Неоязыческие реконструкции религии древних славян в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Религиозное своеобразие России отличается достаточной открытостью, доступностью для всех, уживчивостью на её духовном поле многих различных религий и сект. Сегодня в России очень распространены магия, колдовство, астрология, гадание – больше, чем христианское вероисповедание. С каждым годом увеличивается число не православных верующих, обращающихся в секты, оккультные общества, нетрадиционные религии, парапсихологические школы и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………стр. 2
1. Определение и классификация неоязыческих культов…………….стр. 4
1. 1. Определение неоязычества………………………………………..стр. 5
1. 2. Классификация неоязыческих культов………………………….стр. 6
2. Предпосылки, история возникновения движения и основатели нового русского язычества………………………………………………………стр. 7
2. 1. Предпосылки возникновения неоязычества……………………..стр. 8
2. 2. История возникновения движения……………………………….стр. 9
2. 3. Основатели нового русского язычества………………………….стр. 11
3. Верования и “Священные писания” русских неоязычников……..стр. 14
4. Современное состояние, краткий обзор организаций…………….стр. 20
Заключение……………………………………………………………..стр. 25
Библиография…………………………………………………………..стр. 29

Файлы: 1 файл

Неоязыческие реконструкции религии древних славян. Курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского»

 

 

 

Кафедра религиоведения и 

 философской антропологии

 

 

Неоязыческие  реконструкции религии древних славян в России.

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Мифология и политеизм древнего мира» 

 

 

 

студента 1 курса 131 группы

 философского факультета 

заочной формы обучения

направления 033300 «Религиоведение»

Ясько Оксаны Игоревны

 

Заверено в деканате «__»_________2011

Проверил к. ф. н., доц. Дорошин И. А. 

_________________________ «__»_______2011

 

 

 

 

Саратов

2011

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………стр. 2

1. Определение и классификация неоязыческих культов…………….стр. 4

1. 1. Определение неоязычества………………………………………..стр. 5

1. 2. Классификация неоязыческих культов………………………….стр. 6

2. Предпосылки, история возникновения движения и основатели нового русского язычества………………………………………………………стр. 7

2. 1. Предпосылки возникновения неоязычества……………………..стр. 8

2. 2. История возникновения движения……………………………….стр. 9

2. 3. Основатели нового  русского язычества………………………….стр. 11

3. Верования и “Священные писания” русских неоязычников……..стр. 14

4. Современное состояние, краткий обзор организаций…………….стр. 20

Заключение……………………………………………………………..стр. 25

Библиография…………………………………………………………..стр. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Религиозное своеобразие России отличается достаточной открытостью, доступностью для всех, уживчивостью на её духовном поле многих различных религий и сект. Сегодня в России очень распространены магия, колдовство, астрология, гадание – больше, чем христианское  вероисповедание. С каждым годом увеличивается число не православных верующих, обращающихся в секты, оккультные  общества, нетрадиционные 

религии, парапсихологические школы и т.п. 1      

      Феномен общественно-политической активности современного российского неоязычества, использование неоязыческой и антихристианской тематики в общественной деятельности заслуживает самого пристального внимания. До недавних пор подобные проявления не могли рассматриваться иначе, как маргинальные, представляющие интерес лишь для узкого круга специалистов. Сегодня, однако, надо сказать, что распространение этих тенденций, пока еще сравнительно небольшое, может представить в дальнейшем серьезную угрозу для духовного здоровья нации, для межнациональной и межконфессиональной стабильности, для молодежи. Тема заслуживает пристального и подробного изучения.

      Общественно значимый аспект современного неоязычества проявляется скорее не на уровне общин. Здесь можно наблюдать две основные тенденции. Во-первых, это различные, зачастую весьма далекие по своей направленности организации, где деятели, исповедующие неоязыческие, откровенно антихристианские принципы являются лидерами или играют заметную роль. Те же клубы славяно-горецкой борьбы, некоторые экологические движения и им подобные организации, привлекая в первую очередь молодежь, являются, по сути, вербовочными структурами неоязычников. Параноидальное учение "Всеясветной грамоты" зачастую преподносится, чуть ли не как научное достижение, "методика постижения мира" и т. д.; в провинции известны случаи участия его представителей в научных семинарах на официальном уровне. Прямое отношение к язычеству и его пропаганде имеет творчество некоторых музыкальных групп. Во-вторых же, и это особенно важно, неоязыческая и антихристианская идеология активнейшим образом используется политическими экстремистами, занимающими откровенно фашистские, антигосударственные позиции. 2

      Попытка возрождения древних языческих религий - один из характерных элементов движения "Нью эйдж". В данной курсовой работе пойдет речь о движениях и сектах, идеология и практика которых в большей или меньшей степени восходят к славянскому неоязычеству. 

  1. Определение неоязычества и классификация неоязыческих культов.

      Неоязычниками в России принято именовать последователей культов (сочетающих обычно пантеизм с политеизмом), сконструированных на основе их собственных представлений о дохристианской религии предков.

      Если попытаться классифицировать российские неоязыческие организации, то лишь очень условно их можно разделить на две группы. В первую группу входят те общины, которые претендуют на возрождение аутентичного славянского язычества в "чистом виде". Во вторую можно отнести тех, кто активно привлекает идеи из других течений движения "Нью эйдж" и оккультных учений. Для последних боги древних славян становятся лишь одними из многих членов их обширного пантеона.

1.1. Определение неоязычества.

      Неоязычество – это совокупность новых религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Понятие «неоязычество» определяет прерванность традиции христианским и атеистическим периодами. Свои истоки неоязычество ищет в древних славянских дохристианских верованиях и обрядах (возрождение культа богов-покровителей Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.), обращаясь также к языческим религиозным концепциям азиатского и, в меньшей степени, африканского происхождения. 3

      Неоязычников от просто язычников отличает, прежде всего, факт реконструкции (более или менее произвольной) философских и мистических представлений, мифологем и обрядов, обусловленный разрывом естественной традиции.

      В частности, согласно московскому этнографу Виктору Шнирельману, неоязычество – это “общенациональная религия, искусственно создаваемая городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью “возрождения национальной духовности”. Фактически же речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы  для новой социально-политической общности, более соответствующей условиям модернизации”. 4

      Несмотря на многочисленные попытки объединения, в настоящее время славянское неоязычество представляет собой неорганизованное религиозное движение, состоящее из несколько крупных объединений и множества независимых общин, насчитывающих иногда всего по несколько членов. Каждое объединение и каждая община имеет свою собственную идеологическую базу, которая во многом является авторским изобретением лидера, и формировалась практически автономно.

      Поэтому мы не можем говорить о том, что в неоязыческом ареале существует единая философия, мифология, единая религиозная практика и единый объект поклонения.

1.2. Классификация неоязыческих культов.

      В современном неоязычестве можно обозначить четыре взаимопроникающих течения:  
1. народно-бытовое,  
2. этническое,  
3. экологическое,  
4. националистическое.

      Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и пр.). Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.

      Этническое язычество — это политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являются шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

      Экологическое языческое течение: организациям, относящимся к ним, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в «Круг Языческой Традиции».

      Националистическое течение включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистические мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общины «Союза Славянских Общин» и «Древлеправославная церковь Инглингов». Ко вторым — организации от националистических неоязыческих партий («Партия Духовного Ведического Социализма») до отдельных группировок скинхедов.5

2. Предпосылки, история возникновения движения и основатели нового русского язычества.

      Решающим фактором возникновения нативизма в России стал поиск национальной идеи в условиях ослабления коммунистической идеологии в 70-е - 80-е годы прошлого века и тогдашней слабости Русской Православной Церкви. Первые российские нативисты поставили перед собой цель сконструировать нечто вроде "исконной русской религии", которая стала бы заменой погибающей коммунистической идеологии. С одной стороны, у этой религии должен быть авторитет, она должна восходить к какой-то древней традиции, которая вызывала бы уважение. С другой стороны эта религия не должна была бы иметь живых носителей и сохранившихся письменных источников вероучения, чтобы в случае необходимости регулировать ее законы и правила. Под все эти условия лучше всего подходят древние языческие религии, в России соответственно - дохристианская религия древних славян.6

2.1. Предпосылки возникновения  неоязычества.

      Движение неоязычества в современном мире порождено комплексом взаимосвязанных причин: 1) изменения в системе ценностей постиндустриального общества, вызвавшие глобальное мировое явление постмодернизма и сопровождающиеся фрагментацией единой мировоззренческой картины мира, её заменой на целую мозаику микроидеологий, вырабатываемых самыми разными группами; 2) крах коммунистической идеологии в России, породившей духовный вакуум, требующий заполнения; незнание и нежелание подчиняться религиозным канонам православия – традиционной религии России – в сочетании с возросшим индивидуализмом привели к созданию новых религиозных движений, ищущих новые пути духовного развития в мистицизме и магии духовного наследия предков; 3) обострение процессов национального самоопределения как в рамках мира, пережившего крах колониальной системы, так и в границах бывшего Советского Союза; неоязычество, обращающееся к древним мифологически-религиозным представлениям, мыслится часто как средство объединения людей в рамках той или иной народности; 4) общая секуляризация мирового сообщества.7

 

2.2. История возникновения  движения.

