Религии Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур. Состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий.

Оглавление

Введение ________________________________________________________ 3
1. Религии Древней Индии__________________________________________ 4
1.1. Ведизм_____________________________________________________4
1.2. Индуизм____________________________________________________5
1.3. Буддизм_____________________________________________________5
2. Философия, литература, лингвистика_______________________________ 7
3. Архитектура, скульптура, живопись________________________________ 9
4. Математика, астрономия, медицина________________________________11
Заключение______________________________________________________ 13
Список использованной литературы_________________________________ 14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.15 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение  ________________________________________________________ 3

1. Религии Древней Индии__________________________________________ 4

    1.1. Ведизм_____________________________________________________4

    1.2. Индуизм____________________________________________________5

    1.3. Буддизм_____________________________________________________5

2. Философия, литература, лингвистика_______________________________ 7

3. Архитектура, скульптура, живопись________________________________ 9

4. Математика, астрономия, медицина________________________________11

Заключение______________________________________________________ 13

Список  использованной литературы_________________________________ 14

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Одна  из центральных проблем понимания  древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур. Состояние современного общества перестает  быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние  культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта  с мифом, вырабатывались основные понятия  и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались  основы мировых религий. 

     Именно  тогда перед человеком открылись  и собственная беспомощность  и величие окружающего мира; для  жизни понадобились новые способы  и инструменты ее организации. Человек  ищет новые ответы на вопросы ранее  принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек  способен  слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать  в себе все новые возможности. 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Религия Древней  Индии.

      Тысячелетняя  культурная традиция Индии сложилась  в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был  индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии  уходят в глубокую древность.

1.1. Ведизм.

      О религиозных и мифологических представлениях  племен ведийской эпохи можно  судить по памятникам того периода  – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские  гимны считались  и считаются  в Индии священными текстами, их устно передавали из поколения в  поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном  Пенджабе и Уттар. 

     Для ведизма характерным было обожествление  природы как целого (сообществом  богов-небожителей) и отдельных природных  и социальных явлений: так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и  справедливости; Агни - бог огня и  домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским  божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли  весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с  каждой из этих сфер ассоциировались  определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов  не существовало; обращаясь к конкретному  богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое  абстрактное божество Пуруша. Все  вокруг - растения, горы, реки - считалось  божественным, чуть позже появилось  учение о переселение душ. Ведийцы  верили, что после смерти душа святого  отправляется в рай, а грешника в  страну  Ямы. Боги, как и люди, способны были умереть.  

§ 1.2. Индуизм.

      В индуизме на первый план выдвигается  бог - творец, устанавливается строгая  иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле  социальных законов (тхарм),  деление  на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело  к появление двух направление  в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся  в первом веке нашей эры.

        В ранних индуистских текстах  говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он  предстает в облике Кришны - героя  племени Ядавов. Девятая аватару,  где Вишну предстает в виде  Будды - результат включения   в индуизм, буддистских представлений.

      Большую популярность очень рано приобрел культ  шивы, который в триаде главных  богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется  с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель  скота, и танцор-шаман. Это говорит  о том, что  в ортодоксальный культ  Шивы примешались местные верования.

      Индийцы считали, что индуистом нельзя стать  им можно только родится; что варна - социальная роль, предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения.  

§ 1.3. Буддизм.

      Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской  семье. К 40 годам он достиг просветления и стал  называться Буддой. Более  точно рассказать о времени появления  его учения невозможно, но то,  что  Будда реальное историческое лицо - это факт.

     Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое  возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию  и его радостям. Поэтому следует  отказаться от желаний и следовать  “восьмеричному пути” - праведным  взглядам, праведному поведения, праведным  усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В  буддизме огромную роль играла этическая  сторона. Следуя “восьмеричному пути”  человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм  не признавал существование бога творца, от которого зависит все  в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий  человека заключается в его лично  ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь  нирваны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Философия, литература, лингвистика Древней  Индии

      В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских  материалистов была локаята. Локаятики  выступали против основных положений  религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они  считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской  философии было атомистическое учение школы вайнишика. К концу древности  наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая  школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

      Древнеиндийское искусство теснейшим образом  было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью  донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок,  направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

      Историю древнеиндийской литературы принято  подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни  являются две великие эпические  поэмы Древней Индии - ”Махабхарата”  и “Рамаяна”. В них запечатлены  все стороны жизни древних  индийцев. В последующие эпохи  многие видные художники Индии, в  числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение  из этих сокровищ мудрости своего народа.

      Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные  трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

      В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник  рассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен  на многие языки, достаточно рано с  ним познакомились и  в России.

      Из  литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся  в индийской литературе.

      Высокого  уровня достигла в Древней Индии  теория литературного творчества, в  том числе и поэзия. Подробно разрабатывались  правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

      Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке  и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового  материала проведен столь глубоко  и основательно, что современные  ученные находят сходство между  теорией древних индийцев  и  современной лингвистикой. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней  Индии.

      Первые  по времени памятники архитектуры  и изобразительного искусства Древней  Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но  наиболее яркие  образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами  отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

      В эпоху древности большинство  сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева  и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве  начинает широко применятся камень. Религиозная  архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами  и ступами  (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в  высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится  большое число скульптур и  ступ. В  Гуптскую  эпоху началось строительство пещерного комплекса  в Эллоре, которое продолжалось в  течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся  также индуистский храм  в Санчи  и буддийская ступа, находящаяся  там же.

      В Древней Индии существовало несколько  школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство  сохранившихся скульптур так  же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный  руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

      В гандхарской школе сочетались три  традиции: буддийска, греко-римская  и среднеазиатская. Именно здесь  были созданы первые изображения  Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В  матхурской школе, рассвет которой  совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская. Здесь так же рано появились изображения Будды. По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны.

      Наиболее  известным памятником древнеиндийской  живописи являются стенные росписи  в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящим из 29 пещер  живопись покрывает стены и потолки  внутренних помещений. Здесь разнообразные  сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки  отлично сохранились, т.к. индийцы  хорошо знали секреты стойких  красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда  изображались белыми.

Информация о работе Религии Древней Индии