Православные праздники на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

В богослужебном смысле это дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Файлы: 1 файл

Pravoslavnye_prazdniki.docx

— 77.17 Кб (Скачать)

 

Первый спас

Первый спас отмечался  Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.

В августе в церковном  календаре представлены три праздника, посвященные Иисусу Христу.

14 августа (1 августа по  старому стилю) отмечается праздник "Происхождение Честных Древ  Животворящего Креста Господня". В этот день вспоминают о трех христианских святынях: Кресте Господнем, образе Спасителя и иконе Божьей матери, которые помогли византийскому императору Мануилу одержать победу над язычниками, а Андрею Боголюбскому завоевать волжских булгар в 1164 г. Кроме того, в этот день в 988 г. было совершено крещение Руси Владимиром Мономахом. На Руси в народе этот праздник называли по-разному: первым, мокрым, медовым, хлебным Спасом.

Медовый спас

Первый Спас именовали  медовым, потому что в этот день в  церковь приносили мед для  освящения. Считалось, что с этого  дня пчелы перестают  производить  мед. Вернувшись из церкви, крестьяне разговлялись свежим освященным  медом. Ели также огурцы, макая их в мед или намазывая медом половинки разрезанного огурца. А в Древней Руси на первом меду пекли огромный хлеб-пряник из муки нового урожая.

Крестный ход

В этот день в церквях  торжественно выносили крест и совершали  крестные ходы к водоемам (рекам, озерам, прудам, источникам), где происходило  освящение воды, благодаря чему праздник и получил название Мокрый Спас, или Спас на водах. После освящения  купались, чтобы защититься от лихорадки  и сглаза. Также купали лошадей  и другую скотину, чтобы защитить животных от разных болезней, а лошадей  окропляли святой водой.

Начало уборки урожая

В районах, где к этому  времени собрали овощи и хлеба, было принято освящать в церкви венки, сплетенные из колосьев, и первые плоды нового урожая. В день Первого Спаса начинался ранний сев озимой ржи. Перед посевом часть семян освящали в церкви. С Первым Спасом связывали проводы лета и окончание летних хороводов. В народе говорили: "Пришел Первый Спас, держи шубу про запас".

 

Второй спас

В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который  посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы  в присутствии учеников.

19 августа (6 августа по  старому стилю) православная церковь  отмечает праздник Преображения  Господня, который связан с библейской легендой о том, что, находясь в Галилее, Иисус со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Богословом отправились помолиться на гору Фавор, где на глазах учеников совершилось чудо. Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, говоривших с ним о последних днях его земной жизни.

В народе этот праздничный  день называли Вторым Спасом, но чаще "яблочным". К этому дню поспевали яблоки и другие плоды и овощи. Их несли для освящения в церковь, после этого плоды разрешалось есть.

 

Яблочный спас

Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими". При разговлении ими молодежь загадывала о своей судьбе: желание, задуманное при съедании первого  куска яблока, должно было обязательно  исполниться. Спасовскими яблоками угощали нищих и больных. После обедни совершали благодарственные молебны в садах. Затем начинался сбор яблок и их продажа. В некоторых губерниях на Второй Спас приходились первые "осенины", т.е. первая встреча осени.

Третий спас

Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.

29 августа (16 августа по  старому стилю) православной церковью  отмечается праздник, посвященный  Нерукотворному образу Иисуса  Христа, чудесным образом возникшему  на полотенце, которым он отер  свое лицо. Это полотенце как  святыня было перенесено в Константинополь из Месопотамии. По древнему преданию в этот день Авгарь, властитель города Едессы, где хранилось священное полотенце, исцелился от проказы, едва прикоснувшись к нему. В народе этот праздник назывался  еще "холщовым", "хлебным" или "ореховым" Спасом.

 

Торговля полотном

Третий Спас назывался "холщовым" или "Спасом на полотне", так как  в русской традиции этот день считался благоприятным для торговли полотнами  и холстами. Во многих селах, особенно там, где было развито текстильное ремесло, на Третий Спас устраивались ярмарки, на которых торговали тканями домашнего и кустарного производства.

Сбор лесных орехов

Третий Спас называли "ореховым", так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском уезде Рязанской губернии в лес сначала отправлялась старостиха для пробного сбора орехов. Количество орехов, которое ей удавалось собрать за один день, считалось мерою для остальных женщин деревни. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

Первый каравай

Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню дожинали хлеб и совершали обряды, связанные с последним именинным снопом. Говорили: "Третий Спас – хлеба припас". В этот день впервые пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая.

Воздвижение

Православный  праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами молящихся Крест, на котором был распят Иисус Христос.

"Воздвижение" – народное название православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В IV в. святая Елена, мать римского императора Константина, нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест оказался животворящим, и, так как каждый хотел увидеть его, патриарх Макарий "воздвиг" крест, т.е. поднял его над головами молящихся. В память этого события и был учрежден праздник Воздвижения.

По народному преданию, на Воздвижение происходит битва  между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: "правда" и "кривда". Победу одерживает "правда" с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня. В день Крестовоздвижения полагалось задуматься о своих грехах и поститься. Говорили: "Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается".

Крестные ходы

С давних пор на Воздвижение  совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на целый год от беды. Служились молебны, подымались иконы, и происходил обход полей с молитвой о будущем урожае. Молились и о больных, говорили, что Животворящий Крест и со смертного ложа поднимет. В этот день принято было водружать кресты на строящиеся храмы, устанавливать придорожные кресты, в честь праздника возводить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви.

Зазимки

В народных представлениях Воздвижение связано со словом "движение", что нашло свое отражение в разных приметах этого дня. В народе говорили: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает", "Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет", "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится", "На Воздвиженье птица в отлет двинулась", "На Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу, а змеи собираются в кучи и прячутся в земле". По народной примете только с первым весенним громом змеи выйдут из-под земли. На Воздвижение бывала третья встреча осени. Наступала пора, которую в старину называли "зазимки", с этого времени крестьяне начинали готовиться к зиме.

Капустный праздник

Воздвижение еще называли капустным праздником, потому что  с этого дня начинали рубить капусту  и заготавливать ее на зиму. "На Воздвиженье первая барыня – капуста", – говорили в народе. С этого дня начинались так называемые "капустники", когда девушки в нарядных одеждах ходили из дома в дом помогать рубить капусту, туда же приходили парни высматривать себе невест. После работы устраивали особенный стол с закусками, молодежь веселилась, водили хороводы, пели песни.

 

Петров день

Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли мученическую смерть по приказу римского императора Нерона.

Большой православный праздник, посвященный памяти апостолов Петра  и Павла, самых известных проповедников  христианства, приходился на 12 июля (29 июня по старому стилю). Апостол Петр был ближайшим учеником Иисуса Христа. Он присутствовал при его Преображении на горе Фавор и первым провозгласил его "Христом, сыном Божьим". После Воскресения Иисуса Христа Петр стал проповедником его учения и возглавил одну из первых христианских общин, за что был распят на кресте во времена императора Нерона (ок. 65 г.). По церковному преданию святой Петр владеет ключами от Царства Небесного.

Апостол Павел, которого сначала  звали Савл, долгое время не признавал  Христа, однако впоследствии стал одним  из величайших проповедников христианства в Средиземноморье и Малой Азии.В русской глубинке обряды Петрова дня перекликались с обрядами Семика-Троицы и Иванова дня. В глубокой древности это был единый праздник, длившийся несколько дней, связанный с летним солнцестоянием и поклонением богу Солнца. Введение Православной церковью петровского поста, начинающегося через неделю после Троицы и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на части этот некогда единый летний цикл языческих празднеств.

Рыбацкий праздник

"Петров день" – народное название праздника, который был особо почитаем среди рыбаков, так как святой Петр был рыбаком и поэтому считался покровителем рыболовства. Иногда этот день называли "рыбацким праздником". В этот день в рыбацких деревнях устраивали крестные ходы и молебны на реках и озерах, все собирали деньги на мировую свечу, которую ставили в храме перед образом святого. Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы.

Молодежные празднества

В канун Петрова дня  вся молодежь деревни отправлялась за околицу и, расположившись на возвышенном месте, всю ночь жгла костры, варила кашу, пела и веселилась. Так они "караулили" солнце, которое в такое утро всегда играло на небе, переливаясь разными цветами. Иногда ожидание солнца сопровождалось игрой "в свадьбу" с шуточным сватовством и венчанием. Для этого праздника были характерны и шумные бесчинства парней, которые с криками и грохотом залезали в огороды, забирали у хозяев все, что было оставлено на улицы, выдергивали колья из изгородей, перегораживали этими предметами проходы в селе.

На Петров день был обычай купать молодоженов и обливать друг друга водой. К Петрову дню обязательно строились качели, это были последние весенние качели; до следующей весны их больше не устраивали.

Косьба

Петров день также был  началом сенокоса. Считалось, что  до Петрова дня луга цветут,  
а после – сохнут. "С Петрова дня трава не растет", – говорили в народе. В этот день  
крестьяне шли на луга делить, кому какой участок достанется для покоса.

Сенокос в жизни крестьян был одним из самых веселых  и радостных событий.  
Девушки и женщины на сенокос одевались, как на праздник, в лучшие  
праздничные одежды. Не отставали от них и мужчины, они надевали  
чистые праздничные рубахи, волосы аккуратно причесывали.  
В старину повсеместно праздничная мужская рубаха была красного  
цвета, такую же одевали на покос.

Перед тем как начать косить, крестьяне молились, крестились на все четыре стороны, а затем говорили: "Коси, коса, пока роса, роса долой, коса домой", с таким же благоговением  крестьяне заканчивали покос. В есенинских местах косцы собирались вместе по окончании покоса, становились на колени, молились Богу, просили друг у друга прощение, потом звонили в косы, т.е. били коса об косу, и с песнями возвращались домой.

В старые времена косьба была чисто мужским занятием. Когда  косили, соревновались в мастерстве владения косой. Женщины на покосе разбивали  скошенную траву для высушивания, а после огребали сено граблями.

Семенов день

Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого  Симеона Столпника. Но на Руси в течение  четырех веков вплоть до 1700 г. это  был день окончания старого года ("лета") и начала нового.14 сентября (1 сентября по старому стилю) по церковному календарю отмечается день святого Симеона Столпника. Этот христианский подвижник V века вел исключительно аскетический образ жизни. В 18 лет он стал иноком. Сначала он жил на дне высохшего колодца, затем в каменной пещере, а потом в келье, на вершине четырехметрового каменного столба. Сорок лет провел он, не выходя из этой кельи, в молитвах и постах, проповедуя учение Христа приходившим к нему паломникам.

Так как на Руси в течение  четырех веков, вплоть до указа Петра I о реформе календаря от 1700 г., это был день окончания старого года ("лета") и начала нового, то Семенов день еще называли "Семен-летопроводец". Крестьяне говорили: "Семен лето провожает".

По Семенову дню определяли последующую погоду: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет  тепла", "Сухая осень, если на Семен-день сухо".

Осенины

В этот день совершался обряд  первой встречи осени – "осенины". Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку-Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывали на куски по числу собравшихся, и этим хлебом кормили домашний скот. Этот обрядовый хлеб должен был помочь сберечь скот в предстоящую зиму.

Информация о работе Православные праздники на Руси