      Первые приверженцы неоязычества появились в России еще на рубеже 70-80 годов. (Анатолий Иванов-Скуратов и др.) С началом перестройки началось открытое распространение неоязыческого движения. Появились первые языческие общины и общественно-политические организации, открыто заявившие о своей неоязыческой, часто - открыто антихристианской ориентации ("Память" Емельянова, "Русская национально-демократическая партия" Виктора Корчагина, "Союз венедов" Виктора Безверхого). Здесь необходимо отметить, что неоязычество, зародившись в маргинальной, экстремистской среде, изначально оказалось связанным с радикально-националистической идеологией. Языческие ("ведические") общины существуют на данный момент во многих городах России; в 1997 году часть из них объединилась в так называемый "Союз славянских общин" - организацию, целью которой является дальнейшее укрепление и распространение язычества в нашей стране.

      Зачастую языческие общины формально существуют в качестве светских организаций, преследующих в том числе и общественно-политические цели. Вообще же организационно русское неоязычество представляет достаточно пеструю картину: здесь и сравнительно крупные структуры, и небольшие организации, группирующиеся вокруг отдельных лидеров. Говоря о неоязычестве, необходимо помнить, что оно представляет, попытку современной реконструкции древних языческих культов, которая осуществляется язычниками по своему разумению, на основе немногих исторических сведений и собственных представлений, с заимствованием средств из арсенала оккультистов, восточных религий и т. д. Говорить о едином вероучении не приходится; существуют скорее некие общие принципы. 8 Корни славянского неоязыческого движения в России лежат в кругах диссидентов (самиздатский журнал «Вече» (70-е гг.), Константин Васильев, Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Емельянов, диссидент Алексей Добровольский (Доброслав)), в среде которых оно стало в свое время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел националистический, фашиствующий тон. Новые язычники ненавидели евреев, христианство и коммунизм в равной мере, два последних представлялись частями масонского еврейского заговора против русских. Националистические идеи и сейчас сохраняют приоритетное влияние среди идеологий большинства славянских неоязыческих организаций.

      Начало 90-х гг. — время быстрого роста групп неоязычников. Неоязычество и по сию пору в своих наиболее активных организационных формах (клубы исторической реконструкции, общины и культурные центры, партии и общинные объединения) — городское явление, развивающееся в интеллигентской, преимущественно естественнонаучной образовательной среде.

      Вторая пол. 90-х ознаменована попытками ряда активных деятелей, объединить разрозненные неоязыческие общины, ибо конечного результата — создания «религиозной славянской конфессии» (очевидно, имеется в виду конфессия в рамках общемировой языческой религии), казалось, можно достигнуть только через союзы и активные совместные действия в плане возрождения и пропаганды язычества, иначе организациям грозило дальнейшее прозябание в виде клубов по интересам. Время показало, что отсутствие единства стало барьером для развития нативизма.9

 

2.3. Основатели нового русского язычества.

      Первым по времени “отцом” неоязыческой “Церкви” следует, видимо, считать эмигранта Ю. Миролюбова, уже проявлявшего склонность к принятию исконно славянских верований, как они предстают во “Влесовой книге”, в качестве религии для себя (в некотором соединении, правда, с историческим Православием). В России первые язычники появились в 70-е годы. Пламенный противник христианства Анатолий Иванов (псевдоним — Скуратов) является фактически самым первым заметным отечественным представителем неоязычества. В 1978 году А. Иванов-Скуратов написал и распространил в самиздате публицистическую статью “Христианская чума”, от появления которой следует, видимо, отсчитывать историю неоязычества в России. (В 1994 году статья была опубликована под новым названием “Христианство как оно есть” в совместном с Николаем Богдановым сборнике “Христианство”). Он выдвинул постулат, который впоследствии стал лейтмотивом неоязыческой публицистики: “Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было — и, к сожалению, остается, — христианство. Оно унесло и в прямом и в переносном смысле столько жизней, что по с равнению с ним даже “черная смерть”, опустошившая Европу в XIV веке, может показаться малозначительным событием. Откуда взялась на наши головы эта напасть? Главным бациллоносителем явилось еврейство, с которым христиане, как бы ни дрыгались, навсегда связаны неразрывной цепью”. 10      

Информация о работе Неоязыческие реконструкции религии древних славян в России