Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 05:22, курсовая работа
Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Введение 3
Глава 1. Доисторическая религия в Греции 6
1.1 Особенности географического расположения Греции и первые представления о религии 6
1.2 Этапы развития древнегреческой религии 8
1.2.1. Первый период 8
1.2.2. Второй период 9
1.2.3. Третий период 11
Глава 2. Формы почитания богов в Древней Греции 13
2.1 Жрецы и жертвоприношения 13
2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь верхнего и нижнего мира 15
2.3 Спортивные состязания, как особая форма почитания божеств 17
2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции 17
2.4.1 Панафинеи 19
2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону 20
2.4.3 Празднования в честь Диониса 21
2.4.4 Чествования Деметры 22
2.4.5 Торжества во имя Зевса 23
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
Содержание
Введение
Глава
1. Доисторическая религия в Греции
1.1 Особенности
географического расположения Греции
и первые представления о религии
1.2 Этапы
развития древнегреческой
1.2.1. Первый
период
1.2.2. Второй
период
1.2.3. Третий
период
Глава
2. Формы почитания богов в Древней Греции
2.1 Жрецы
и жертвоприношения
2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь верхнего и нижнего мира 15
2.3 Спортивные
состязания, как особая форма
почитания божеств
2.4 Празднества
в древнегреческой религиозной
традиции
2.4.1 Панафинеи
2.4.2 Празднования
посвящённые Аполлону
2.4.3 Празднования
в честь Диониса
2.4.4 Чествования
Деметры
2.4.5 Торжества
во имя Зевса
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Греческая
культура и в частности религия
в свое время имела огромное влияние
на все евразийские народы, особенно
римлян, которые под знаменами
своих легионеров разнесли ее повсюду,
где простиралась огромная территория
Римской империи. Религия древней Греции
- это не только большое количество захватывающих
мифов и сказок, а и ценнейшее культурное
наследие человечества, богатая и разработанная
система религиозных верований. Греческие
мифы про отважных героев, могущественных
богов, сказочных созданий, являются не
просто интересными, но и глубоко символичными
и поучительными. Может, поэтому они не
теряют своей актуальности и по наше время.
Степень разработанности темы. Было проведено множество исследований древнегреческой культуры. Евгений Георгиевич Кагаров (1882-1942 гг.), видный специалист в области древнегреческой религии, был специалистом в области изучения религиозной жизни древних греков: изучал религиозные воззрения греческих драматургов и ораторов, исследовал элементы фетишизма и культы растений и животных, в том числе и особенности празднований. Евгений Георгиевич написал большую работу о греческих заговорах, известных нам, в частности, благодаря многочисленным находкам, так называемых табличек заклятий. К сожалению, эта работа (по крайней мере, полностью) так и не была опубликована ни на Украине, ни в России.
Целью данной курсовой работы является изучение религии древних греков.
Объектом исследования данной курсовой работы является античная культура древней Греции, а предметом: древнегреческая религия.
Данная тема предполагает решение следующих задач:
- Изучить особенности географического положения Греции их связь с религиозными представлениями древних греков.
- Проследить этапы развития древнегреческой религии,
- Рассмотреть
специфику жертвоприношений
- Осветить некоторые праздники древних греков как форму почитания богов,
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух частей, списка научной литературы.
Хронологические рамки исследования совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
Методология и методы исследования. В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа научной литературы, метод систематизации и обобщения описания религиозных представлений в различные исторические эпохи.
Также
греческая религия имеет просто
огромное влияние на культуру и искусство,
а сюжеты греческих мифов, стали
большим источником вдохновения
для художников, скульпторов, архитекторов,
писателей и художников всех времен,
от эпохи ренессанса и по наше время.
Глава
1. Доисторическая религия
в Греции
1.2.
Особенности географического
положения и их
связь с религиозными
представлениями
древних греков
История Древней Греции охватывает период времени примерно около 6000 лет, начиная с первого поселения до поглощения ее Римом. Из этого громадного периода, только последние 2000 лет могут считаться по-настоящему греческими, если рассматривать с точки зрения языка. [8,с 122]
Для начала следует, обратить внимание на географию местности, где расположено внутреннее море - Средиземноморский бассейн. Это громадная, глубокая впадина, окружённая горными хребтами. Землетрясения и извержения вулканов были основной угрозой для жителей этих мест. И казалось, что эта гибельная сила исходит из центра моря. Отсюда и появился бог моря Посейдон, который, как сказал бы Гомер, одновременно "обнимает землю" и "трясет ее".
