Реформы русской православной церкви 17 века Раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе я постаралась подробно рассмотреть тему раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Историческая обстановка России, предшествующая расколу………..6
Начало раскола в православной церкви…………………………………10
Патриарх Никон……………………………………………………………11
Протопоп Аввакум…………………………………………………………17
Дальнейшее расширение раскола………………………………………..19
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства………..21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

история.docx

— 45.74 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

Вариант № 15

Тема: «Реформы русской православной церкви 17 века Раскол»

Выполнил: студент гр. 4151-с

Ногманова Г.Р.

Проверил: доцент

Шелепова Л.П.

Набережные Челны

2011 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Историческая  обстановка  России,  предшествующая расколу………..6
  2. Начало раскола в православной церкви…………………………………10
  3. Патриарх Никон……………………………………………………………11
  4. Протопоп Аввакум…………………………………………………………17
  5. Дальнейшее расширение раскола………………………………………..19
  6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства………..21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………………….24

 

Введение

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории  определяется тем, что он являет собой  видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся  в начале XX века разгромом русской  православной государственности.

 О Расколе писали  многие. Историки - каждый по-своему - толковали его причины и разъясняли  последствия (большей частью весьма  неудовлетворительно и поверхностно). Непосредственным поводом для  Раскола послужила так называемая  «книжная справа» - процесс исправления  и редактирования богослужебных  текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями. При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, и т. д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг.

 Хотя реформа затрагивала  лишь внешнюю обрядовую сторону  религии, эти изменения получили  значение большого события. К  тому же выяснилось стремление  Никона использовать реформу  для централизации церкви и  усиления власти патриарха. Недовольство  вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил  в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили  некоторые члены «Кружка ревнителей  благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

 К Расколу примкнула  и часть высшего духовенства,  недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме феодально- крепостническую действительность. Различным слоям общества были выгодны различные стороны этой идеологии. В народной массе живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю.

 Раскол стал одновременно  и знамением консервативной антиправительственной  оппозиции церковных и светских  феодалов, и знамением антифеодальной  оппозиции. Народные массы, становясь  на защиту «старой веры», выражали  этим свой протест против феодального  гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом»

 В данной работе  я постаралась подробно рассмотреть тему раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины.

 

1. Историческая  обстановка  России,  предшествующая расколу

Начало XVII века вошло в  историю России как «Смутное время». Толчком к Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило «насильственное и  таинственное пресечение старой династии и потом искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее  В. О. Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора) есть, конечно, несчастие в истории  монархического государства; нигде  оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Отличительной особенностью Смутного времени является то, что  в него были втянуты все классы русского общества и выступали, как  отмечает Ключевский, «в том самом  порядке, в каком они лежали в  тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало Смуту». В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества. Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения. Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых. Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году. Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян. Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

Последующие годы после Смуты  и в целом весь XVII век характеризуется  собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло продвижение  России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с Польшей, Швецией  за освобождение исконно русских  земель - Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.

Большая помощь оказывалась  украинскому народу за свою независимость  с Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение  о воссоединении Украины с  Россией и объявлении совместной войны против польской шляхты.

После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени  стали заметно расширяться связи  России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения  военных действий. Западные товары постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские  купцы сначала робко проникали  со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются связи между  отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и работников наёмного труда.

В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг иностранцев, проживающие в построенной иностранной  слободе в Москве. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального  быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается процент грамотных среди  населения. Создаются первые учебные  заведения, в которых ведущую  роль играют сначала иностранцы. Наблюдается  рост ремесленничества, образование  мелких мануфактур и заводов (производство необходимых для населения и  военных нужд оружия и товаров). Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное. Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить». В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.

Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в  настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по некоторым проявлениям  с реформацией в Католической церкви. Реформация, как известно, создала  целый рад протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство (Шотландия).

Роль церкви в жизнь  российского общества всегда была очень  высока. Влияние церкви проявлялось  на все стороны духовной жизни  общества, семьи, уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она  становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов.

В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения  во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой  практики. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой  церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году.

Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой  опыт религиозной деятельности, активно  участвовали в политической жизни  государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской власти, власти царя. По этой причине  между царём и патриархом возникали  иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.

Возрастание роли России в  этот период на международной арене, подрыв влияния Православной церкви, связанной с борьбой Османской  империи с Византией, создают  предпосылки на роль лидера Вселенской православной церкви. Царь и русский  патриарх начинают реально проводить  политику на решении этой задачи.

Церковь в XVII веке является не только выразителем духовной, религиозной  идеологии во всех слоях общества, но так же крупным собственником. Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными угодьями, накопили большие материальные ценности.

Многие черты XVII века присущи  и настоящему времени, особенно после  совершения революции 1917 года. Устоявший  быт, сложившиеся общественные отношения  начали силой, кровью переделывать на свой лад, а церковь, как таковую, практически свели к нулю. Всё  это принесло большие страдания  и муки русскому народу.

 

2. Начало раскола в православной церкви

Современная историография  под расколом понимает определённое религиозно-общественное движение, возникшее  в России в середине XVII века. Историограф  Ключевский русским церковным расколом называет лишь отделением значительной части русского православного общества от господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает причины  возникновения раскола, его ход  и последствия. Поводом для возникновения  раскола, как известно, послужила  церковно-обрядовая реформа, которую  в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной  организации в России, а так  же ликвидировать все разногласия  между региональными православными  церквями. Они составляли Восточную  православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России. С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских  православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.

Информация о работе Реформы русской православной церкви 17 века Раскол