традиции пять воскресений до Великого поста посвящались подготовке верующего к воздержанию, очищению души и покаянию. В первое такое воскресенье православный должен был предпринять все усилия, чтобы "увидеть и понять Христа"; во второе – увидеть себя "в свете Христовом"; в третье – подумать о своем отчуждении от Бога; в четвертое – понять, что спасение зависит от верности учению Иисуса Христа. В Прощеное воскресенье люди должны были думать о греховности и суете мира, в котором они живут, и прощать друг другу грехи. В этот день русские ходили друг к другу в гости, прощали, мирились, если один оскорбил другого словом или делом; встречаясь даже на улице, совершенно незнакомые люди целовались, приговаривая: "Прости меня, пожалуйста", на что получали ответ: "Бог тебя простит".

Прощание с  масленницей-Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить природу. Поэтому его старались сделать таким огромным и ярким, чтобы свет был виден далеко за пределами деревни. Иногда масленичный костер представлял собой горящее колесо, которое спускали с горы или поднимали на высоком шесте.

Костер издревле символизировал солнце, которое должно было пробудить  природу. Поэтому его старались  сделать таким огромным и ярким, чтобы свет был виден далеко за пределами деревни. Иногда масленичный костер представлял собой горящее колесо, которое спускали с горы или поднимали на высоком шесте.

Средкорестье-Праздник "Средокрестье" – это середина  Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа в пустыне. "Средокрестье" приходится на середину Великого поста или Святой Четырехдесятницы. Великий пост был установлен православной церковью в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа в пустыне. Великий пост – это время строгого воздержания, приготовляющее верующих к встрече Пасхи, главного христианского праздника. Пост начинается с понедельника, называемого в народе "чистым", и продолжается семь недель. По церковному календарю четвертая неделя Великого поста называлась "крестопоклонной".

Печенье –кресты-Основным обычаем на Средокрестье было приготовление обрядового печенья в форме  
крестов. Этот обычай очень древний и был распространен повсеместно у восточных славян.Печенье "кресты" пекли из ржаной муки, обычно в среду. В народе считали, что эти "кресты" имели особенную силу – благотворно влияли на семена, предназначенные к посеву, на будущий урожай, на здоровье людей и животных, а также обрядовое печенье должно было способствовать плодородию полей и приплоду животных. Обычно пекли по одному "кресту" на каждого члена семьи и еще несколько дополнительно.Обрядовое печенье могло иметь разные формы. Например, в Рязанской губернии пекли так называемые "хресцы" – пышки с уложенными на них крестообразно полосами из теста, а в другом месте пекли круглую пышку и из нее вырезали крест."Кресты" съедали в тот же день (каждый член семьи по "кресту"), иногда давали и скоту. А один или несколько сохраняли до посева, чтобы взять их в поле и там съесть.В "кресте" нередко запекали зерна хлебных злаков, монету, крестик, сделанный из лучинок, уголь, нитку и другие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает: монета означала жить богато, лук – к плачу, лучина – к смерти, уголь – "черна жизнь", нитка – дорога. Если зерна злаков сгорали при выпечке, то считали, что на эту культуру не будет урожая.По "крестам" в некоторых местах определяли, кому начинать сев. Например, засевать яровые должен был человек, которому доставался "крест" с монетой.Использовали "кресты" также и как целебное средство, и как оберег.

 

Средкорестие-В начале недели из алтаря выносили напрестольный крест и клали в центре храма на аналой, где он находился до пятницы для поклонения верующих. Это делалось, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. В народе эту неделю называли еще "средокрестной", а один из ее дней – среду – Средокрестием, так как на этот день приходилась середина Великого поста. Как говорили в народе, в ночь со среды на четверг пост переламывался пополам (в народе говорили, что, если не спать в эту ночь, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст).

Великий пост- В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом менялся и привычный ход жизни, и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную одежду, прекращались молодежные посиделки, гулянья, пение песен, игра на музыкальных инструментах, не было свадеб. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного – мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. – не вкушали. Основной пищей были ржаной хлеб, щи, каши, овощи, разные соления, квас, моченые ягоды. Через пост, строгое воздержание, молитву, покаяние человек достигал очищения души и духовно совершенствовался. Идея поста – очищение от греха – соотносилась с древними представлениями крестьян-земледельцев, которые приступали к весенним полевым работам, предварительно очистившись от всего вредоносного.

Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, день, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим. "Вербное воскресенье" – народное название православного праздника "Вход Господень в Иерусалим". Этот праздник отмечается в воскресенье на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой.Согласно Евангелию, Иисус Христос после воскрешения Лазаря направился в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. Он сказал своим ученикам привести молодого осла и на нем въехал в город. Жители Иерусалима восторженно приветствовали Иисуса как своего Спасителя и Мессию, держа в руках пальмовые ветви, и постилали на дорогу свои одежды, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!"В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать ветви деревьев. В русской традиции пальмовые ветви заменили на вербу, которая и дала название празднику.

Верба-В этот день веточки вербы освящали в храмах: священник кропил их святой водой. В народе верба считалась священной и наделялась магическими свойствами. Представления о ней уходят корнями в языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, ибо верба распускается раньше других деревьев. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье и  силу человеку и животному. За вербой ходили обычно рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу. Веточки часто украшали бумажными цветами и лентами. Как только освященную вербу приносили домой, ею для здоровья ударяли каждого из домочадцев и в особенности детей. При этом приговаривали: "Не я бью – верба бьет, верба хлёст – бей до слез", "Верба краса, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек, говорили: "Как веточка растет, так и ты расти". Ударяли также скот или давали ему съесть веточку или ее почки.Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. Считали, что верба изгоняет всякую нечисть.

Информация о работе Православные праздники на Руси