Религия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 05:22, курсовая работа

Краткое описание

Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Доисторическая религия в Греции 6
1.1 Особенности географического расположения Греции и первые представления о религии 6
1.2 Этапы развития древнегреческой религии 8
1.2.1. Первый период 8
1.2.2. Второй период 9
1.2.3. Третий период 11
Глава 2. Формы почитания богов в Древней Греции 13
2.1 Жрецы и жертвоприношения 13
2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь верхнего и нижнего мира 15
2.3 Спортивные состязания, как особая форма почитания божеств 17
2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции 17
2.4.1 Панафинеи 19
2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону 20
2.4.3 Празднования в честь Диониса 21
2.4.4 Чествования Деметры 22
2.4.5 Торжества во имя Зевса 23
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Древнегреческая религия( готовая).doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     В этот период существовало несколько воззрений о богах и особом почитании Земли как Великой Матери, создании человекоживотных образов. Но одно объединяло все эти воззрения — представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать их благосклонность. Таким предстает, например, бог Пан, который, в отличие от Тифона или гектанохейров, в более поздней мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом, покровителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он является людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менее опасным, чем полночь. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим полузвериный облик и нрав первоначальных порождений Матери-Земли. 

     1.2.2 Второй период

       Этот период можно охарактеризовать как переход от матриархата к патриархату, возникновение первых государств ахейцев. Все это способствовало изменению всей системы мифологии. Произошёл отказ от старых богов и постепенно принятие новых. Прежних богов, которые олицетворялись как бездушные силы природы, заменяют боги - покровители отдельных групп в обществе. Эти группы объединялись по разным признакам: классовым, сословным, профессиональным. Общим для всех этих групп было то что они не пытались ужиться с природой, а наоборот стремились подчинить ее, заставить служить человеку.

     Нельзя  не заметить, что древнейшие мифы олимпийского цикла начинались с уничтожения существ, которым до этого поклонялись как богам. К примеру, бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представления о Зевсе сложились только после дорийского завоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютного бога-владыки. [9, c 18-21]

       В мире, где правит Зевс его  сыновья, рожденные от обычных (смертных) женщин подводят к концу дело отца, уничтожая последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворное внимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес — Персею, а Афина — Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев. Представления об ужасных демонах тоже изменяются — они теперь выглядят скорее просто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. 
 
 
 
 
 

     1.2.3 Третий период

      

     Этот  период характеризуется  становлением и развитием государства, усложнением  общества и общественных отношений. Обогащение представлений об окружающем мире усиливали у греков чувство  трагичности бытия убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В этот период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее — и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Сам Зевс, вынужден силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в собрание  богов. К обычным смертным судьба ещё более безжалостна, чем к богам, ее жестокие и неоправданные повеления исполняются с неотвратимой точностью. Эдип оказывается, проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств. Всё это показывает что в этот период по представлению греков, судьба(рок) властна над всеми как над обычными смертными, так и над богами.

     Отныне  боги настроены недоброжелательно к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.

     В позднем греческом обществе религия  постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а  мифология становилась просто сокровищницей  образов и сюжетов для авторов  поэм и трагедий.

       Кое – кто из философов даже отрицал главную роль богов в созидании мира, представляя это действие как слияние стихий. В этом виде религия греков просуществовала до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила во взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

     Эллинистический период был связан с  завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур.

В Греции распространяются культы восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии - общее  название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах посвященные проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства. [6,c.25-30] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формы почитания  богов в Древней  Греции 

     2.1 Жрецы и жертвоприношения

     Традиция  почитания культа и обрядовости,  в хронологическом аспекте, от эпохи  героев Гомера до значительно более  поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого принятия и возникновения христианства как обязательной государственной религии в Византийской империи, играла главную роль в формировании мировоззрения грека.  В первую очередь, естественно, следует обратить внимание на совершение кровавых жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне них. Храмовые комплексы сооружались обычно на возвышенностях либо платформах и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение - икону определенного бога и алтарь для обескровленных  и мёртвых кровных жертв, принесённых в дар богам, туда же приносили такие дары, как фрукты и так далее.

     Существовали  отдельные помещения для пожертвований  и священных реликвий. Преимущественно  жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

     Жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог  исполнять любой свободный человек, не обладающий особым положением в  обществе и знанием, как в других культурах. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств в греческой культуре. Религия у греков являлась делом важным и государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих и помощников, исполняющих и подчиняющихся законам, обязательным и для остальных граждан. При необходимости жреческие  обязанности  могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жречество не двигало науку и религию вперёд, оставаясь инструментом предоставления  даров и жертв богам. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.

