Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Введение. 3
История возникновения праздников. 4
Классификация народных праздников. 5-7
Праздники на Руси. 8
3.1.Осенний календарь. 9-11
3.2. Зимний календарь. 12-15
3.3. Весенний календарь. 16-17
3.4. Летний календарь. 18-20
4. Царские забавы. 21
Заключение. 22
Список литературы. 23
Министерство образования и науки РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Контрольная работа
по дисциплине:
«Технология
и организация анимационно-
досуговой деятельности»
тема: «Русские
народные праздники
и забавы»
План
Введение. 3
3.1.Осенний календарь. 9-11
3.2. Зимний календарь. 12-15
3.3. Весенний календарь. 16-17
3.4. Летний календарь. 18-20
4. Царские забавы. 21
Заключение. 22
Список литературы.
23
Введение.
Где
начинаются праздники? Самые замечательные,
самые волнующие и
В старых русских традициях праздники были своего рода точками отсчета, не только украшающие жизнь но и задающие ее ритм. В старых традициях праздники были органично связаны с посвященными им ритуалами. Глубокие ритуалы, наполненные особым смыслом создают своеобразный резонанс внутренних ритмов человека с ритмами природы и ритмами других людей. Если представить сообщество людей в виде дерева, то праздники — это и то, что питает корни, и то, что позволяет ветвям органично существовать вместе — держаться на ветру и радоваться солнцу.
С размахом и весело отмечали праздники на Руси, до наших дней дошли интереснейшие русские народные игры и забавы.
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Приходится с печалью и
1.История возникновения праздников.
«Не
умирают обычаи, которым
определено быть вечными…»
Н.В.Гоголь
Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.
К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Народная
культура обладает специфическими чертами,
среди которых следует
Праздники
существовали всегда, во все времена,
трансформируясь по содержанию и
форме, сообразуясь с духовным и
эстетическим развитием общества. Они
несут большую эмоциональную и воспитательную
нагрузку, обеспечивая передачу традиций
из поколения в поколение.
2. Классификация народных праздников.
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.
Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.
Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на Руси христианства, но получили всеобщее признание в народной среде лишь с конца XVI – начала XVII в. Церковь, как не велико было ее стремление покончить с языческими пережитками, была вынуждена «привязать» церковные праздники к традиционным календарным и мириться с сохранением языческих ритуалов, которые замысловато переплелись с религиозными.
Все русские праздники выстаивались в определённую иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных была Пасха, которая называлась праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, то есть 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа, Богоматерь, а так же ещё 5, посвящённых Евангельским событиям.
Праздником в России считалось также воскресенье, наступавшее через каждые 6 дней. Оно было принято как день отдыха ещё древними славянами вместе с календарём, в котором год членился на 12 месяцев, а месяц на четыре недели. В древности этот день назывался «неделя» то есть время, когда нельзя ничего делать, а с конца XVIII – начала XIX вв. получил в память о воскресении Иисуса Христа своё современное название.
Каждый праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. В то же время праздники имели и много общего. Необходимыми компонентом многих из них были молебен и Крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры, в том числе и спортивные, посещение ярмарок с их балаганами, лотками, каруселями, медвежьими потехами. В программу праздничных дней включалось исполнение обрядов, прежде всего обрядов годового цикла, связанных с хозяйственной деятельностью русского земледельца, а также отдельных компонентов обрядов жизненного цикла, отмечавшей главные этапы человеческой судьбы: рождение, брак, смерть. В глубокой древности они представляли собой сложные часто драматически оформленные действия, совершаемые в магических целях. К XIX в. религиозно-мифилогическая основа этих обрядов была утрачена, а само действие оказалось включённым в праздник в качестве интересной игры, завещанной предками.
Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины. XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.
Русские
народные праздники во все времена
неизменно сопровождались веселыми играми и различными забавами,
в которых участвовало все население Руси.
На протяжении веков эти игры сопутствуют
повседневной жизни детей и взрослых,
вырабатывают особые черты менталитета,
важные личностные качества, отражают
общественное устройство нации и взгляды
на мир. В них совмещались развлечение,
тренировка, и сама уникальная русская
культура выявления и поощрения сильных
духом и телом, воспитание готовности
принять брошенный вызов, заступиться
за слабого, преодолеть слабость в самом
себе.
Игры издавна служили
средством самопознания, здесь проявляли
свои лучшие качества: доброту, благородство,
взаимовыручку,
3. Праздники на Руси.
В своем большинстве
народные праздники интегративны: сочетают в
себе устное народное творчество, музыкальный
фольклор, прикладное искусство, народный
театр. Редкий праздник на Руси обходился
без хороводов. Удивительное это явление
русской народной культуры органически
сочетает танец, пение и игру. Любое место
подходило – и роща, и луг, и двор. Женщины
и мужчины, старики и дети, но чаще всего
девушки участвовали в хороводе. Взявшись
за руки, они медленно и плавно, словно
лебедушки, двигались по кругу, распевая
песни.
Древность
была не особо богата развлечениями,
но зато они носили поистине массовый
характер – все, от мала до велика, принимали
участие в празднествах и торжествах.
В празднество, редкий свободный от работы
день, люди стремились отдохнуть от тяжелого
каждодневного труда, играя, состязаясь
или просто участвуя в забавах в качестве
зрителей. Но не только забавами и развлечениями
служили нашим предкам игры, а еще и воинской
тренировкой перед боями с противниками,
коих у славян всегда было великое множество.
Само слово “забава” у славян носило
не совсем “развлекательный” смысл, а
более широкий: “массовое событие”.
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: "делу – время, потехе – час", крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Какие же праздники почитали на Руси?
В летние праздники одним из основных развлечений было качание на огромных качелях (с шириной сиденья до 2 м), которые устанавливали «всем миром» в эпицентре празднования для всей деревни, села. Зимой же катались с ледяных горок или на лошадях, тройках с бубенцами. А еще были забавы, присущие только определенным русским народным праздникам.