Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:27, курсовая работа
Религиозное своеобразие России отличается достаточной открытостью, доступностью для всех, уживчивостью на её духовном поле многих различных религий и сект. Сегодня в России очень распространены магия, колдовство, астрология, гадание – больше, чем христианское вероисповедание. С каждым годом увеличивается число не православных верующих, обращающихся в секты, оккультные общества, нетрадиционные религии, парапсихологические школы и т.п.
Введение…………………………………………………………………стр. 2
1. Определение и классификация неоязыческих культов…………….стр. 4
1. 1. Определение неоязычества………………………………………..стр. 5
1. 2. Классификация неоязыческих культов………………………….стр. 6
2. Предпосылки, история возникновения движения и основатели нового русского язычества………………………………………………………стр. 7
2. 1. Предпосылки возникновения неоязычества……………………..стр. 8
2. 2. История возникновения движения……………………………….стр. 9
2. 3. Основатели нового русского язычества………………………….стр. 11
3. Верования и “Священные писания” русских неоязычников……..стр. 14
4. Современное состояние, краткий обзор организаций…………….стр. 20
Заключение……………………………………………………………..стр. 25
Библиография…………………………………………………………..стр. 29
В настоящее время А. Иванов является заметным публицистом национал-патриотического лагеря и возглавляет московское отделение объединения “новых правых” интеллектуалов “Европейская синергия” (с центром в Брюсселе).
Другим представителем раннего неоязычества был преподаватель семитских языков Валерий Емельянов. Начинал он также с антисемитизма и обусловленного им антихристианства. В 1978-1979 годы В. Емельянов написал и распространил в самиздате книгу “Десионизация”, в которой изложил заимствованную из “Протоколов сионских мудрецов” концепцию мировой истории как арены борьбы евреев и их “масонской агентуры” против остального человечества. В 1986 году и недолгого сотрудничества с православными националистами в рамках Патриотического объединения “Память” Дмитрия Васильева, В. Емельянов создал свою собственную организацию антихристианской и языческой ориентации – Всемирный Антисионистский и Антимасонский Фронт “Память”.
С конца 1991 года “Память” Емельянова именовала себя «Обществом “Память”» В мае 1999 года В. Емельянов умер, его малочисленное Общество “Память” исчезло, но от “Памяти” В. Емельянова во многом происходят “Московская языческая община” Александра Белова (он же волхв Селидор), община Алексея Добровольского (он же Доброслав, автор примечательного текста конца 80-х гг. “Стрелы Ярилы”), Русская партия России (РПР) Виктора Корчагина, а такжа группа “Русская Правда” Александра Аратова (Огневед).
В конце 70-х – начале 80-х годов популяризатор “Влесовой книги” в России журналист Валерий Скурлатов также стал отчасти склоняться к язычеству. Соединив “Влесову книгу”, отдельные элементы православия и ислама, а также учение Николая Федорова о “воскрешении предков”, В. Скурлатов позже пришел к синтетической квазирелигиозной доктрине, которую он сам называет “Правой Верой”.
Параллельно с Москвой другим центром язычества становится в годы “перестройки” Ленинград. Первым питерским язычником считается преподаватель философии и научного коммунизма, кандидат философских наук Виктор Безверхий (он же “Дед” и “волхв Остромысл”). В. Безверхий ввел в широкий оборот термин “ведизм”, идущий от Ю. Миролюбова.
Уже в 1986 году В. Безверхий создал тайное “Общество волхвов”. В июне 1990 года под влиянием В. Безверхого группа национал-патриотической молодежи, ранее участвовавшая в деятельности “Памяти” и некоторых других национал-патриотических организаций, создала общество “Союз Венедов”, в котором Безверхий стал фактическим идеологом и лидером.
После смерти В. Безверхого (в сентябре 2000 г.) Союз Венедов продолжает существовать, хотя и стал менее заметен. 11
Параллельно и независимо от Союза Венедов в Ленинграде/Санкт-Петербурге зародилась и другая, более интеллектуализированная версия “Русской Веды”, именуемая также “аутентизмом”. Автором этой версии стал психотерапевт и проповедник трезвости Сергей Семенов, лидер Духовного союза “Тезаурус” и теневой идеолог целого ряда других петербургских объединений культурно-оздоровительного, мистико-философского и отчасти политического характера: Клуба Психической культуры, Добровольного общества “Оазис”, клуба “Россы”, Ленинградского мужского клуба, Русского освободительного движения (РОД), Гуманистической партии.
Семенов определяет свою “Русскую Веду”, или “аутентизм”, как “учение, ориентирующее человека на достижение максимально доступной ему собственной гармонии, ведущее к уверенному, спокойному существованию в единстве родовой, индивидуальной истории и мира во всей его полноте”, ... “Быть аутентичным — быть подлинным, соответствующим самому себе”. 12 Последний по времени теоретик и идеолог, выдвинувшийся в неоязычестве на роль одного из “отцов Церкви”, — это Владимир Истархов (псевдоним Владимира Иванова), написавший труд “Удар Русских Богов”.
3. Верования и “Священные писания” русских неоязычников.
Главным источником религиозно-философских взглядов русских неоязычников является т.н. “Влесова (Велесова) книга” — текст неизвестного происхождения, который большинство профессиональных историков и лингвистов считает фальшивкой XIX или XX века. 13
Автор первого полного перевода “Влесовой книга” на современный русский язык А. Асов ( Бус Кресень) называет ее “Священным Писанием славян” и утверждает, что она была записана — вырезана на буковых дощечках — новгородскими жрецами в IX веке. 14 “Влесова книга” была подобрана во время Гражданской войны белым полковником Федором-Али Изенбеком в заброшенном имении и представляла собой россыпь деревянных дощечек, с вырезанными на них письменами. После разгрома Белого движения полковник Изенбек оказался в эмиграции и стал работать в Брюсселе как художник-орнаменталист. В 1924 году он показал дощечки другому эмигранту — литератору и историку-любителю Юрию Миролюбову. Посещая в течении нескольких лет мастерскую Изенбека, Миролюбов от руки скопировал текст с дощечек. В текстах “книги” содержались разрозненные сведения о славянах и их предках, начиная примерно с V в. до н.э. по IX в. н.э., об их столкновениях с готами, аланами и гуннами, о богах и обычаях славянских племен. На одной из дощечек была кратко изложена тринитарная религиозно-философская доктрина, которую Ю. Миролюбов счел близкой к религии древних индийских Вед и поэтому назвал религию авторов текстов на дощечках “ведической”.
В ноябре 1953 года в полусамиздатском ротапринтном русском журнале “Жар-Птица” в Сан-Франциско появилась первая заметка о том, что “отыскались в Европе древние деревянные “дощьки” V века с ценнейшими на них историческими письменами о древней Руси”. Автором заметки был секретарь Русского Музея ассиролог А. Кур.
С января 1954 по февраль 1955 год А. Кур на основе полученных от Ю. Миролюбова материалов опубликовал в 6 выпусках “Жар-Птицы” серию пересказов текстов дощечек, сравнивая их с историческими и мифологическими реалиями Индии и Ассирии. В январском 1955 года выпуске он впервые опубликовал фотографию аверса дощечки II,16 с текстом “Влес книгу сию птщему богу ншему...”. Название “Влесова книга” для дощечек Изенбека первым употребил А. Кур.
В России исходные материалы Ю. Миролюбова были в 1990 году опубликованы сотрудником Пушкинского дома Олегом Твороговым, сопроводившим публикацию обширной статьей, в которой он развивал аргументацию Л. Жуковской о неподлинности текста. 15 Со времени первой статьи Л.П. Жуковской в 1960 году в журнале “Вопросы языкознания” у профессиональных историков и лингвистов сложилось уверенное отношение к “Влесовой книге” как к патриотической фальшивке.
На формирование русского неоязычества как разновидности национал-патриотической идеологии “Влесова книга” оказала решающее влияние вне зависимости от того, является она подделкой или же нет. Катехизис находится в свободной продаже”. 16 “Влесова книга” фактически общепризнана среди русских неоязычников — неортодоксальное скептическое отношение к ней высказывает только лидер московско-подмосковной общины “Коляда-Вятичи” Николай Сперанский (Велимир).
