Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 06:30, реферат

Краткое описание

Вера -- универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” -- предмета, символа, наделённого особым свойством -- служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

...Есть Бог, есть мир,  они живут вовек,

 

А жизнь людей мгновенно, и убога,

 

Но всё в себе вмещает  человек,

 

Который любит мир и  верит в Бога.

 

Н. Гумилёв.

 

К концу второго тысячелетия  современной цивилизации все  пять миллиардов живущих на земле  людей верят. Одни верят в Бога, другие -- в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной  позицией, убеждением, этическим и  нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым -- точнее, внутри которых -- он живёт: действует, мыслит и чувствует.

 

Вера -- универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек  понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся  так называемым законам природы. Для общения с незримым миром  человек прибегает к помощи “посредника” -- предмета, символа, наделённого особым свойством -- служить вместилищем  незримой силы. Так, древние греки  поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние  египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное  африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

 

Вера принимает самые  различные формы, эти-то формы и  называются религией. Религия (от лат. religio - связь) - это мировосприятие и  поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога - центральный  момент религиозного мировоззрения. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: Издво МИЭМП, 2005 г. С. 107. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме -- один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной - высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

 

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют  по вере во множество богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различаются также племенные  религии, национальные (например, конфуцианство  в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым  религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним  данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти  половина жителей Земли.

 

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в  своей работе.

 

БУДДИЗМ

 

 

Буддизм -- древнейшая из мировых  религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени  шакьев) жил в Индии в V--IV вв. до н. э. Другие мировые религии -- христианство и ислам -- появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

 

Если попытаться представить  эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

 

Буддизм вобрал в себя множество  разнообразных традиций народов  тех стран, которые попали в сферу  его влияния, а также определил  образ жизни и мысли миллионов  людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно  исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

 

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы  в зависимости от того, где она  распространяется. Китайский буддизм -- это религия, которая говорит  с верующими на языке китайской  культуры и национальных представлений  о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм -- синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

 

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей  религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы -- тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника  буддизма -- с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых  направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488--368 гг. до н. э. Родина буддизма -- Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и  жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные  сословия). Буддизм впервые обратился  к человеку не как к представителю  какого-либо сословия, клана, племени  или определённого пола, а как  к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что  женщины наравне с мужчинами  способны достичь высшего духовного  совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

 

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти  полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков  назад в одном из маленьких  государств на северо-востоке Индии  у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое  имя было Гаутама. Принц жил в  роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

 

Узнав о том, что на свете  существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В  местности Гая (она и сегодня  называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят  буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились  ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда  скончался. Но ученики и после  смерти Учителя продолжали проповедовать  его учение по всей Индии. Они создавали  монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды -- человека, ставшего основателем новой  религии.

 

Мифологическое жизнеописание  гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в  общей сложности 550 раз (83 раза был  святым, 58 -- царём, 24 -- монахом, 18 -- обезьяной, 13 -- торговцем, 12 -- курицей, 8 -- гусем, 6 -- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так  было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи -- она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

 

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни -- старость -- смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его  на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда  принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести  лет аскетической практики и очередной  неудачной попытки достигнуть высшего  прозрения с помощью голодания  он убедился, что путь самоистязания  не приведёт к истине. Тогда, восстановив  силы, он нашёл уединённое место  на берегу реки, сел под дерево (которое  с этого времени называется деревом  Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и  погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные  прошлые жизни, прошлая, будущая  и настоящая жизнь всех живых  существ, а потом открылась высшая истина -- Дхарма. С этого момента  он и стал Буддой -- Просветлённым, или  Пробуждённым, -- и принял решение  учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и  умственных способностей.

 

45 лет Будда провёл, распространяя  своё учение в Индии. По буддийским  источникам, он завоевал приверженцев  среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда  сообщил своему любимому ученику  Ананде, что мог бы продлить  свою жизнь на целый век,  и потом Ананда горько сожалел,  что не догадался попросить  его об этом. Причиной смерти  Будды послужила трапеза у  бедного кузнеца Чунды, во время  которой Будда, зная, что бедняк  собирается потчевать своих гостей  несвежим мясом, попросил отдать  всё мясо ему. Умер Будда  в местечке Кушинагара, и его  тело было по обычаю кремировано,  а прах разделён между восемью  последователями, шесть из которых  представляли разные общины. Его  прах захоронили в восьми разных  местах, и впоследствии над этими  захоронениями были воздвигнуты  мемориальные надгробия -- ступы.  Согласно легенде, один из учеников  вытащил из погребального костра  зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

 

Как и другие религии, буддизм  обещает людям избавление от самых  тягостных сторон человеческого  существования -- страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая  бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит  смысла в стремлении к вечной жизни  на небесах, поскольку вечная жизнь  с точки зрения буддизма и других индийских религий -- это лишь бесконечная  череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения  принят термин “сансара”.

 

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его  поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость  и умиротворённость. Таков закон  кармы (морального воздаяния), который  определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

 

Высшую цель религиозной  жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а  в буддизме -- нирваной.

 

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана -- это смерть. Неверно. Нирвана -- это  покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним  и значительной части эмоций, желаний, страстей -- всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё  же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

 

Хочу отметить, что буддизм  не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования  богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и  т. п.), но считает, что они тоже подчинены  действию кармы и, несмотря на все  свои сверхъестественные силы, не могут  самого главного -- избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать  на путь” и, последовательно меняя  себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут  появиться высшие духовные существа: будды -- люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие  дхарму, и бодхисаттвы -- те, кто откладывает  уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

 

В отличие от других мировых  религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем  капель в океане или песчинок в  Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков -- претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

 

Важнейшим для буддистов  является понятие дхармы -- оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую  он открыл всем существам. “Дхарма” буквально  означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего -- это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы -- это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Информация о работе Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика