Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 05:22, курсовая работа
Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Введение 3
Глава 1. Доисторическая религия в Греции 6
1.1 Особенности географического расположения Греции и первые представления о религии 6
1.2 Этапы развития древнегреческой религии 8
1.2.1. Первый период 8
1.2.2. Второй период 9
1.2.3. Третий период 11
Глава 2. Формы почитания богов в Древней Греции 13
2.1 Жрецы и жертвоприношения 13
2.2 Похоронные обряды, как взаимосвязь верхнего и нижнего мира 15
2.3 Спортивные состязания, как особая форма почитания божеств 17
2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции 17
2.4.1 Панафинеи 19
2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону 20
2.4.3 Празднования в честь Диониса 21
2.4.4 Чествования Деметры 22
2.4.5 Торжества во имя Зевса 23
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
2.3 Спортивные состязания, как особая форма почитания божеств
Спортивные состязания были особой формой служения богам. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление подобать им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой.
Главным спортивным праздником Древней
Греции были, разумеется, Олимпийские
игры, учреждённые, по преданию, самим
Гераклом. Эти религиозные торжества были
настолько важны, что на время игр заключался
всеобщий мир и даже летоисчисление в
Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776
г. до н. э.). Проводившиеся через каждые
четыре года в городе Олимпии, эти спортивные
игры посвящались всем богам, хотя покровителем
города был Зевс. Соревнования чередовались
с жертвоприношениями. Главным испытанием
было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба,
метание копья и метание диска, также проводились
кулачные бои и состязания колесниц. Помимо
Олимпиад, самыми известными были Немейские,
Пифийские и Истмийские спортивные игры.
2.4 Празднества в древнегреческой религиозной традиции
Важнейшей стороной культа древнегреческой религиозной традиции являются празднества. Праздники не были повсюду едиными; греки не сходились даже в названиях месяцев; начало года афиняне, приурочивали к летнему солнцестоянию, доряне, - к осеннему равноденствию, эоляне - к зимнему солнцестоянию наибольшей известностью пользовались афинские праздники: к великим Панафинеям и Дионисиям в Афины стекалась масса иноземцев, и тогда город выказывал то великолепие, издержки которого порицали такие люди, как Сократ.[ 16, c.327]
В Спарте праздников было гораздо меньшее количество и во всяком случае не было таких, которые по размаху могли бы сравниться с афинскими. Зачастую греческие праздники были очень разнообразны не только в силу местных различий; также они сильно отличались по характеру бога и по цели празднества.
На первый план выступали собственно культовые церемонии: иногда это могли быть большие жертвоприношения и торжественные процессии, но также и искупительные церемонии; на них происходили состязания и игры; бывали мистические посвящения и оргиастические торжества; праздники часто также имели значение дней веселья и покоя, когда приостанавливались все частные и общественные дела, судебная деятельность и политические собрания. Платон именно в этом видел цель праздников: боги давали людям отдых от труда, чтобы они повеселились вместе с музами, Аполлоном и Дионисом.
Праздники были очень многочисленными; случалось, что они праздновались по несколько в один день. Поводы к ним находились в повседневности народа: в смене времен года и сезонов, в произрастании растительности, урожая и цветения, в земледелии и виноделии; потом и сказания о богах легли в основу праздничных действ. Были также дни исторических воспоминаний: так, например, в Афинах праздновался день Марафонской битвы. Большинство праздников совершалось в честь главных богов, прежде всего Зевса, который занимал первое место в праздновании Олимпийских игр; потом в честь Афины, Аполлона, Диониса, Деметры.
Некоторые из греческих праздников достигли всеобщего и в высшей степени важного значения для всей культуры - это большие игры: олимпийские, пифийские, истмийские и немейские.
В
честь богов проводились
2.4.1 Панафинеи
Ежегодно праздновались Панафинеи, но каждые четыре года они отмечались с особым шиком, именуемые Великими Панафинеями. При этом устраивались состязания: гимнастические, на которых победитель получал кружку масла со священного масличного дерева, музыкальные, бега на колесницах и прочее.
Во время Пазистраты на Панафинеях читались стихи Гомера. Главную роль на этом празднике играли церемониальные процессии: грандиозное шествие с огненными факелами, начинавшееся от статуи Эроса; на Великих же Панафинеях - процессия с пеплосом, которая изображена на одном сохранившемся фризе Парфенона. Одежда, сотканная афинскими гражданками (эргастинами), было шафранно-желтого цвета, и на этом фоне было искусно вышито изображение какого-нибудь подвига Афины вроде ее триумфа над гигантами.
Приготовления начинались за девять месяцев раньше, в день Эрганы - Афины, аррефорами (четырьмя девочками от 7 до 11 лет, которые на годовой срок посвящались Афине). Свое имя аррефоры (носительницы тайны) получили от одного торжества во время Скирофорий, когда они должны были нести в храм Афродиты (в саду) ящик, содержимое которого оставалось в тайне, и потом нести назад другой ящик в храм Афины.[2,c. 93-94]
Кроме Панафиней в Афинах было еще несколько праздников в честь Афины. В конце периода Пианепсиона приходился праздник Афины Эрганы, который праздновался совместно с праздником Гефеста и поэтому именовался праздником кузнецов.
В месяце Фаргелионе (май) справлялись
Плинтерии и Каллинтерии,
2.4.2 Празднования посвящённые Аполлону
Практически во всех греческих областях оставались особенно многочисленными праздники бога Аполлона; часто встречались дафнефории - процессии, во время которых несли лавровые ветви. Даже в Спарте, где было немного праздников известных нам, в честь Аполлона праздновались Гиакинфи и Карнеи. В Дельфах представлялось его путешествие к гипербореям и радостно праздновалось его возвращение.
В
пиру, совершавшемся ежегодно на Делосе,
участвовала торжественная
В Афинах не менее пяти месяцев получили свои названия от праздников Аполлона, причем ему же были посвящены первый и седьмой день каждого месяца. Гекатомбеи праздновались Аполлону как к богу лета, Метагейтнии - как к богу союза между соседями, Боэдромии - как к помогающему богу. Во время Пианепсий ему приносили первые плоды: вареные стручковые плоды и эйресиону - масличную ветвь со смоквами, хлебами, маслом, медом, чашечкой с вином; эту ветвь в качестве священного приношения в торжественной процессии в храм бога нес мальчик.
В
Мунихии при открытии навигации
праздновались Дельфинии в
2.4.3 Празднования в честь Диониса
Очень популярными были праздники в честь Диониса. Прежде всего, Осхофории - праздник, в котором хотя и не все обряды описаны во всемирной истории культуры, но вся сущность его заключалась в том, что во время созревания винограда в храм Афины носили дары бога вина. Зимой, приблизительно в декабре, в сельских местностях праздновались так называемые Малые Дионисии. Здесь наслаждались вновь выжатым вином, совершали процессии с фаллосом, давали богу в дар вино и приносили в жертву ему козла; из серьезных и веселых хоров этого праздника развились трагедия и комедия.
При этом имели место также всякого рода шутки и игры, развлечения; пляска на скользком бурдюке с вином (Асколиасмос), качание на ветках деревьев – все, что являлось памятью о легендарном начале виноделия.
В январе справлялись Ленеи - празднование выжимки винограда, сопровождавшееся торжественными процессиями. Еще важнее были Анфестерии (в феврале), на которых сливались друг с другом различные воззрения и культы. Теперь уже пили зрелое вино из бочек, но в то же время праздновали появление растительности при наступлении весны и, кроме того, совершали обряды в честь умерших, поэтому дни этого праздника считались также несчастными или нечистыми днями, и в них воспрещались народные собрания и заседания суда.[4,c 202]
В течение трех дней, в которые продолжались Анфестерии, храмы небесных богов были закрыты, а Дионис ставился в связь с Корой и хтоническим Гермесом. В первый день (вскрытие сосудов) люди увенчивали себя венками из свежих цветов, открывали бочки и пробовали вино. В день кувшинов совершались сопровождавшиеся живыми шутками попойки, в которых принимали участие и рабы; приносились также и дары на могилы мертвым. На этот второй день приходилась также важная церемония, для которой открывался древний храм Диониса (Ленеон) - весь остальной год он был закрыт; это было бракосочетание с богом басилиссы (жены архонта басилевса). При этом ее сопровождали 14 матрон (“почтенные”).
На
третий день (“Горшки”) ставились горшки
с вареными плодами для хтонийского Гермеса.
Но самым большим праздником были городские
Дионисии в марте, когда праздновали в
честь бога весны как освободителя. В цветущее
время Афин Великие Дионисии были самым
блестящим моментом целого года; в это
время город наполнялся союзниками и чужеземцами;
бога прославляли дифирамбами и новыми
театральными пьесами. Многие прекраснейшие
творения греческого театра были сочинены
для этого праздника.
2.4.4 Чествования Деметры
В праздниках
Деметры различают тройное
Во
время Фесмофорий, в месяце Пианепсионе,
афинские женщины праздновали Деметре
как богине закона и порядка. Праздник
продолжался в течение пяти дней:
вначале в святилище Деметры
и Коры в Деме Галимос; в последующие
дни празднование происходило в
самых Афинах и сопровождалось всякого
рода шутками и взаимными насмешками.
[13, c 89-93]
2.4.5 Торжества во имя Зевса
Торжества во имя Зевса совершались в разных областях Греции; таковы были игры в Олимпии, священный брак, представляющийся на Самосе, в Платее и других местах.
Олимпийские
игры - самые блистательные и
Главным испытанием было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры, но только Олимпийские игры чествовали Зевса и его начало.
В
Афинах хотя и было несколько праздников
Зевса, они отчасти уступали праздникам
других главных богов. Зимой совершались
очистительные и искупительные
обряды, сопровождаемые ношением Диоскодиона
в честь Зевса Мемакта (“бурного”).
В месяце анфестерионе бескровными жертвами
праздновали Диазии в честь Зевса Мейлихия
- Милостивого. В скорофорионе был праздник
в честь Зевса Полиевса, покровителя городов;
празднество это совершалось у его алтаря
в акрополе и называлось Диополии или
Буфонии, последнее по приносимому в жертву
быку; при этом тот, кто закалывал животное,
убегал, а топор подвергался суду. [9,c 47-49]
Заключение