Религии Древней Индии. Буддизм и его истоки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 21:21, реферат

Краткое описание

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.

Оглавление

1. Введение._____________________________________________________ 3


2. История развития. Разделение на большую и малую колесницы._______ 4


3. Будда реальный и Будда из легенд.________________________________6


4. Четыре благородные истины._____________________________________ 7


5. Основные положения и постулаты._________________________________8


6. Дхарма._______________________________________________________ 9


7. По ту сторону добра и зла._______________________________________ 9


8. Этика Буддизма._______________________________________________ 12


9. Будда – учитель или Бог?________________________________________12


10. Распространение буддизма.____________________________________ 13


11. Заключение.__________________________________________________14


12. Список использованной литературы.______________________________15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    Учение  Будда  начинает с того,  что ставит под сомнение  противоположность между наслаждением и страданием, исходя из убеждения, согласно которому все есть страдание. В своем итоговом выводе оно подвергает сомнению противоположность между добром и злом, чтобы обосновать правомерность одного лишь добра. Начало, где все сводится к одному лишь страданию, предполагает именно такой конец, где все сводится к одному лишь добру. Тем самым все учение оказывается стянутым обручем тех самых противоположностей, от которых оно стремилось освободиться. Страдание, оставаясь страданием, оказывается в нем также полюсом зла. Субстанцию четырех благородных истин в такой же мере можно обозначить понятием страдания, как и понятием зла: "Зло, происхождение зла и преодоление зла, и благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла". Добро, оставаясь добром, в то же время выступает в учении Будды как полюс наслаждений.

Тем самым страдание – зло противостоит добру – наслаждению.

Идеал Будды  – больше, чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда – воплощенный нравственный идеал, Он выше людей и выше богов, он положил конец тому, что не имеет начала – цепи рождений и смертей, Хотя, достигнув просветления, он физически еще оставался в мире в течение сорока четырех лет, чтобы вести проповедническую деятельность, тем не менее внутренне он уже находился вне мира; не свободный от телесной боли, он полностью освободился от боли душевной. Он достиг нирваны, которая находится за пределом и времени и пространства, ее единственное место и единственное время – это нравственность, отсутствие чего-либо дурного. С этой позиции абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью, отношение к миру может быть только отрицательным. Поэтому все требования этики Будды  являются  запретами,  а  в  совокупности  они представляют собой некую систематику нравственного отрешения от  мира.  Моральный  кодекс сторонника Будды состоит из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать; воровать; жить нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монах плюс к сказанному должен еще воздерживаться от пения, танцев, музыки, украшений, роскоши, золота и серебра, принятия пищи в неурочное время.

     Будду  сложно идентифицировать. Будда и не человек, и не  бог. Он выше.  Он – Будда, просветленный. Это его собственное и нарицательное имя одновременно. Любой человек, став Буддой, становится таким же, как он.  Он совпадает с вечностью,  с бессмертием. Он стал Буддой постольку, поскольку искоренил в себе все человеческие и божественные привязанности, все индивидуально-особенное.  Совершенствование  по-буддийски  мощно  истолковать  как  движение  от  индивидуально-личностной  определенности  к  абсолютно безличному  началу.  Моральные  запреты  Будды  направлены на отказ от человеческой самости, от всего, что  выделяет  человека  как  индивида,  обособляет его  от  других людей  и  более  широко – от всех живых существ. Выражением этого является универсализм  этики  Будды,  выражающийся  в  одинаковом отношении ко всему живому.  В учении Будды есть понятие metta,  переводимое на  русский язык  как дружелюбие, сострадание. Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную привязанность к миру, и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

    Существует  мнение, согласно которому этика  Будды принципиально безличностна. Оно, по меньшей мере, односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчлененное состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Все определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих  рождений.  Поскольку  нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и  возможности  его  спасения  не  ограничены  ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как  этику  личности.  Как  полагает  Будда,  человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида.

  Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели, При этом нравственность интересует Будду, прежде всего в ее практически действенном выражении, как путь спасения. Точно так же в учении Будды крайне слабо выращен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община наряду с учителем и учением – одно из трех прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни, составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошел до наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира. 
 

Этика Буддизма. 

   Центр тяжести раннебудистского учения лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Для тех же, кто стремится к этому, эти запреты развиваются в систему гораздо более строгих предписаний. Например, запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия, запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой вообще собственности и т.д. Словом, выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни.

   Одна из  важных заповедей буддизма –  любовь и милосердие ко всем  живым существам. Буддизм предписывает  при этом не делать различия  между ними и относиться с  равным доброжелательством к  добрым и злым, к людям и  животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Последователь Будды ни в коем случае не должен платить злом на зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

    Многие  исследователи считают, что этика  в буддизме занимает центральное  место и это делает его в  большей степени этическим, философским  учением, а не религией.  Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.  Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии. 

Будда – учитель или  Бог? 

    Кто же  всё-таки Будда для буддистов  - Учитель, Бог или всего лишь  рядовой представитель довольно  многочисленной категории будд - достигших Просветления личностей,  проживающих в разных мирах вселенной?

   Несомненно, что  Будда - Учитель, ибо он не  только открыл Путь, но ещё  и учил, как надо идти по  нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты  отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие  качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае, так считают люди, исповедующие различные религии.

   Если христианство неразрывно связано с верой во Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду не играет особенно важной роли ни в одном из направлений буддизма. Буддизм признаёт существование несчислимого количества будд - в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд, есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них - того, кто стал Учителем человечества, - этот эпитет является первым и главным именем. 

Распространение буддизма.  

Во многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

На Западе буддизм  вызывал множество сложных и  противоречивых чувств. И это вполне понятно - как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения, он предлагал верующим нирвану - полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось христианство.

В нашей стране Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

   После всего  вышесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1.Кочетов А.И. Буддизм.  М., Политиздат, 1970.

2.Религии мира, С.Исмаилова, 1993

3.Религия в истории народов мира, С.А. Токарев, 1986

Информация о работе Религии Древней Индии. Буддизм и его истоки