Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

1. Особенности пищи и питания народов Скандинавских стран. Общие признаки.
2. Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика.

Файлы: 1 файл

Вариант 7.docx

— 91.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 7.

1.     Особенности пищи и питания народов Скандинавских стран. Общие признаки. 

2.     Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скандинавские страны. К Скандинавским странам относятся Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Основу скандинавской кухни составляют морепродукты. Из рыбы готовят и салаты, и первые, и вторые блюда, не говоря уже о бутербродах, которые в этих странах чрезвычайно популярны. Бутерброд готовится в несколько рядов из различных продуктов. Скандинавы потребляют много мяса, отдавая предпочтение говядине, телятине, свинине. Еще одна особенность скандинавской кухни — широкое использование молока и молочных продуктов. Традиционны для них и каши, а также блюда из картофеля. Из напитков скандинавы предпочитают кофе.

 

ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ.

 

    Питание как культ и как  основа жизни.

    В настоящее время на земном  шаре проживает более 6 миллиардов  человек, и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи,

национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия  происходит от лат.

геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».

    Определений религии существует  более 200, из которых удачным можно

назвать данное американским исследователем Б. Иэрхартом: «Религия подобна времени; все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение».

    Атеисты любую религию определяют  как «опиум для народа». Люди  верующие считают, что религия — это взаимоотношения между богом и человеком, и само существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия рассматривается как историческое и социальное явление, как система объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно  представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.

    Первым и центральным вопросом  любой религии является вопрос  веры. Это понятие нематериальное. Вера эмоциональна, интуитивна, предполагает

религиозное чувство. Религия же представляет собой  сложившуюся систему,

существующую на основе теории (религиозного вероучения) и практической

деятельности. Вероучением занимается теология (от греческого theos — бог и logos — учение); в русском языке этому слову соответствует понятие

«богословие». Существование религии невозможно без практики, основным и обязательным элементом которой является культ (от латинского — уход,

почитание).

    Вопросы питания в большей  или меньшей степени как элементы  культа присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты),обычаи, традиции и другие предписания.

    По вопросам бытия, жизни и  ее происхождения существует  две

принципиальных  точки зрения: религиозная позиция  называется креационизмом, согласно которому, жизнь была создана Творцом в определенное время, и вторая, объясняющая процессы мироздания с научной точки зрения (основных

теорий  тут несколько):

    • самопроизвольное зарождение, т. е. все произошло само  собой, что и

следует из названия;

    • теория  стационарного  состояния   означает,  что  жизнь  существовала

всегда;

    -согласно теории панспермии, жизнь  на планету Земля была занесена

извне;

    -теория биохимической эволюции  — постепенное возникновение  жизни и ее последующее развитие от простого к сложному.

     Верующим человеком религиозные  предписания не обсуждаются, чего  бы они ни касались. Атеисты (от греч. а — отрицание и theos — бог) возникновение постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только суеверия, но и чисто экономическую основу — необходимость бережного расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.

    Так постепенно жизнь первобытной  общины регламентировалась системой

различных запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы

приобретали религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу, новое содержание — не только и не столько физическое, но, прежде всего нравственное очищение.

    Все религии подразделяются на  две большие группы: монотеистические (от греч. monos — один, и theos — бог), признающие существование одного бога, и политеистические (роlу — много и theos - бог), поклоняющиеся множеству богов. Русский термин «многобожие» является аналогом термина «политеизм».

 

 

 

     Мировые религии.

 

     Существует множество религий — от совсем малочисленных до национально-государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм, христианство и ислам. По данным журнала «World Аlmanac» (1994 г.), в мире насчитывалось 1833 млн. христиан; 971 млн. мусульман; 732,8 млн. индуистов; 314,9 млн. буддистов (эти данные нельзя считать очень точными, т. к. в некоторых странах проводить опрос считается неэтичным).

 

    Христианство.

 

    Христианство (от греческого Christos — «помазанник», «мессия»),

зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. Произошел окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и конфессиональное разделение Европы становится стабильным. Католицизм или католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая христианская конфессия (от лат. confessionalis — церковный). Католиков насчитывается до 800 млн. Католичество преобладает в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии. Православие (от греческого - ортодоксия) исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и Румынии. Православных порядка 100 млн. человек.

     Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме

католических Австрии, Баварии). В середине 90-х г.г. общее число людей,

склоняющихся  к протестантизму, определялось в 585 млн. человек; примерно

412 млн. из них — представители  европейского протестантизма, ведущего

начало  непосредственно от реформации, и 173 млн. верующих приняли учение в результате миссионерской деятельности — «неевропейские независимые христиане».

 

    Ислам.

 

    Самая молодая из мировых религий  — ислам (от арабского «покорность»  или от слова «салям» — мир); второе название религии— мусульманство.

Исповедующих  ислам сейчас в мире — около  одного миллиарда человек.

Священной книгой мусульман является Коран, ниспосланный людям в виде стихов через пророка Мухаммеда в Мекке. Ислам также неоднороден, два основные его течения называются суннизм («сунна» в переводе с арабского означает «образец», «пример») и шиизм («шиа» с арабского — «приверженцы»).

 

    Буддизм и индуизм.

 

    Исповедующих индуизм приблизительно  в 2 раза больше, чем буддистов.

 

    Религиозная история питания.

 

    Одним из самых древних занятий  человека было приготовление  пищи. На

протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т.е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом, определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, — это технология приготовления пищи, способ ее обработки.

    Определяющим было использование  огня, т. е. устройство очага.

Географическое  положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке).

    Вкусовые предпочтения и режим  питания складывались также в  зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные.

    Степень влияния религий на  особенности национального питания  у разных

народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично

вписывались в систему уже сложившихся  кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в странеподавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты — строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались

национальные  кухни, существенным элементом которых  до настоящего времени являются религиозные предписания.

    В Китае удивительным образом  сложилась система религиозной  практики. На равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм является одной из мировых религий, то две последние преимущественно распространены в Китае.

    Жители Японии также исповедуют  одновременно буддизм и синтоизм

(национальная  японская религия). Аналогичное положение  существует во многих странах мира. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане — нате суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии.

Взаимопроникновение национального и религиозного привело  к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.

 

    Зороастризм.

 

    Зороастризм относят к древним  религиям. Примерно с 1500 по 1200 г.  до

н. э. жил наделенный даром предвидения  пророк Зороастр (3аратуштра, или

Заратустра), основатель этой религии. И в настоящее время 130—150 тыс.

человек в Иране, Пакистане, Индии и некоторых  других странах считают себя приверженцами зороастризма. Где эта религия возникла, точно неизвестно; по мнению английской исследовательницы М. Бойс, «пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги». Уже тогда вопросам питания уделялось большое внимание: религией предписывалось не употреблять в пищу мясо, предварительно не удалив из него кровь. Регламентировалось праздничное меню — при встрече Нового года (Ноуруза) на праздничном столе обязательно должны находиться семь блюд (составляющих так называемую лорку) из миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов.

Информация о работе Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика