Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

1. Особенности пищи и питания народов Скандинавских стран. Общие признаки.
2. Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика.

Файлы: 1 файл

Вариант 7.docx

— 91.26 Кб (Скачать)

    Принципиально важное положение  гласит, что законом запрещено

употребление  в пищу мяса животного, при заклании (убое) которого

произнесено было не имя Аллаха, но любое иное имя. Также регламентируются правила для совершающих паломничество. Стихи из главы 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайте добычи, когда вы совершаете паломничество». И далее: «законна для вас добыча моря и пища его — пропитание для вас и для путешествующих; а добыча земли запрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйте долг свой перед Аллахом». Комментарий поясняет, что разрешается ловить и есть все, что водится не только в море, а в любом водоеме — реке, озере, пруде. Помимо обозначенных пищевых ограничений и предписаний, важное значение в исламе придается постам: наряду с молитвой, налогом на бедных, паломничеством и джихадом, пост мусульмане относят к числу пяти основных жизненно-практических установлений.

    «Во все времена и у всех  народов пост был весьма распространен  во время

оплакивания и бедствий». Пост—средство для совершенствования моральных и духовных качеств человека; пост—не просто воздержание от пищи, но и воздержание от всякого рода зла. Например, пост дает человеку возможность контролировать свои страсти — отказаться от незаконного присвоения чужого имущества. Главная цель поста — духовное восхождение, но наряду с этим пост преследует еще одну цель— мусульмане должны приучить себя сносить всякого рода физические тяготы. Во время постов запрещается курить, принимать лекарства питательного свойства (витамины), говорить непристойности, шуметь, лгать, злословить и порочить, смотреть с похотью, лжесвидетельствовать. Согласно заповеди пророка Мухаммеда, пять поступков нарушают пост — это ложь, злословие, клевета (донос), ложная клятва и похотливый взгляд.

    В комментариях к Священному  Корану сказано, что «сорокадневный  пост

Моисея  перед получением откровения (Исход 24:18) и то же число дней

длившийся пост Иисуса Христа перед началом  проповеднического служения (Мтф. 4:2) свидетельствуют о том, что получение Божественных милостей связывается в священной истории с соблюдением поста. Поэтому и от мусульман требуется соблюдение поста по 30 дней в году, явление же Божественных милостей обещано в заключительные дни постов».

    Мусульмане обязаны соблюдать  пост во время месяца Рамадан.  Это их

главный пост. Исходное значение слова «рамадан»  — «избыток жары». В исламе принят счет месяцев по лунному календарю. Поэтому мусульманский календарь постоянно смещается относительно солнечного календаря, принятого в большинстве стран мира.

    Рамадан (тюркоязычные и ираноязычные народы, исповедующие ислам,

произносят  его «Рамазан») — это девятый  месяц лунного календаря. Согласно мусульманскому преданию, именно в Рамадан Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение. Слово Коран имеет два значения: 1) «он собрал вещи воедино» и 2) «чтение» или «пересказывание книги», поэтому месяц Рамадан — память о ниспослании Аллахом божественного откровения Мухаммеду и через него всем людям. В память об этом и установлен пост (тюркоязычные народы говорят «ураза», ираноязычные — «Рузе»). Во время этого поста в светлое время нельзя есть, пить, вдыхать табачный дым, исполнять супружеские обязанности. Ночью запреты снимаются, однако все же не рекомендуется предаваться излишествам и нужно побольше заниматься благочестивыми делами.

    Согласно Корану и комментариям, время поста наступает примерно за 1,5 ч до восхода солнца, началом ночи следует считать заход солнца (и ешьте, и

пейте до тех пор, пока белый день можно  будет отличить от черной ночи на

рассвете; затем поститесь до прихода ночи). В большинстве мусульманских

стран по ночам во время поста устраивают застолья, слушают выступления

народных  певцов и рассказчиков, исполняющих  произведения, посвященные

деятельности  пророка Мухаммеда и его сподвижников. Заканчивается пост

праздником  разговения. По-арабски он называется Идал-Фитр, у тюркоязычных народов (в том числе на территории СНГ) — Уразабайрам. Во время праздника совершается общая молитва, потом — торжественная трапеза. Благочестивые мусульмане раздают милостыню и угощения для бедняков.

    Пост предписан всем правоверным  мусульманам, однако постятся  прежде

всего совершеннолетние и находящиеся  в добром здравии. Комментарии к

Священному  Корану по поводу освобождений от поста  поясняют: «Две первые категории, освобождаемые от поста,— это больные и путешествующие. И тем и другим предписывается осуществить пост по окончании болезни либо путешествия». Интересно, что «каждый сам решает для себя, что именно считать болезнью или путешествием».

    Третье исключение относится  к тем, для кого соблюдение  поста —

невыносимая мука. Здесь имеются в виду те, кому соблюдать пост очень

трудно. Такие люди могут получить искупление, ежедневно давая еду кому-

нибудь из бедняков. Это исключение относится к кормящим и беременным

женщинам (но потом они должны возместить дни поста в другие дни), а также  к старикам, кому уже не под силу выносить пост. Кроме того, относится оно к страдающим от продолжительного недуга и к тем, кто находится в путешествии больше года. Кроме того, освобождаются от поста женщины во время менструации или кровотечения после родов с условием последующего возмещения в другие дни. И последнее —  не обязателен пост также воинам, приближающимся к врагу, т. е. в преддверии боевых действий.

    В исламе различают две категории  постов: обязательный, т. е.

предписанный (Фард), который включает пост Рамадан, пост искупления за вину (Каффара) и обет поста (Надр), и добровольный пост (Таттава). Суть

добровольного поста — это напоминание о  том, что пророк накануне

ответственных деяний постился в любое время  года вне месяца Рамадан. К

добровольным  относят также:

    а) пост, который проводится некоторыми  правоверными через день;

    б) регулярное соблюдение поста  по 3 дня в каждом месяце. Можно  также

соблюдать пост каждый понедельник и каждый четверг при условии, что общее количество постных дней не превышает полугода, как это делал сам Пророк.

    А вот отношение ислама к  вину, зафиксированное в Коране, гл. 5

(«Пища»): «О вы, кто веруете, дурманящие  зелья и азартные игры— дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть». И далее: «Дьявол желает лишь посеять вражду и ненависть меж вами при помощи дурманящих зелий». Комментарий поясняет: стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что когда был ниспослан этот стих, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены, так что вино лилось по улицам рекой. Пьянство и азартные игры считаются мусульманами великим грехом.

    Шариат (дословный перевод—«глубокое знание», смысл   понятия —

«мусульманский  образ жизни», «законы веры», «правильный  путь») подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов.

Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть

журавля можно. Можно есть мясо рыб, кожа которых  покрыта чешуей, но

осуждается  употребление рыб, лишенных чешуи. Нельзя питаться мясом лягушек и змей, но можно есть саранчу и ящериц. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется есть сырой лук или чеснок.

    Самые «правильные» продукты  — это мед и молоко. Не запрещается,  но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных налитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и эмоционально. Едят правой рукой с помощью вилки, ложки или пальцев, но не следует есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их ни в коем случае нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения.

    Классическая арабская кухня  построена с учетом заповедей  пророка

Мухаммеда. В основе ее лежит использование  следующих продуктов:

мяса—баранины, козлятины, телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных

продуктов — риса, бобовых, овощей, фруктов, как  свежих, так и

консервированных; молочнокислых продуктов, сыра. Принято  использовать

значительное  количество пряностей и ароматических  трав. Типичные супы

готовят на основе мясного бульона с фасолью  и рисом, горохом и вермишелью, картофелем, стручковой фасолью. Второе блюдо обычно мясное — мясо либо тушеное, либо жареное. Популярен плов в различных  модификациях.

     Следует признать, что влияние  религиозных предписаний на особенности

питания более значительным было в прошлом.

    В настоящее время церкви менее  склонны к жесткому  регламентированию  в соблюдении постов. В то же время некоторые установки сохраняются весьма строго. Например, мусульманин только в случае угрозы голодной смерти может есть свинину. Православное христианство более догматично, чем католичество и протестантизм.

    Возможно, наиболее значительно  влияние религий у индусов:  все конфессии индуизма одной из центральных идей содержат учение о перерождении, что исключает возможность нанести вред живому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература:

 

   

а) основная литература:

1. Большая энциклопедия кулинарного  искусства. Похлебкин

В.В.[электронный ресурс] http://bookfi.org/book/626998 (открытый доступ)

б) дополнительная литература

1. Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: Народ и культура. – М.:

Знание, 1991.-64с.

2. Традиции в современном обществе. – М.: Наука, 1990. – 246с.

3. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Анкил,

1994.-207с.

в) программное обеспечение и  Интернет-ресурсы

www.cookmuseum.ru

http://project5gym6.narod.ru/5/21/p1aa1.html

www.eda-server.ru

www.gastronom.ru

 


Информация о работе Посты в мировых религиях, их сущность и краткая характеристика