Существуют и другие “священные писания” — в частности, “Славяно-Арийские Веды” омского языческого вероучителя Александра Хиневича. Священным документом некоторыми неоязычниками признается также “ВсеЯСветная Грамота”, сочиненная Ананием Абрамовым.
Неоязычники испытывают понятную недостачу в священных текстах. Однако старший научный сотрудник Отдела всемирный истории Русского Физического общества Геннадий Гриневич изрядно пополнил количество исторических и религиозно-философских артефактов, достойных поклонения. Тэртерийские таблички, Фестский диск, крито-микенские и этрусские надписи, североиндийские печати Хараппы, германские и тюркские рунические памятники — все это Гриневич успешно “читает” как древнеславянские тексты, написанные слоговым письмом. Особенно патетическим у него получился перевод знаменитого Фестского диска.
По мнению переводчика, “содержание текста Фестского диска предельно ясное: племя (народ) “рысичей” вынуждено было оставить свою прежнюю землю — “Рысиюнию”, где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю “рысичи” обрели на Крите. Автор текста призывает беречь эту землю, защищать ее, радеть о ее мощи и силе”. 17 Главным редактором альманаха “Мифы и магия индоевропейцев”, а также членом редколлегии сетевого журнала “Вестник языческой традиции является А.Платов-Иггволод. В его статьях и книгах можно найти не только расшифровки германских и западно-славянских рунических надписей (не столь смелые, как у Гриневича), но и методические указания по использованию древних рун в современных условиях — например, для гадания.
Каждая руна Футарка помимо звукового содержания несет еще и символическое (например руна R — р, “радуга”, символизирует дорогу).18 Руны Платов рекомендует вырезать из дерева, коры или глины и, мысленно задавшись практическим либо философским вопросом, вынимать их, как жребии, из мешочка. 19 Исключительно популярный в неоязыческой среде литератор и самодеятельный историк Юрий Петухов (автор вышедшей пятью изданиями книги “Дорогами богов” и многотомной “Истории русов”). В первой половине 90-х годов Ю. Петухов выпускал газету “Голос Вселенной”, посвященную паранормальным явлениям, а с 1997 г. издает журнал “История”.
Другой самодеятельный историк Валерий Демин в своих книгах описывает — с глухими ссылками на “Славяно-Арийские Веды”, “Влесову книгу”, “Рамаяну”, “Махабхарату”, некие “матрицы атлантов”, а также на Гриневича и Петухова, — что происходило на Земле “118.099 лет назад” (а именно — “закончилась древнейшая история человечества”), а также 45.000 лет назад (“образовалась Славяно-Арийская Конфедерация (Держава)”.20
Еще дальше заходит петербурский психолог-гипнотизер Виктор Кандыба, издавший в 1996 году книгу “Ригведа. Религия и идеология русского народа”.“Ригведа” Кандыбы начинается с основ “Русской Религии”, изложенных в самодеятельной терминологии (“Единая Тьма”, “Информационное Высшее Идеальное”, “Триединый Единый Бог русов нашего Первопредка Ория”, “бог Яма и богиня Навь” и т.д.). 21
Все эти труды находят благодарного патриотического читателя.
Еще в 1977 г. в журнале "Техника - молодежи"
был опубликован доклад В. Скурлатова
с изложением религиозно-философских
взглядов славян по "Влесовой книге"
- отчасти пересказ С. Лесного, отчасти
собственное толкование. Основу этих взглядов
С. Лесной, В. Скурлатов и их последователи
видят в триаде "Правь - Навь - Явь".22 В популярном изложении А. Асова, "Правь
- одно из основных понятий славянской
философии. Понимается как всеобщий закон,
установленный Дажьбогом. Согласно этому
справедливому закону существует мир.
Это понятие подобно "саттве" индийской
философии (ясность, абсолютная реальность,
гармония)"23
"Явь - светлая сила,
управляющая миром, одновременно - сам
этот светлый мир, "белый свет". Также
- философское понятие, подобное понятию
Янь в китайской философии, "раджасу"
в индийской философии (активные силы,
пытающиеся изменить мир). Противостоит
Нави".
"Навь - темная сила,
управляющая миром, одновременно - загробный
мир, "тот свет". Также - философское
понятие, аналогичное понятию Инь в китайской
философии, "тамас" в индийской философии
(пассивные силы, пытающиеся сохранить
мир неизменным). Противостоит Яви".
В качестве основного
божества славян исследователи "Влесовой
книги" выделяют "Триглав" - единого
бога с тремя лицами (Сварог - Перун - Световид,
по С. Лесному, или , по А. Асову, - разные
другие варианты, в том числе Сварог - Перун
- Велес)24
Что касается антропоморфных
древнерусских божеств (включая прямого
предка славяно-русов Даждьбога), то они
с разной степенью последовательности
трактуются как разные воплощения троичного
Бога-творца или даже как просто философские
или природные символы. Такая пантеистическая
интерпретация позволяет некоторым неоязычникам,
в том числе А. Асову, отрицать "языческий"
(т.е. неполитеистический) характер как
самой древнеславянской религии, так и
ее современной "реконструированной"
формы, именуемой "русской ведической
религией" Собственно "язычеством"
в этом варианте объявляется только недолго
существавший политеистический культ
идолов времен князя Владимира - после
его первой религиозной реформы и до принятия
им христианства.
Отличительные черты идеологии неоязычества заключены в ключевой формуле « Природа – Родина – Народ », включающей в себя несколько положений: человек не раб Божий, а сын, не властелин природы, а её составная часть наравне с богами, духами, животными и растениями, он обязан почитать предков (род), продолжать дела, он свободен в выборе соблюдения нравственных норм, зная, что за их невыполнение последует воздаяние.25
4. Современное состояние, краткий обзор организаций.
Созданная в Москве в 1989 году учениками и последователями В. Емельянова Московская языческая община (МЯО) Александра Белова-Селидора с тех пор сильно размножилась делением. Сначала произошло размежевание между ВАСАМФ “Память” В. Емельянова, с одной стороны, и МЯО и Клубом славяно-горицкой борьбы А. Белова, с другой. Затем, переименованная в Московскую славяно-языческую общину (МСЯО) и официально зарегистрированная, МСЯО стала возглавляться Сергеем Игнатовым (Млад), в то время как Селидор сосредоточился на создании вокруг Клуба славяно-горицкой борьбы т.н. “Воинского сословия” или “Ратичей” — некоего аналога касты индийских кшатриев. В 2000 году от МСЯО Игнатова-Млада откололась группа Дмитрия Баранова и Александра Свешникова, претендующая на те же самые название и регистрацию в мэрии.
Созданная в 1989-90 гг. учеником Емельянова Виктором Корчагиным Русская партия РСФСР испытала несколько расколов, которые привели ее в полный упадок.
Вскоре после учредительного съезда Корчагин опубликовал вариант Программы Русской партии, которая в преамбуле характеризовалась как “антикоммунистическая, антимарксистская, антихристианская, антисионистская”. В ноябре 1991 года в Центральном Доме Советской Армии Корчагин провел II съезд Русской партии, которому был предложен новый проект партийной программы, где относительно религии предлагалось: “Признать христианство, проповедующее идею богоизбранного израильского народа, религией рабов, произошедшей от иудаизма, а православие — как его ветвь. Считать христианство — еврейской идеологией и пришлой религией, способствовавшей установлению сионистского ига в России. Содействовать возрождению Русской веры, где под Богом понимается Природа”. 26 В конечном счете, съезд принял вариант, в котором православие “реабилитировалось” методом отделения его от христианства: “Признать христианство, проповедующее идею богоизбранного израильского народа, еврейской идеологией и пришлой религией, способствовавшей установлению сионистского ига в России. Содействовать возрождению Православия, Ислама и Русской веры, где под богом понимается Природа”. 27
Ученик Емельянова и Корчагина, журналист Александр Аратов (принявший языческое имя Огневед) попытался создать Русское народное освободительное движение (РНОД), вокруг которого он намеревался объединить всех русских националистов-язычников. Проект РНОД не был в полной мере реализован, но зарегистрированная летом 1994 года газета А. Аратова “Русская Правда” вскоре стала одним из самых агрессивных антисемитских и антихристианских изданий.
Информация о работе Неоязыческие реконструкции религии древних славян в России