Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:17, контрольная работа
1. Особенности пищи и питания народов Скандинавских стран. Общие признаки.
2. Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика.
В России различают четыре степени строгого поста:
• «сухоедение» — это хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты;
• «варение без елея» —
вареные овощи без
• «разрешение на вино и елей»;
•«разрешение на рыбу».
Общие правила постов
обязательно воздерживаться от мясной и молочной пищи.
Посты не ограничиваются лишь
пищевыми запретами и
воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями,
эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время
постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие.
В то же время пост
бесы изгоняются только молитвой и постом (Марк 9:29; Матфей 17:21).
С этой точки зрения, применение
лечебного голодания в
теологическую основу. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы (кроме шести так называемых сплошных недель в году).
Пост установлен в среду,
Иуда в этот день согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти сына Божия. Церковь разрешает не поститься по
средам и пятницам в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в
неделю мытаря и фарисея, в Сырную неделю (масленица). Из однодневных постов отметим три: в день воздвижения честного и животворящего Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (Иоанну отрубили голову по приказу Ирода Великого, царя Иудеи) и накануне праздника Крещения Господня.
Кроме
перечисленных однодневных
Среди однодневных постов, установленных православной церковью, своей необычностью выделяется День святой Анны — 22 декабря (9 декабря). По преданию, Анна — мать Девы Марии, которую она родила после 20 лет бесплодия. В этот день пост установлен для беременных женщин. Существует народное выражение— на зачатие святой Анны беременным бабам пост. Выполнять какую-либо значительную работу беременным запрещалось. Польза однодневных постов у специалистов-диетологов не вызывает сомнений, но в отношении беременных женщин это не доказано, и в настоящее время этот пост значения не имеет.
Интересен следующий запрет: до Преображения Господня 19 августа (6
августа) строго запрещалось есть яблоки и вообще старались не есть никаких
плодов, кроме огурцов. И с этого дня на всей Руси начинали есть плоды и
фрукты. Трудно, с физиологической точки зрения, объяснить этот обычай.
Многодневных постов четыре: Великий, Петров (Апостольский), Успенский и Рождественский (Филиппов). Общее число постных дней в году колеблется, т. к. Петров пост бывает разной продолжительности. Всего постных дней — около 200, точнее — от 178 до 199. В этом отношении Русская православная церковь значительно превзошла католицизм.
Рождественский пост всегда
(по старому стилю) до 25 декабря — Рождества Христова, и продолжается 40
дней. По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По
понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение — не разрешалась вареная пища, и есть можно было только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. И самая легкая степень поста приходилась на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу.
Строгость поста усиливалась с 20 декабря, когда запрещалась всякая
рыба, даже по субботам и воскресеньям, и в последний день Рождественского поста, 24 декабря, в сочельник, достигала максимума. Нельзя было в сочельник принимать пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Xриста). Слово «сочельник» происходит от старинного слова «сочиво» и означает кашу с медом (кутья), которую положено по уставу есть в этот день. Рождественский (или Филиппов) пост имеет двойное название, т. к. начинается на другой день после дня святого апостола Филиппа, распятого на кресте за проповедническую деятельность.
Великий пост является самым главным и строгим, поскольку он предваряет центральный праздник верующих — Пасxу. Великий пост состоит из собственно 40 дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.
Временные рамки поста всегда постоянны — начинается он в понедельник
после масленицы (Прощеного воскресенья).
К Великому посту принято было
готовиться заранее, вскоре
праздника Богоявления. Период подготовки к посту включал особые 4 недели, во время которых верующим напоминали о духовных христианских ценностях.
Во время первой недели ограничивать себя в питании не требовалось (как
и во вторую и третью); верующих призывали к покаянию и смирению, избавлению от гордыни, являющейся главным источником греха. Во вторую неделю рекомендовалось перечитать притчу о блудном сыне, в которой звучит мотив покаяния; третья неделя называется «мясопустная», или неделя «Страшного Суда», и должна напоминать верующим о грядущем суде. Во время четвертой, последней перед постом недели, называемой масленичной, еще разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо было уже под запретом. Заканчивается масленица Прощеным воскресеньем. В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешается употреблять по субботам и воскресеньям.
В эти же дни верующим
Есть рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой
Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста—
вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время
первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.
Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он
установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в
Риме за проповедь христианства. Продолжительность апостольского поста
непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По
понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось
воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.
Успенский пост установлен в
честь Девы Марии, матери
Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.
Наряду с постами и другими ограничивающими предписаниями христиане
отмечали церковные праздники, во время которых столы накрывались обильно и разнообразно.
Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому
стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до
самого вечера, «до первой звезды». Народный завет звучит так: «В свят вечер
не едят до звезды». По церковному уставу в сочельник предписывалось есть
«сочиво» — а за праздничный рождественский стол принято было садиться после окончания службы. Праздничные блюда должны символизировать рождение Иисуса Xриста. Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа.
В целом праздничный стол в
сочельник принято готовить
На 14 января (1 января) приходятся праздники: Обрезание Господне,
память святого Василия Великого и Новый год.
Архиепископ Василий Великий основал несколько монастырей, занимался
благотворительностью, строил убежища для бедных. В народе Василий Великий считался покровителем свиней, поэтому непременным атрибутом праздничного стола была свиная голова. У более состоятельных верующих основным угощением вечера святого Василия был «царский» поросенок, а свиная голова стояла на столе в течение недели; поэтому 1 января в народе называли «свиным праздником».
Новый год (1 января). Философия праздничного новогоднего стола
незамысловата. Если еда обильна, то и благополучие предстоящего года
обеспечено. Кроме того, старались как можно разнообразнее украшать стол,
используя все, что было в доме. Готовили множество мучных, мясных, крупяных блюд, обязательными считались пироги с разнообразной начинкой. Большое количество блюд старались готовить из свинины (свинья считалась символом плодовитости). Также разнообразно и в больших количествах варились напитки — компоты, кисели, пиво. Ритуальным новогодним блюдом у некоторых славянских народов (русских, белорусов, украинцев, молдаван) служили сладкая каша (кутья) и блины. Непременно на праздничном столе должны были быть сладости, орехи. Ими, а также выпеченными из теста фигурками животных (коней, коров, быков, угощали гостей.
Пирожки с луком христиане Руси пекли 20 февраля (7 февраля) в День
преподобных Парфения и Луки.
Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как
«проводы зимы»; позднее она была принята церковью как религиозный праздник.
Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта).
Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась
разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много
калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.
А.И. Куприн следующим образом
описывает кулинарию масленицы:
Призовем на помощь одного из лучших врачей всех времен и народов — А.П. Чехова. В рассказе «Глупый француз» клоун гастролирующего в Москве французского цирка Пуркуа решил позавтракать в трактире Тестова.
Заказал консоме с 2—3
Информация о работе Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика