Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Введение. 3
История возникновения праздников. 4
Классификация народных праздников. 5-7
Праздники на Руси. 8
3.1.Осенний календарь. 9-11
3.2. Зимний календарь. 12-15
3.3. Весенний календарь. 16-17
3.4. Летний календарь. 18-20
4. Царские забавы. 21
Заключение. 22
Список литературы. 23
Празднование этого дня на Руси имеет давние традиции. В народном календаре XIX–XX вв. Благовещенье было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой.
Признавая
важность праздника, народ, тем не менее,
не отличал его весельем, тем более
что чаще всего Благовещенье приходится
на период Великого поста. Поведение человека
в течение этого дня должно было наиболее
приблизить его к Богу. В народе, считавшим
Благовещенье началом весны говорили:
«Щука хвостом лёд разбивает», «Весна
зиму поборола». В этот день пробудившаяся
ото сна земля «открывалась» и выпускала
на поверхность гадов: змей, лягушек, мышей,
насекомых, а так же нечистую силу. Этот
праздник в народном календаре отмечается
как пора прилёта птиц, пробуждение пчёл,
мух, медведя. День Благовещенье был связан
со множеством запретов. Особенно строго
соблюдался запрет на любую работу, даже
выезд на заработки считался грехом.
Вербное воскресение
Воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой.
Христианство
связывает с Вербным
После
торжественного шествия патриарх принимал
в своих палатах, трапезной, калек,
убогих и нищих, которых собственноручно
с большим уважением к ним потчевал, затем
омывал им ноги, а в завершение – одаривал
милостыней. В народе верба, освящённая
в этот праздник, считалась священной
и наделялась магическими свойствами.
Утром праздничного дня взрослые хлестали
веточками детей, приговаривая: «Верба
красна, бей до слёз, будь здоров!». Освящённые
веточки хранили весь год или до Егорьева
дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.
Пасха (Христов день, Паска, Великдень)
Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие над смертью, добра и света над злом и тьмой. В православии Пасха – наиболее важный для верующих праздник, «царь дней», «праздник праздников», «торжество торжеств» называет его церковь. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскресении.
Обязательной
принадлежностью пасхального
Летний календарь
Вознесение
(Вознесеньев день,
уместие)
Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг день послепасхальной седьмицы.
В
традициях восточнославянских народов
праздник Вознесения связан с представлениями
о посмертном пребывании души на земле
и вознесении ее на небо через 40 дней после
смерти, поэтому русские крестьяне часто
почитали Вознесение и его канун как праздник
умерших – «родителей», с которыми в этот
день прощались. В народе верили, что, провожая
весну и встречая лето, вся природа расцветает,
а тайное становится явным. Всю ночь крестьяне
за околицей жгли костры, водили хороводы,
встречали первый восход солнца, пели
солнечные гимны, заклички.
Троица
(День святой Троицы,
Пятидесятница, День
сошествия Святого Духа
на Апостолов)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи.
На Троицу православные храмы украшаются свежей зеленью, молящиеся во время службы держат в руках берёзовые ветки и цветы, повсеместно распространён обычай освящения принесённой верующими зелени. Церковь считает, что зелёная ветка – это символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим. В этот день девушки надевали лучшие наряды, нередко сшитые специально для праздника.
Повсеместно традиционным девичьим украшением на Троицу был венок. «Наш праздник девичий! Барышни гуляют», – говорили о Троице. Пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг него водили хороводы.
Для
Троицы характерны девичьи гадания
на будущее с пусканием по воде
Троицких венков, завивание берёз, киданием
обрядового дерева в реку. Дерево (в
основном берёза) использовалось в
гаданиях и иначе: девушки бросали в
него ложки – чья ложка упадет на землю,
а не застрянет в ветвях, та девушка раньше
других выйдет замуж.
Иван Купала (Рождество Святого Иоанна Крестителя, Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила)
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние.
Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой, которое представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой или грязью. Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете в перерывах между церковными службами: утренней и обедней. Во многих местах в купальных обрядах принимали участие представители всех половозрастных групп населения. Человек отказавшийся купаться подозревался в колдовстве. Повсеместно бытовало мнение об оздоровительном действии купальского омовения.
