Религия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 05:22, курсовая работа

Краткое описание

Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Доисторическая религия в Греции 6
1.1 Особенности географического расположения Греции и первые представления о религии 6
1.2 Этапы развития древнегреческой религии 8
1.2.1. Первый период 8
1.2.2. Второй период 9
1.2.3. Третий период 11
Глава 2. Формы почитания богов в Древней Греции 13
2.1 Жрецы и жертвоприношения 13
2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь верхнего и нижнего мира 15
2.3 Спортивные состязания, как особая форма почитания божеств 17
2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции 17
2.4.1 Панафинеи 19
2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону 20
2.4.3 Празднования в честь Диониса 21
2.4.4 Чествования Деметры 22
2.4.5 Торжества во имя Зевса 23
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Древнегреческая религия( готовая).doc

— 165.50 Кб (Скачать)

2.3 Спортивные состязания, как особая форма  почитания божеств 

             Спортивные состязания были особой формой служения богам. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление подобать  им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой.

          Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется, Олимпийские игры, учреждённые, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776 г. до н. э.). Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Главным испытанием было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры. 

2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции

         Важнейшей стороной культа древнегреческой религиозной традиции являются празднества. Праздники не были повсюду едиными; греки не сходились даже в названиях месяцев; начало года афиняне, приурочивали к летнему солнцестоянию, доряне, - к осеннему равноденствию, эоляне - к зимнему солнцестоянию наибольшей известностью пользовались афинские праздники: к великим Панафинеям и Дионисиям в Афины стекалась масса иноземцев, и тогда город выказывал то великолепие, издержки которого порицали такие люди, как Сократ.[ 16, c.327]

     В Спарте праздников было гораздо меньшее  количество и во всяком случае не было таких, которые по размаху могли бы сравниться с афинскими. Зачастую греческие праздники были очень разнообразны не только в силу местных различий;  также они сильно отличались  по характеру бога и по цели празднества.

     На  первый план выступали собственно культовые церемонии: иногда это могли быть  большие жертвоприношения и торжественные процессии, но также и  искупительные церемонии; на них происходили состязания и игры; бывали мистические посвящения и оргиастические торжества; праздники часто также имели значение дней веселья и покоя, когда приостанавливались все частные и общественные дела, судебная деятельность и политические собрания. Платон именно в этом видел цель праздников: боги давали людям отдых от труда, чтобы они повеселились вместе с музами, Аполлоном и Дионисом.

     Праздники были очень многочисленными; случалось, что они праздновались по несколько в один день. Поводы к ним находились в повседневности народа: в смене времен года и сезонов, в произрастании растительности, урожая и цветения, в земледелии и виноделии; потом и сказания о богах легли в основу праздничных действ. Были также дни исторических воспоминаний: так, например, в Афинах праздновался день Марафонской битвы. Большинство праздников совершалось в честь главных богов, прежде всего Зевса, который занимал первое место в праздновании Олимпийских игр; потом в честь Афины, Аполлона, Диониса, Деметры.

     Некоторые из греческих праздников достигли всеобщего  и в высшей степени важного  значения для всей культуры - это большие игры: олимпийские, пифийские, истмийские и немейские.

     В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года ( с 776 г. до н.э.); Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, проводившиеся раз в четыре года; Истмийские - в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года.

     2.4.1 Панафинеи

     Ежегодно праздновались Панафинеи, но каждые четыре года они отмечались с особым шиком, именуемые Великими Панафинеями. При этом устраивались состязания: гимнастические, на которых победитель получал кружку масла со священного масличного дерева, музыкальные, бега на колесницах и прочее.

     Во  время Пазистраты на Панафинеях читались стихи Гомера. Главную роль на этом празднике играли церемониальные процессии: грандиозное шествие с огненными факелами, начинавшееся от статуи Эроса; на Великих же Панафинеях - процессия с пеплосом, которая изображена на одном сохранившемся фризе Парфенона. Одежда, сотканная афинскими гражданками (эргастинами), было шафранно-желтого цвета, и на этом фоне было искусно вышито изображение какого-нибудь подвига Афины вроде ее триумфа над гигантами.

