Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 21:21, реферат
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.
1. Введение._____________________________________________________ 3
2. История развития. Разделение на большую и малую колесницы._______ 4
3. Будда реальный и Будда из легенд.________________________________6
4. Четыре благородные истины._____________________________________ 7
5. Основные положения и постулаты._________________________________8
6. Дхарма._______________________________________________________ 9
7. По ту сторону добра и зла._______________________________________ 9
8. Этика Буддизма._______________________________________________ 12
9. Будда – учитель или Бог?________________________________________12
10. Распространение буддизма.____________________________________ 13
11. Заключение.__________________________________________________14
12. Список использованной литературы.______________________________15
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Поволжская государственная академия
телекоммуникаций и информатики
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
на тему: РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
БУДДИЗМ
И ЕГО ИСТОКИ.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЗС-51
БОРИСОВА АНАСТАСИЯ.
проверил:
ФИЛАТОВ Т.В.
САМАРА 2005
Содержание
1. Введение._____________________
2. История развития. Разделение
на большую и малую колесницы._______ 4
3. Будда реальный
и Будда из легенд.____________
4. Четыре благородные
истины._______________________
5. Основные положения
и постулаты.__________________
6. Дхарма._______________________
7. По ту сторону
добра и зла.__________________
8. Этика Буддизма._______________
9. Будда – учитель
или Бог?______________________
10. Распространение
буддизма._____________________
11. Заключение.___________________
12. Список использованной
литературы.___________________
Введение.
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
За два
с половиной тысячелетия
Буддизм
вобрал в себя множество
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм является в настоящее время одной из самых распространённых религий в мире.
История
развития религии в
Индии. Разделение на
большую и малую колесницы.
Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.
К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 го тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.
В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями.
Высшей фазой развития
рабовладения в Индии был период
её объединения империей Маурья. Именно
в маурийскую эпоху возникли и оформились
многие основные черты социальной структуры,
сословно - кастовой организации, важнейшие
институты древнеиндийского общества
и государства. Получил развитие ряд религиозно
– философских течений, в том числе буддизм,
который постепенно из сектантского монашеского
учения превратился в одну из трех мировых
религий.
Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии (воины), притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.
Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая "первая благородная истина" буддизма - утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, неуверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.
Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его национальной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.
Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н. э.
В 3-1 вв. до н. э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.
Буддизм обогатил религиозную
практику приемом, относящимся к
области индивидуального
В 1 в. н. э. в Буддизме
образовалось две ветви: Хинаяна (“малая
повозка”) и Махаяна (“большая повозка”).
Это разделение было вызвано, прежде
всего, различиями в социально-политических
условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,
признает Будду человеком, нашедшим путь
к спасению, которое считается достижимым
только через уход от мира - монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но
и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство
в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив
множество толков и течений, Будда постепенно
становится высшим божеством, в честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые
действия.
Важное различие между
Хинаяной и Махаяной заключается
в том, что Хинаяна полностью
отвергает путь к спасению для не монахов,
которые добровольно отвергли мирскую
жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав
- индивидов, уже способных войти в нирвану,
но откладывающих достижение конечной
цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении
и другим, необязательно монахам, заменив
тем самым требование ухода от мира призывом
к воздействию на него.
Ранний Буддизм
отличается простотой обрядности. Её
главным элементом является: культ
Будды, проповедь, почитание святых
мест, связанных с рождением, просветлением
и смертью Гаутамы, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодистав, тем самым
усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали
практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
Будда
реальный и Будда
из легенд.
Информация о работе Религии Древней Индии. Буддизм и его истоки