Русские народные праздники и забавы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.

Оглавление

Введение. 3
История возникновения праздников. 4
Классификация народных праздников. 5-7
Праздники на Руси. 8
3.1.Осенний календарь. 9-11
3.2. Зимний календарь. 12-15
3.3. Весенний календарь. 16-17
3.4. Летний календарь. 18-20
4. Царские забавы. 21
Заключение. 22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

анимация чистовик 4к..doc

— 130.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки РФ

Сочинский государственный  университет туризма и курортного дела

                                   Факультет туристского  бизнеса 
 
 
 
 

                    Контрольная работа  
 

по дисциплине: «Технология и организация анимационно-                досуговой деятельности» 

тема: «Русские народные праздники и забавы» 
 
 

                                                                      Выполнила: 

                                                                                         студентка гр. 07-ЗСТ-1

                                                                                                  Панасенко М.Ю.

                                                                         вариант №9

                                                                     Проверила:

                                                                                          Самсоненко

                                                                               Татьяна Александровна.                                                    

                                                                                                                                                                                        

                                                                               

     

                                                           

                                                        Сочи 2011

    План

                                                                                                                        Стр. 

    Введение.           3

  1. История возникновения  праздников.           4
  2. Классификация народных праздников.          5-7
  3. Праздники на Руси.           8

    3.1.Осенний  календарь.         9-11

    3.2. Зимний календарь.        12-15

    3.3. Весенний  календарь.        16-17

    3.4. Летний  календарь.        18-20

        4. Царские забавы.           21

         Заключение.           22

         Список литературы.                    23          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Где начинаются праздники? Самые замечательные, самые волнующие и увлекательные  праздники возникли в далекой  древности. Авторов самых древних  праздников уже невозможно установить, поэтому они считаются народными. В праздниках каждого народа отражается его душа, его истоки, его история.

    В старых русских традициях праздники  были своего рода точками отсчета, не только украшающие жизнь но и задающие ее ритм. В старых традициях праздники были органично связаны с посвященными им ритуалами. Глубокие ритуалы, наполненные особым смыслом создают своеобразный резонанс внутренних ритмов человека с ритмами природы и ритмами других людей. Если представить сообщество людей в виде дерева, то праздники — это и то, что питает корни, и то, что позволяет ветвям органично существовать вместе — держаться на ветру и радоваться солнцу.

    С размахом и весело отмечали праздники на Руси, до наших дней дошли интереснейшие русские народные игры и забавы.

    Народные  праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.

      Приходится с печалью и сожалением  говорить, что народная культура  праздника в наши дни значительно  подорвана. Вспомним слова великого  русского педагога К. Р. Ушинского,  который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

    1.История возникновения праздников.

                «Не умирают обычаи, которым       определено быть вечными…» 
                                              Н.В.Гоголь

            Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

    К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

    Народная  культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

    Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и  форме, сообразуясь с духовным и  эстетическим развитием общества. Они  несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. 
 

    2. Классификация народных праздников.

        Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

    Будням  противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

    Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.

    Наряду  с древними языческими праздниками  в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на Руси христианства, но получили всеобщее признание в народной среде лишь с конца XVI – начала XVII в. Церковь, как не велико было ее стремление покончить с языческими пережитками, была вынуждена «привязать» церковные праздники к традиционным календарным и мириться с сохранением языческих ритуалов, которые замысловато переплелись с религиозными.

    Все русские праздники выстаивались в определённую иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных была Пасха, которая называлась праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, то есть 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа, Богоматерь, а так же ещё 5, посвящённых Евангельским событиям.

    Праздником  в России считалось также воскресенье, наступавшее через каждые 6 дней. Оно было принято как день отдыха ещё древними славянами вместе с календарём, в котором год членился на 12 месяцев, а месяц на четыре недели. В древности этот день назывался «неделя» то есть время, когда нельзя ничего делать, а с конца XVIII – начала XIX вв. получил в память о воскресении Иисуса Христа своё современное название.

    Каждый  праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие  праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. В то же время праздники имели и много общего. Необходимыми компонентом многих из них были молебен и Крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры, в том числе и спортивные, посещение ярмарок с их балаганами, лотками, каруселями, медвежьими потехами. В программу праздничных дней включалось исполнение обрядов, прежде всего обрядов годового цикла, связанных с хозяйственной деятельностью русского земледельца, а также отдельных компонентов обрядов жизненного цикла, отмечавшей главные этапы человеческой судьбы: рождение, брак, смерть. В глубокой древности они представляли собой сложные часто драматически оформленные действия, совершаемые в магических целях. К XIX в. религиозно-мифилогическая основа этих обрядов была утрачена, а само действие оказалось включённым в праздник в качестве интересной игры, завещанной предками.

    Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины. XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год. 

    Русские народные праздники во все времена  неизменно сопровождались веселыми играми и различными забавами, в которых участвовало все население Руси. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.  
       Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку,самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться. 

    3. Праздники на Руси.

     
       В своем большинстве народные праздники  интегративны: сочетают в себе устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. Удивительное это явление русской народной культуры органически сочетает танец, пение и игру. Любое место подходило – и роща, и луг, и двор. Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни. 

    Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество. 
Само слово “забава” у славян носило не совсем “развлекательный” смысл, а более широкий: “массовое событие”.

Умели русские  люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: "делу – время, потехе – час", крестьяне отдыхали и  развлекались в основном в праздничные  дни. Какие же праздники почитали на Руси? 

    В летние праздники одним из основных развлечений было качание на огромных качелях (с шириной сиденья до 2 м), которые устанавливали «всем миром» в эпицентре празднования для всей деревни, села. Зимой же катались с ледяных горок или на лошадях, тройках с бубенцами. А еще были забавы, присущие только определенным русским народным праздникам.

Информация о работе Русские народные праздники и забавы