Религия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:39, реферат

Краткое описание

Описание религии древней Греции

Файлы: 1 файл

религия др. Греции.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Н  А  П  К  С 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

на  тему: «Религия Древней  Греции» 
 
 

Выполнил:

Османов Э.

Проверил: 
 
 
 

Симферополь, 2004 г. 

     Европейская культура немыслима  без богов и героев Древней Греции. Их образами полны европейская поэзия и живопись многих веков. Греческие боги ассоциируются в нашем сознании 6езоблачной, ясной порой человечества, когда ничто не уродовало, не сгибало личность, не мешало формированию красоты и гармонии. Европа Нового времени создала своего рода миф о солнечной Элладе как о каком-то рае, существовавшем на заре времен. Однако миф и действительность далеко не всегда совпадают. Настоящая греческая культура — явление гораздо более сложное и противоречивое. Историки, изучающие культуру, быт народов, населявших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наиболее распространенными были тотемические, фетишистские и анимистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенные различными демоническими силами — духами, которые были воплощены в священных предметах, существах, явлениях и обитали в пещерах горах, источниках, деревьях и т. д. Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере воспроизведено в "Теогонии" Гесиода (VI в. до н. э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и 6ессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея. Из него родилась могучая сила Эрос — любовь. Хаос породил вечный мрак и вечную ночь. Из мрака и ночи появились свет — Эфир и день — Гемер. Самым сильным божеством стал Уран — небо. Все дальнейшие фор мы жизни произошли от сочетания земли и неба, Геи и Урана. Уран, согласно мифам, — отец мира. В начале от этого брака рождались бесформенные чудовища, и отец, испуганный их видом, ввергал их обратно в недра матери, пока Гея не родила детей, прозванных титанами ставших первообразами для мира, в котором возникли и живут люди Мир титанов — по-прежнему мир одушевленной природы. Все это было до времени, вне времени, в некоем вечном царстве Урана. Но один из титанов, рожденных Землей и Небом, Кронос-Время сверг с мирового престола своего отца. Мать Гея давно томилась от того, что Уран низвергал детей обратно в ее утробу. Она хотела выпустить всех детей, прекрасных и безобразных, и перестать корчиться в родовых муках. И вот Кронос внял ее мольбу, и лишил отца деторождающей силы. Так появление новых форм было прекращено. Гея уже больше не рождает. А существа, подвластные времени, — смертные, временные — сами плодятся, размножаются и умирают (поглощаются временем). Кронос совершил первое преступление, низложив отца, и в мире начинают действовать силы, вызванные им: Танат — бог смерти, Эрида — богиня раздора, Немезида — месть и т. п. Единая цельная жизнь разделяется на доброе и злое, благостное и бедственное. Несмотря на то, что Кронос — вершитель первого мирового зла, он отнюдь не является однозначно злой силой. Время, несущее смерть, несет и рождение. Не зло приходит в мир, а до6ро и зло одновременно, вместе с роднящим их временем. Время несет в мир двойственность. Что лучше: вовсе не родиться или родиться и умереть? Смертные люди ощущают неумолимое время как своего владыку. Но подчиняться этому владыке не так уж тягостно. 0 сроках жизни можно не задумываться и жить в единстве с одухотворенной природой, в согласии с ее ритмами, с ее таинственными ликами — богами. Люди и титаны свободны, никто не подчиняет себе других. Это древнейшее время стало жить в мифах под названием "золотого".

  "Теогония" Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распространенную там и более развитую крито-микенскую культуру. Из этой культуры, ее религии греки восприняли многие мотивы, перешедшие в их собственную религию. Это относится ко многим греческим божествам, например, к Афине и Артемиде, микенское происхождение которых исследователи считают бесспорным. Из пестрого мира демонических сил и божественных образов сформировался мир гомеровских богов, о которых мы узнаем из "Илиады" и "Одиссея". "Илиада" и "Одиссея" Гомера были для греков настоящей энциклопедией, откуда многие поколения эллинов черпали свои религиозные представления. Главная тенденция гомеровской религии — очеловечивание богов — находила живейший отклик среди жителей греческих городов-полисов. Древнегреческий пантеон богов возглавляет Зевс, имя которого означает "светлое небо". Сын Кроноса и Реи, отец олимпийских богов и людей, Зевс принадлежит к третьему поколению богов, свергших титанов. В римской религии ему соответствует Юпитер. Титану Кроносу было предсказано, что один из сыновей свергнет его с престола. И потому одного за другим заглатывало Время своих бессмертных детей, кронидов. Только одного, Зевса, спрятала жена его Рея. Кронос проглотил вместо Зевса камень, а Зевс вырос в горах, вскормленный козьим молоком. После того как Зевс сверг своего отца, он заставил его извергнуть назад всех проглоченных им детей. Новые силы воцаряются в мире. И начинается борьба молодых богов и титанов. Верх одерживают крониды. Древние титаны должны им подчиниться или они будут ввергнуты в подземную бездну — Тартар. Сила на стороне кронидов. Они освобождают древних одноглазых циклопов и заставляют их ковать в подземной глубине молнии для Зевса. Зевс получает молнии и становится громовержцем, тучегонителем. Молодые боги поселяются на великой горе — Олимпе: царь богов Зевс со своей супругой Герой, их братья, сестры, дети. Кронид Посейдон становится владыкой морей, отодвигая вольного титана Океана, одного из немногих титанов, признавшего власть кронидов и перешедшего на их сторону. Брат Зевса и Посейдона Аид становится владыкой подземного мира. Прекрасны боги-олимпийцы. Они безмятежны и радостны, как утро, сменившее предрассветную мглу. Великий Зевс сочетается с сотнями богинь и смертных, и один за другим рождаются на свет божественные дети Зевса. Богиня Лета (Лотона) рождает от него Аполлона и сестру его Артемиду. Культ Аполлона вскоре становится почти равным культу самого Зевса. Новый солнечный 6ог, подчиняющий самого Гелиоса, бога разума, света, становится символом прекрасного. Из головы Зевса рождается другая высокочтимая богиня — Афина Паллада, богиня мудрости, богиня правосудия. Это сама мысль Зевса — неуязвимая воительница, родившаяся прямо в военных доспехах.

