Православные праздники на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

В богослужебном смысле это дни годового[1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типиконпредписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Файлы: 1 файл

Pravoslavnye_prazdniki.docx

— 77.17 Кб (Скачать)

Считалось, что с этого  дня начиналось настоящее или "старое" бабье лето (продолжавшееся всю неделю до праздника Рождества Богородицы), последний теплый и солнечный  период перед начинающимися холодами. Это было время осенних женских  работ: женщины мяли и трепали  коноплю и лен, мыли в воде и  расстилали по лугам. В Семенов день женщины начинали прясть и ткать. С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры.

"Живой" огонь

С Семенова дня начинались засидки, т.е. молодежные вечерние посиделки. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. В старину существовал обычай добывать огонь из сухого дерева. Такой огонь называли "живым". Этим новым огнем начинали топить печи и зажигать вечером свечи, лучины.

Первое пострижение

В этот день в крестьянских семьях существовал обычай постригать мальчиков по исполнении трех лет  и сажать на коня. Этот обряд символизировал переход мальчика от младенчества к  отрочеству. Волосы, выстриженные у младенца, зашивали в ладанку и хранили до самой смерти.

Шутливый обряд  похорон

В Семенов день устраивали шутливый обряд похорон мух и  тараканов. Девушки надевали свои лучшие наряды, в небольшие гробики, сделанные  из репы, моркови, свеклы, укладывали пойманных  насекомых, и с торжественностью, иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Считалось, что этот обряд должен был способствовать уничтожению этих насекомых. Но главное, это были своеобразные смотрины, на которых парни высматривали себе невест. С Семенова дня начинались свадебные недели, которые продолжались до Рождественского поста.

 

Рождество Богородицы

Православный  праздник, посвященный рождеству  Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Православный праздник Рождества  Богородицы, или Аспасов день, Богородичен  день, Малая Пречистая Оспожинка, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Церковное предание сообщает, что у Иоакима и Анны долгое время не было детей, и они очень скорбели об этом. Анна горячо молилась Богу и обещала, что, если у нее родится ребенок, она его посвятит Богу и отдаст на воспитание в Иерусалимский храм. И вот ангел предстал пред Анной и затем пред Иоакимом и сказал, что у них родится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Так родилась Дева Мария.

Праздник урожая

В этот день в народе отмечали праздник урожая – день окончания жатвы: ходили друг к другу в гости, каждый хотел показать свое хлебосольство, все весело гуляли, пели песни. Особым обычаем было посещение новобрачных родными и знакомыми. На этот пир специально выбранный человек – "позыватый" – приглашал гостей следующими словами: "Приходите навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму". Гостей угощали праздничным обедом, подносили им пиво, поэтому этот день еще называли "Поднесеньев".

Вторые "осенины"

День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято обновлять  в избах огонь – гасили старый и зажигали новый. В этот день в южнорусских  губерниях совершали обряд второй встречи осени, первый раз осень встречали на Второй Спас или в Семенов день. В этот день девушки и женщины шли к реке, озеру или ручью "встречать осень". Там они устраивали праздничную трапезу, состоявшую из овсяного киселя и хлеба, а затем веселились, пели песни, плясали, играли в игры.

День рожениц

Раньше крестьянки в этот день в каждом селении устраивали "день рожениц". Поздравляли молодых  матерей с младенцами, пекли пироги, варили мирскую кашу и собирали на угощение повивальных бабок. В Рязанской  и в некоторых других губерниях этот день имел название "Аспосов день", что означает "день после Спаса".

Покров

Праздник Покрова  Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя  сарацинами, когда она спасла город, закрыв его своим покрывалом.

14 октября (1 октября по  старому стилю) православная церковь  отмечает праздник Покрова Пресвятой  Богородицы. Праздник был установлен  в память явления Богородицы в храме в Константинополе, когда город был осажден врагом. Богородица простерла над молящимися свой покров – омофор (головной плат) и молилась Господу о спасении людей. Благодаря молитвам и заступничеству Божией Матери город был спасен. Для крестьянина Покров был одним из самых важных осенних праздников, который был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Говорили так: "На Покров до обеда осень, а после обеда зима", "На Покров земля снегом покрывается". Примечали, что какова погода на Покров, такова будет и зима.

К этому дню полагалось убрать весь урожай с полей и большую  часть урожая с огорода. Кроме  того, к зиме готовили и помещения для скота. В Покров принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. И чтобы уберечь скот от бескормицы и болезней, его закармливали "пожинальником", т.е. последним сжатым снопом. В этот день для предохранения от зимней простуды детей обливали на пороге дома водою сквозь решето.На Покров в деревню возвращались мужики и парни с летних отхожих промыслов или, наоборот, уходили на заработки в город. С этого дня женщины много времени проводили за прялкой, шитьем, обработкой льна.

Явление Богородицы

В праздник Покрова Пресвятой  Богородицы русские люди просили  у Царицы Небесной защиты и помощи, вспоминая в этот день о том, как она явилась жителям Константинополя в окружении ангелов и святых. Это произошло в Валахской церкви, где собралось много людей во время всенощного бдения. Богородица со слезами долго молилась, преклонив колени, а в конце молитвы сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми в знак защиты и материнского заступничества. На Руси Богородица стала покровительницей женщин, брака, семейного очага и земледелия. Именно ей молились о счастливом замужестве и о хорошем урожае.

Девичий праздник

Понятие "покров" в народном сознании связывалось одновременно и с покрывалом, которым покрывали  невесту во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался девичьим праздником. Говорили: "Придет Покров, девке голову покроет", "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб". Сами девушки просили: "Покрой землю снежком, а меня платком". Рано утром они спешили в церковь, так как существовало поверье: кто раньше поставит свечу, та раньше и замуж выйдет.

Девушки старались провести праздник Покрова весело. "Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь", – говорили они. В этот день они одевались в нарядную одежду, собирались в специально отведенном для этого доме, танцевали, пели песни, устраивали игры.

Запекание углов

На Покров крестьяне перебирались из летних помещений в зимние избы, всячески их утепляли, "запекали", т.е. конопатили стены и углы, первый раз протапливали помещение, поговаривая: "Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров". Для праздничного застолья пекли блины – это в шутку также называлось "запекать углы". В Рязанской губернии, когда в этот праздник ели блины, то приговаривали, что "углы затыкают, чтобы в доме тепло было".

 

 

 


Информация о работе Православные праздники на Руси