Главная роль в аграрно-магических обрядах отводилась девушкам и молодым женщинам, а руководили ими, как правило, взрослые женщины, что обусловлено представлениями о магической связи женщины с землей, находившейся в состоянии плодоношения. Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодежных пар. Для них характерна особая форма поведения в это время, обозначенная в этнографии понятием «ритуальные бесчинства». Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали ворота и двери, закладывали печные трубы. Группы молодёжи уходили в леса, в поля, где устраивали гулянья, разводили костры, прыгали через огонь, скакали через «стрекаву» (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи.
Издавна
в день Ивана Купалы допускалось
наиболее свободное общение полов,
что позволяет называть его «самым
эротическим русским празднованием»,
«праздником всеобщего брака». Согласно
преданиям в купальскую ночь снимались
все запреты на любовные отношения между
мужчинами и женщинами.
Спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа.
Не
только в городах, но и в деревнях
и сёлах России церковью устраивалось
торжественное внесение креста, совершался
крестный ход к водоёмам (рекам, озёрам,
прудам) и источникам воды (колодцам),
где происходили молебны и освящение воды.
В этот день отдавали дань воде, поэтому
и называли в народе Первый Спас – «Спасом
на воде», Водным или Мокрым. После водосвятия
принято было купаться, чтобы защитить
себя от лихорадки и сглаза.
Преображение
Преображение – народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается 6/19 августа. В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или Спасом на горе, что происходило от места, где оно совершилось. Но чаще всего Второй Спас именовали «Яблочный», так как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили: «Второй Спас – срывают спелые яблоки».
Царские забавы
Так
издревле на Руси называли псовую и соколиную
охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока.
Но получили на Руси столько типично славянских
черт, что теперь можно говорить о них,
как о национальных.
Псовой охоте на Руси не одно столетие
– в летописях ХII века есть упоминания
о том, что еще при великом князе Владимире
Мономахе «зверей травили псами». Изначально
в охоте использовались травильные собаки,
отличавшиеся не столько быстротой, сколько
силой и злобностью, но позже, на Руси была
выведена уникальная порода быстрых охотничьих
собак – русских борзых. Недаром псовую
охоту причисляли к “царским забавам”
– содержание псарни, тренировка собак
и сами собаки стоили огромных денег и
были по карману только состоятельной
части населения, князьям, боярам и т.д.
Охотились чаще всего на зайцев и лисиц,
но особенно высоко ценились охоты на
волков. Однако охота служила не только
развлечением для богатых – ее значимость
была велика и с политической точки зрения.
На охотах решались важные государственные
вопросы и проблемы.
Соколиная
охота. “Россия – страна большая, до
самого океана, и на этом океане у них несколько
островов, где водятся сокола и кречеты”,
когда-то описывал нашу страну Марко
Поло. Соколиная охота предшествовала
на Руси псовой и была ей в последствии
постепенно вытеснена. С соколом (кречетом,
ястребом, беркутом) охотились на птиц
(перепелов, тетеревов, цапель) и зверей
(зайцев, лисиц).
Как и псовая, соколиная охота была привилегией
знати, так как содержание птицы и уход
за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего,
за красоту и аристократизм – знатоки
наслаждались зрелищем птицы, атакующей
свою добычу. Однако мода на это занятие
превратила охоту из спорта в нечто среднее
между обязательным ритуалом для вельмож
и балами, где можно “на других посмотреть
и себя показать”.
Заключение.
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Молебен и крестный ход, собиравшие в обязательном порядке всех жителей, общая праздничная гульба – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Он нёс своеобразные образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека роднёй, с пришельцами, привлечёнными праздником: ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами – позволяло жителям узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах и поражениях войск, получать знания о далёких странах и народах. Праздники с их весёлыми плясками, песнями, кулачными боями, борьбой позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение односельчан, передать им своё умение более молодым.
Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная.
Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения, за которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми. Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица, Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции. Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались, а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.
Список литературы.