     Приготовления начинались за девять месяцев раньше, в день Эрганы - Афины, аррефорами (четырьмя девочками от 7 до 11 лет, которые на годовой срок посвящались Афине). Свое имя аррефоры (носительницы тайны) получили от одного торжества во время Скирофорий, когда они должны были нести в храм Афродиты  (в саду) ящик, содержимое которого оставалось в тайне, и потом нести назад  другой ящик в храм Афины.[2,c. 93-94]

     Кроме Панафиней в Афинах было еще несколько  праздников в честь Афины. В конце  периода  Пианепсиона приходился праздник Афины Эрганы, который праздновался совместно с праздником Гефеста и поэтому именовался праздником кузнецов.

       В месяце Фаргелионе (май) справлялись  Плинтерии и Каллинтерии, бывшие  первоначально праздником Аглавры,  а позднее Афины. Значимость  его в основном видели в  предании ясному небу; но это толкование сомнительно. Известно, что в этот праздник очищали святилище и изображение богини, заново украшали их и приносили в дар различные смоквы.  

     2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону

     Практически во всех греческих областях оставались особенно многочисленными праздники  бога Аполлона; часто встречались дафнефории - процессии, во время которых несли лавровые ветви. Даже в Спарте, где было немного праздников известных нам, в честь Аполлона праздновались Гиакинфи и Карнеи. В Дельфах представлялось его путешествие к гипербореям и радостно праздновалось его возвращение.

     В пиру, совершавшемся ежегодно на Делосе, участвовала торжественная процессия  афинян; с этим праздником предание связывало счастливое возвращение  Тезея с острова Крита. Обычай не исполнять ни одного смертного  приговора до возвращения корабля из Делоса известен из исторических трудов Сократа. В праздновании Аполлону не отставали и малоазиатские колонии.[2, 124]

     В Афинах не менее пяти месяцев получили свои названия от праздников Аполлона, причем ему же были посвящены первый и седьмой день каждого месяца. Гекатомбеи праздновались Аполлону как к богу лета, Метагейтнии - как к богу союза между соседями, Боэдромии - как к помогающему богу. Во время Пианепсий ему приносили первые плоды: вареные стручковые плоды и эйресиону - масличную ветвь со смоквами, хлебами, маслом, медом, чашечкой с вином; эту ветвь в качестве священного приношения в торжественной процессии в храм бога нес мальчик.

     В Мунихии при открытии навигации  праздновались Дельфинии в честь  Аполлона, успокаивающего море, взволнованное зимними бурями. При этом афиняне не имели в виду также путешествие на Крит Тезея, между тем как другие греки вспоминали о путешествии под руководством Аполлона критских моряков в Дельфы. Главным праздником Аполлона в Афинах были Фаргелии, совершавшиеся в мае и совпадавшие по времени с делосским праздником. Богу приносили первые плоды, искупительные обряды для бога, который мог действовать и губительно посредством палящего солнечного зноя и заразы; поэтому в качестве козлов отпущения, очистительной жертвы возводили мужчину и женщину и низвергали их в море. 

     2.4.3 Празднования в честь Диониса

     Очень популярными были праздники  в  честь Диониса. Прежде всего, Осхофории - праздник, в котором хотя и не все обряды описаны во всемирной истории культуры, но вся сущность его заключалась в том, что во время созревания винограда в храм Афины носили дары бога вина. Зимой, приблизительно в декабре, в сельских местностях праздновались так называемые  Малые Дионисии. Здесь наслаждались вновь выжатым вином, совершали процессии с фаллосом, давали богу в дар вино и приносили в жертву ему козла; из серьезных и веселых хоров этого праздника развились трагедия и комедия.

     При этом имели место также всякого  рода шутки и игры, развлечения; пляска на скользком бурдюке с вином (Асколиасмос), качание на ветках деревьев – все, что являлось  памятью о легендарном начале виноделия.

     В январе справлялись Ленеи - празднование выжимки винограда, сопровождавшееся торжественными процессиями. Еще важнее были Анфестерии (в феврале), на которых сливались друг с другом различные воззрения и культы. Теперь уже пили зрелое вино из бочек, но в то же время праздновали появление растительности при наступлении весны и, кроме того, совершали обряды в честь умерших, поэтому дни этого праздника считались также несчастными или нечистыми днями, и в них воспрещались народные собрания и заседания суда.[4,c 202]

     В течение трех дней, в которые продолжались Анфестерии, храмы небесных богов  были закрыты, а Дионис ставился в  связь с Корой и хтоническим Гермесом. В первый день (вскрытие сосудов) люди увенчивали себя венками из свежих цветов, открывали бочки и пробовали вино. В день кувшинов совершались сопровождавшиеся живыми шутками попойки, в которых принимали участие и рабы; приносились также и дары на могилы мертвым. На этот второй день приходилась также важная церемония, для которой открывался древний храм Диониса (Ленеон) - весь остальной год он был закрыт; это было бракосочетание с богом басилиссы (жены архонта басилевса). При этом ее сопровождали 14 матрон (“почтенные”).

     На  третий день (“Горшки”) ставились горшки с вареными плодами для хтонийского Гермеса. Но самым большим праздником были городские Дионисии в марте, когда праздновали в честь бога весны как освободителя. В цветущее время Афин Великие Дионисии были самым блестящим моментом целого года; в это время город наполнялся союзниками и чужеземцами; бога прославляли дифирамбами и новыми театральными пьесами. Многие прекраснейшие творения греческого театра были сочинены для этого праздника. 

2.4.4 Чествования Деметры

В праздниках Деметры различают тройное определение  культа этой богини. Однако, по всей Греции, а также в аттических демах  и в Афинах праздновалось несколько  земледельческих праздников: осенью предпахота при перепахивании поля и праздник жатвы и молотьбы  зимою; эти праздники относились часто не только к Деметре, но и к Дионису. От мистического культа Элевсинских мистерий отличается и отделяется  служение Деметре Фесмофорос в Афинах, хотя оба эти культа и имели несколько общих символов.

     Во  время Фесмофорий, в месяце Пианепсионе, афинские женщины праздновали Деметре  как богине закона и порядка. Праздник продолжался в течение пяти дней: вначале  в святилище Деметры  и Коры в Деме Галимос; в последующие  дни празднование происходило в  самых Афинах и сопровождалось всякого рода шутками и взаимными насмешками. [13, c 89-93] 

2.4.5 Торжества во имя Зевса

Торжества во имя  Зевса совершались в  разных областях Греции; таковы были игры в Олимпии, священный брак, представляющийся на Самосе, в Платее и других местах.

     Олимпийские игры - самые блистательные и главнейшие из общегреческих игр, проходившие  летом через каждые четыре года, эти спортивные игры посвящались  всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования сопровождались жертвоприношениями.

     Главным испытанием было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба, метание копья и  метание диска, также  проводились  кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры, но только Олимпийские игры чествовали Зевса и его начало.

     В Афинах хотя и было несколько праздников Зевса, они отчасти уступали праздникам других главных богов. Зимой совершались  очистительные и искупительные  обряды, сопровождаемые ношением Диоскодиона  в честь Зевса Мемакта (“бурного”). В месяце анфестерионе бескровными жертвами праздновали Диазии в честь Зевса Мейлихия - Милостивого. В скорофорионе был праздник в честь Зевса Полиевса, покровителя городов; празднество это совершалось у его алтаря в акрополе и называлось Диополии или Буфонии, последнее по приносимому в жертву быку; при этом тот, кто закалывал животное, убегал, а топор подвергался суду. [9,c 47-49] 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Религия древней Греции