     Во  время богослужений связей с богами  у греков обусловливалось все  тем же восприятием их как могущественных и всесильных, но понятных и благодетельных существ, с антропоморфной внешностью, в отличие от некоторых  религий того времени. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять желания молящихся. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, в жертву приносились и люди. Традиционно жертвенными животными были овцы, свиньи и быки.

     Во время больших праздников или в особые моменты государственной политики (после победы над врагом, перед народным собранием или началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения имели название  гекатомбы.

     Все жертвенные животные должны были быть чисты, без  недостатков. Жрецы перед  началом обряда облачались в белые  одежды и омывали руки в  специальной  соленой воде. Обряд проходил в  полной тишине, но иногда и  игрой  на флейте. Часть убитого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась тому, кто проводил обряд, а остальное съедалось на особом  торжественном пиру, происходившем после жертвоприношения. После богослужения жрец читал молитву к богам, которую за ним повторяли все собравшиеся участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным канонам  и с призыванием божества.

     В греческих домах также строились  жертвенные алтари и устанавливались  крошечные статуи богов-покровителей. Сакральную роль играл, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения, ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от злых сил и сглаза. Присутствие боязни за новорождённого в послеродовой период аналогично раннеславянской традиции, когда вторые скрывали младенца от чужих глаз, боясь влияния потусторонних сил.

Особым  почетом у греков пользовались святилища  — оракулы, в которых боги через  жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой исходил запах дымных испарений. Над этой расщелиной был укреплен специальный треножник, на который усаживалась прорицательница — пифия. Одурманенная и введенная в транс ядовитыми парами, пифия встречалась   с богом Аполлоном, который открывал тайны грядущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и завуалированы. Так, Крез, царь Лидии, спрашивал жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его — только это было не царство Кира, а твое собственное». [13, c.165—190] 
 

2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь  верхнего и нижнего  мира 

       Похороны также проходили согласно  строго установленной церемонии.  Покойника умащали мазями и  благовониями и в белых одеждах,  с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытиснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах.

     Погребение  считалось сугубо семейным делом. Участники церемонии выражали свое горе шумно и демонстративно (раздирали кожу, рвали на себе волосы и пр.). Вместе с тем к V в. до н.э. погребальные обряды стали занимать важное место и в общественной жизни греческих полисов. Появились регулирующие нормы, охватывающие все этапы похоронного ритуала: от выставления тела до поминальных обрядов.

     Греки воспринимали душу (psyche) умершего как  нечто находящееся рядом. Так, на жертвенных сосудах V в. до н.э. она изображалась в виде крылатого существа и композиционно располагалась vis-a-vis живого человека. Некоторые определения мертвых, относящиеся к семантическому ряду слова "тень", показывают, что мертвые представлялись "тенями" живущих в буквальном смысле слова.[12, c.129]

     Взаимосвязь верхнего и нижнего мира - мира живых  и мертвых - получила наиболее полное свое отражение в культе могил, который  основывался на общем принципе античной религии "do ut des" ("я даю, чтобы ты мне дал"). С одной стороны, соблюдая похоронные и поминальные обряды, принося дары на могилу, устанавливая надгробные памятники и разыгрывая на могилах настоящие действа, живые получали некоторую власть над мертвыми. С другой стороны, греки верили в способность мертвых воздействовать на судьбы живых что, в конечном счете, и стимулировало благочестие последних.

     Древнегреческая эсхатология, развивая подобные взгляды, способствовала укреплению, как фамильных связей, так и представлению о взаимосвязи двух миров. Вера в обитание мертвых возле живущих, около могил легко уживалась в сознании греков с их существованием в подземном царстве.

     В представлении греков жизнь была безусловно предпочтительнее смерти, вместе с тем бывали и исключительные ситуации. Так, в архаический период смерть на поле брани оказывалась более почтенной, чем бесславная старость; смерть иногда предпочитали отказу от идеалов (Антигона, Сократ). Греки считали, что к моменту гибели самосознание личности достигает наибольшей полноты, что нашло отражение в представлении о способности умирающего к пророчеству (пример - предсказание Патрокла). 

Информация о работе Религия древней Греции