Ислам как мировая религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

Возникновение ислама.Направления ислама. Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен свод, получивший название «Коран» («чтение»). Коран – священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Позднее был создан сборник преданий – Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ.docx

— 32.69 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь 

Учреждение образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка» 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 
 

Реферат по курсу: 

«Религиоведение» 
 
 

Ислам как  мировая религия. 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка IV курса

Заочного  отделения

группы 042 (ПП-2)

Урбан Людмила  Михайловна 
 

Проверил:

Кудрявцев В. В. 
 
 
 
 

Минск 2010 
 
 

     1. Возникновение ислама

     Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и  Африки. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламским  периодом в Аравийском регионе.

     Основная  часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». Бедуины жили большими семьями и вели кочевое существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и религиозными центрами. Бедуины верили во многих богов которые соотносились с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины верили, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них – святилище с «черным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, – Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во времена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого арабского племени было собственное божество, и представители племен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им. В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

     Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен свод, получивший название «Коран» («чтение»). Коран – священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Позднее был создан сборник преданий – Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

     На  основе Корана и хадисов мусульманские  богословы пытались восстановить биографию  Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся  биографий составлена мединцем Ибн  Исхаком (VIII век) и дошла до нас  в редакции IX века.

     Принято считать, что Мухаммед действительно жил около 570–632 гг. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.

     Основоположник ислама – реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова. Мекка имела экономически выгодное положение, т. к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиозным центром В 610 году, в возрасте сорока лет, Магомет получил первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернулся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусульман, Коране, что в переводе означает «Чтение». Позже, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломничество племен в Каабу приносило немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от проповеди, и количество его сторонников быстро росло. Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге примерно ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семьями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йасриб (622 г.) началом своего календаря. Это событие известно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мекку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объединить под знаменем ислама все племена Аравийского полуострова.

 

     2. Направления Ислама

     Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному  отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т.е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений – сунниты и шииты. Суннитский ислам придерживается основных положений Корана. Сунниты утверждают, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.

     Другая  позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али – зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности халифов, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божественной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы). В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу правопреемника Магомета.

     Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует  считать Писанием. Сунниты подчеркивают авторитет письменных традиций, к  которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова  произошло название течения). Сунна  включает в себя хадисы – рассказы о жизни и высказываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются принципами, в свое время совместно разработанными старейшинами или богословами (улемами), которые основывали свои решения на Коране, сунне и более поздних источниках.

     Шииты, со своей стороны, больше опираются  на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты верили, что Бог  говорит через имама, главу мусульманской  общины. Однако в IX веке двенадцатый  имам исчез, и главным авторитетом  стали улемы, которые считали  себя представителями исчезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения  двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.

     Еще одно различие между этими двумя  направлениями заключается в  том, что сунниты убеждены в необходимости  разделения светской и религиозной  власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции 

     Подобно иудаизму и христианству, ислам – это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан – Библия, а для мусульман – Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама.

     Коран (от араб. «ал – куран» – «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

       Эти сводные тексты отличались  друг от друга количеством  и порядком записи, написанием  отдельных слов. Решение составить  общий текст Корана, основанный  на существующих записях и  свидетельствах людей, слышавших  лично откровения Мухаммеда, было  принято при халифе Османе  между 650 и 656 гг.

     Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что означает «Открываюшая» – обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время.

     Наряду  с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого  мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни  является Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

     Исламом предъявлялись мусульманину пять требований, которые имели первостепенное значение.

Первым  важнейшим положением исламского символа  веры является шахада. В каждой религии  содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»). Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Другим важнейшим устоем мусульманской веры выступает обязательная молитва – салят, которая должна совершаться правоверным мусульманином пять раз в сутки. Каноническая молитва совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе – это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день – на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Перед молитвой омовение носило обязательный характер.

     Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит» – «место, где совершают земные поклоны»). Внутри мечети в одной из стен делают михраб – нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом – всё равно что стоять перед лицом Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в особых изолированных галереях мечети. У мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»).

Информация о работе Ислам как мировая религия