 Мир, созидаемый Зевсом и великими героями, — это мир, который основывается не на дисгармонии и ужасе, а на порядке, гармонии, красоте. Боги карают тех, кто покушается на гармонию, установленную их властью, на ту разумную упорядоченность, которая выражена в понятии "космос". В греческих мифах прекрасное, воплощаясь в олимпийских богах, является принципом космической жизни. Эта классическая религия, изложенная Гомером в более позднее время, переживает кризис, но наряду с угасанием старой религии происходит пробуждение новых религиозных чувств, начинаются новые религиозные поиски. Возникает религиозность, связанная с мистериями. Свое классическое завершение старая олимпийская религия получает в конце VI — начале V в. до н. э. в лице таких мыслителей и поэтов, как Геродот, Пиндар Эсхил, Софокл и Еврипид. Это религиозное сознание пронизано идей порядка, меры и гармонии, и в то же время в него вторгалось противоположное, чуждое этому устремлению греческого духа началось с статического порыва, оргиастического неистовства и необузданности Оно было воплощено в мифе о Дионисе.

         Дионис (Вакх), сын Зевса и Семелы — умирающий и воскресающий бог, бог вдохновения и безумия. Казалось бы, нет ничего более противоестественного греческому духу, чем Дионис, символизирующий безмерность, стихию и разгул. Между VII и VI в. до н. э. в разных областях Эллады появляются толпы вакханок — женщин с распущенными волосами, одетых в шкуры ланей, в венках из дикого плюща. Эти менады (одержимые) разрывают голыми руками диких животных и поедают их на месте, поят их детенышей своим молоком, отдаются первому встречному. Оргии, разгул, крики, кровожадность, стихия. И ощущение небывалой полноты жизни. Вакханки, впадающие в экстаз, приобретали удесятеренную силу.

  Историки  культуры отмечают наличие в древнегреческой  религиозно-культовой системе двух противоположных культов: Аполлона и Диониса. Они являются традиционными культами древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются религиозные течения, в которых преобладают мистические настроения. Одно из таких течений — орфизм, последователи которого исходили из учения мифического персонажа — певца Орфея. В орфизме в отличие от религии Олимпа становятся важнейшей ценностью дух, а не тело. Впервые духовная глубина приобретает главенствующее значение. В этой глубине живут любовь и песня, и они важнее смерти. Смерть, по учению орфиков, не властна над глубиной. Это сила, отметающая наносное, поверхностное и освобождающая глубину духа. Орфизм заново переосмысляет все мифы и создает новую космогонию, подымаясь к духовно-поэтическому миропониманию.

Другой  разновидностью древнегреческого мистицизма был пифагореизм. Пифагорейцы — последователи греческого мыслителя — философа и математика Пифагора. Пифагор считал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его ученики. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в которой значительное место занимала процедура религиозной медитации. Они так же, как индуисты и другие представители древневосточных религий, верили в переселение душ. Эти религиозные течения оказали влияние на развитие знаменитых элевсинских таинств Деметры, которые проходили как всенародное торжество. Старый миф рассказывает, что некогда в Элевсин, находившийся подле Афин, пришла старая женщина, печальная и мудрая, которую царь взял воспитательницей для своего сына. Однажды ночью царица увидела, что нянька кладет мальчика в огонь, и закричала в ужасе. "Жалкие люди, — ответила на обвинение нянька, — я хотела дать мальчику бессмертие, но теперь это невозможно". И тут по дому разлилось необычайное благоухание и свет, и женщина приняла свой настоящий вид. Это была богиня Деметра — богиня плодородия, нив и цветов. Она покинула Олимп, потому что Зевс отдал дочь ее Кору в жены брату своему Аиду. В бесконечной скорби искала ее мать. Между тем земля высыхала. Испуганные олимпийцы уговорили Аида на полгода отдавать Кору матери, и тогда ликующая земля снова цвела и плодоносила. Миф этот — поэтизация великой тайны умирания и прорастания зерна, замирания и расцвета жизни. Около VII века до н. э. в Элевсине складывается культ Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл, умирание и воскресение природы. 
 
 
 

  Литература:

1.История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищева. — М., 1953.

    2. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М., 1996.

3.Классики мирового религиоведения. — М., 1996

4. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. — М., 1960.

5.  Радугин А. А. Введение в религиоведение. — М., 1996.

6.  Цицерон. Философские трактаты. — М., 1985.

7.  Щекин Г. В. Религии мира. - К., 1995. 
 
 

Информация о работе Религия древней Греции