Средиземноморский бассейн разделяют на пять больших островов: Сицилия (которая делит море пополам), Сардиния и Корсика, Крит (отделяет Эгейский бассейн) и Кипр.
Гористое побережье Средиземного моря имеет мало земли, пригодной для развития цивилизации. Основным благом для развития цивилизации стало море. Развитие мореплавания открыло удобные пути и выгодную торговлю, полагаясь на звезды и попутные ветра - эти непредсказуемые природные силы, которые предоставили основу для развития религиозных верований.
Отсюда и появились странники - греческое "планета" - небесные тела принимались за сверхъестественные силы, указывающие путь. Поэтому в греческом языке появились: Зевс (Юпитер), Афродита (Венера), Арес (Марс), Гермес (Меркурий) и Хронос (Сатурн). Все они с солнцем и луной, определяют часы, дни и времена года, определяют жизнь человека.
В результате разрушения юго-восточных хребтов под влиянием землетрясения, образовалось Эгейское море с цепочками островов, которые ранее были горными вершинами.
С доисторических времен климат в районе Эгейского моря почти не менялся. Только одна десятая земли была пригодна для обработки. Вид растений определялся высотой, географической широтой и близостью моря, хотя и человек тоже имел свой вес. Основным воздействием на ландшафт стало постепенное уничтожение лесов. Их место занимали пшеница и ячмень. [1, 353-360]
Вместе с приходом ячменя и пшеницы пришли те, кто умел их возделывать. Для образа мышления этих людей были характерны наблюдения за сменой времен года и ритуалы, связанные с подготовкой, севом, уходом и сбором урожая или кормлением, выпасом, уходом и доением скота. Это послужило основой для всего дальнейшего развития древнегреческого верования.
Влияние
земледелия резко отображается в
плотности населения. Если в эпоху
охоты и собирательства на каждые
16 км² приходился один человек , то в
эпоху земледелия на 1,6 км² приходилось
по десять и даже сто человек. Это повлекло
за собой нехватку места на территории
Эгейского бассейна. Рост населения приводил
к общественной не стабильности, которая
в свою очередь вызывала миграцию населения
и практике убийства нежелательных детей
путём оставления их на произвол судьбы.
Под
божеством древние греки понимали
абсолют. Космос для греков абсолютное
божество, а античные боги – это те идеи,
которые воплощаются в космосе, это природные
законы, которые им управляют. Поэтому
все достоинства и все недостатки природы
и человеческой жизни отражаются в богах.
Древнегреческие
боги имеют облик человека, похожи
на него не только внешне, но в поведении:
они имеют жен и мужей, вступают
во взаимоотношения, подобные человеческим,
имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят,
т. е. обладают достоинствами и недостатками,
что и смертные. Можно сказать, что боги
— это абсолютизированные люди.
Античная культура вырастает на основе
пантеизма древнегреческой религии, который
возникает как результат чувственного
понимания космоса: идеальные боги являются
только обобщением соответствующих областей
природы, как разумной, так и неразумной.
Это судьба, осознанная как необходимость,
и выйти за ее пределы нельзя. Из этого
можно сделать вывод, что античная культура
развивается под знаком фатализма, который
античный человек преодолевает с легкостью,
борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл
жизни. Поэтому культ героя особенно характерен
для древнегреческой культуры.
1.2 Этапы развития древнегреческой религии
Самым
заметным явлением в культуре народов
Средиземного моря была древнегреческая
мифология. Мифология, как и религия, прошла
сложную эволюцию. Выделяют три этапа
развития мифологии древних греков: хтонический,
или до олимпийский, классический олимпийский
и поздний героический. [17, c.321-334]
1.2.1. Первый период
Термин «хтонический» происходит от греческого слова «хтон» — «земля». Земля воспринималась греками как живое и всемогущее существо, которое всех породило и всех питает. Земля воплощалась во всем, что окружало человека и в нем самом. Это объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный фетишизм смешивался с анимизмом, приводя к сложной и необычной системе верований. Кроме богов у греков так же существовали демоны. В основном демоны не имели, какого либо определенного облика, но в тоже время обладали ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, как обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. Древние греки связывали с образами демонов разных чудовищ, воспринимая их как существ обладающих божественной силой.
Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и гекатонхейры - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами