Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17

Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Видеозаписи находят все большое применение в практике профтехобразования. Сама по себе видеозапись может зафиксировать лишь внешнюю сторону объектов и процессов по заранее разработанному сценарию. Это дает значительный педагогический эффект, когда надо проанализировать действие учащихся или ознакомить их с новым производственным оборудованием. Кроме того, с помощью видеомагнитофона можно зафиксировать на пленку последовательность операций по приведению в действие оборудования и работы на нем.

     Видеозаписями с изложением теоретического материала  и другой информацией, полезно воспользоваться  во внеурочное время, если учащиеся недостаточно хорошо поняли материал на уроке или пропустили занятия.

     С помощью видеомагнитофона на пленку рекомендуется записывать технологические  или трудовые процессы, отдельные  фрагменты телепередач и кинофильмов.

     Звуковые  средства

     Содержанием звуковых средств обучения является учебная информация, которая может быть передана посредством слова, музыки или других звуковых сигналов.

     Учебные радиопередачи, грамм - и магнитные  записи обладают максимальными дидактическими возможностями при передаче по предметам гуманитарного цикла. Объем радиопередачи и звукозаписи, предназначенных для урока, зависит от характера материала, формы его подачи и учебных целей. Продолжительность большинства из них не должна быть более 20 минут учебного времени.

     Объемные  средства

     Этот  вид средств обучения включают в  себя натуральные объекты: макеты, модели, муляжи, тренажеры.

     Натуральные объекты - это предметы реальной действительности, изучение которых предусмотрено  учебной программой. К ним можно  отнести демонстрационное и лабораторное оборудование, техническое оборудование учебных мастерских, рабочие материалы, образцы деталей, коллекции минералов, гербарий и т.д. Они позволяют ознакомить учащихся с взаимодействием отдельных элементов, выполнять упражнения по преображению навыков и умений, следить за характером протекания производственных процессов и т.д. Рассматривая натуральные объекты, учащиеся получают правильное представление о форме, цвете, величине и других признаках предмета. Натуральные объекты являются основными средствами для формирования профессиональных трудовых умений и навыков. Применение их в учебном процессе дает возможность подготовить учащихся к продуктивной работе на производстве.

     Модель - это объемное средство обучения, изоморфно  изображающее основные свойства, строение, функционирование связей и отношений натурального объекта, как правило, измененного в масштабе и изготовленного из других материалов. По конструкции модель может быть действующей и недействующей, разборной и неразборной.

     Модели  чаще всего используются при изложении материала в качестве источника информации, для управления процессом обучения и контроля знаний и значительно реже - как средство для приобретения умений и навыков. Применение моделей на уроке повышает интерес учащихся к предмету. Они могут рассматривать модель длительное время и наблюдать за изменением расположения частей в процессе демонстрации.

     Макет от модели отличается тем, что с его  помощью нельзя передавать информацию о движущихся элементах объекта, и его изготовление может предшествовать появлению самого предмета. Макет отображает лишь внешнюю сторону натуральных объектов, не затрагивая их внутреннего содержания.

     Муляжи  в информационном плане не отличаются от макетов. Они передают форму предметов, строение их поверхности.

     Макеты  и муляжи в учебном процессе применяют гораздо реже, чем модели, т.к они отображают незначительное количество объектов, изучаемых в профтехучилищах[11,c.60].

     Тренажеры - это устройства, моделирующие реальные условия трудовой деятельности, предназначенные  для формирования профессиональных навыков и умений на основе внутренней обратной связи. Применение тренажеров в учебном процессе резко повышает эффективность обучения, т.к дает возможность создать условия, приближенные к производственным, и подготовить учащихся для работы на промышленном оборудовании. Работа на тренажерах тесно связана с основами теоретических знаний специальных дисциплин и, способствуя их закреплению, развивает логическое мышление и активизирует сенсомоторную деятельность.

     Многолетние наблюдения показали, что при комплексном использовании ТСО в процессе учебной деятельности создаются условия, при которых учащиеся работают с большим подъемом и интересом, в таких условиях внимание поднимается на уровень послепроизвольного.

     Труд, выполняемый на уровне послепроизвольного внимания, увлекает человека своим содержанием и способом выполнения, доставляет наслаждение своеобразностью сплетения физических и интеллектуальных сил. Этим объясняется высокая продуктивность и воспитательная сила такого труда. Все это повышает интерес к избранной профессии[12,c.63].

     Применение  ТСО на уроках обеспечивает внутреннюю готовность учащихся к восприятию новой  информации, мобилизирует их внимание. Сознательная учебная активность учащихся на уроке является важнейшим показателем целесообразности процесса обучения и, следовательно, воспитательного воздействия на учащихся. Само общение с техническими средствами обучения способствует общему развитию учащихся. Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета, возраста, подготовленности учащихся, мастерства преподавателя и комплекса используемых пособий, а также других условий, определяющих ход учебного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Итоговая  рефлексия по формированию методических профессиональных знаний
 
 

     Способность учителя к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег, — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов учителей. Но очень часто руководители школ и методических объединений встречаются с такой ситуацией, когда учитель не может определить свои ограничения, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в методической работе важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность.

     Следует иметь в виду, что количество, содержание и последовательность структурных  элементов урока определяется в зависимости от его цели, исходного уровня знаний и умений учашихся, конкретных условий проведения.

     Организационная часть - основная ее задача - приведение группы в "рабочее состояние": проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест учащихся, создание деловой обстановки. Такая организация первого этапа урока помогает рациональному использованию учебного времени[13,c.117].

     Подготовка  учащихся к изучению учебного материала  включает прежде всего сообщение темы урока. Важной составной частью этого элемента урока является целевая установка учащихся на изучение нового учебного материала. Целевая установка - это не просто объявление учащимся цели урока, записанной в плане. Основное значение ее - стимулирование мотивации активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

     Психологами установлено, что любая деятельность человека протекает более эффективно, если у него имеются сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать  активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, настойчиво продвигаться к намеченной, цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая протекает более успешно, если у учащихся сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Мобилизация сил учащихся происходит не только под влиянием ясно осознаваемой ими необходимости изучения учебного материала, но и в связи с возникновением интереса к нему.

     Специфика специальных и общетехнических предметов создает широкие возможности для стимулирования положительной мотивации учения и развития познавательного интереса учащихся к материалу предстоящего урока. Среди этих методических приемов такие, как создание ситуации новизны технических решений производственных задач на основе знаний, которые учащиеся приобретут на уроке; организация бесед и дискуссий по наиболее рациональному использованию оборудования, оснастки, приспособлений, выполнению технологических процессов, в ходе которых учащиеся убеждаются в недостаточности или неполноте их знаний и осознают необходимость их пополнения, расширения, углубления. Подобные дискуссии могут быть организованы также с целью показа эффекта от практического применения знаний, полученных учащимися.

     Важный элемент подготовки учащихся к освоению учебного материала - актуализация прежних знаний и умений учащихся. Под актуализацией понимается воспроизведение той части изученного материала курса, которая необходима для изучение новой темы, т.е. активизация опорных знаний с целью подготовки к восприятию и усвоению новых [10,c.6]. . Один из наиболее распространенных способов актуализации - повторение основных моментов ранее изученного для установления связей между изученным материалом и тем, что им предстоит узнать. Таким образом, актуализация служит важным средством установления внутрипредметных и межпредметных связей.

     Сообщение учебного материала проводится главным  образом методами устного изложения, включающими рассказ и объяснение. Под рассказом обычно понимается повествовательная форма сообщения учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда изучаемый материал имеет в основном описательный характер и логическую стройность. Объяснение - устное изложение учебного материала, в процессе которого преподаватель применяет различные методы: сравнение, сопоставление, обоснование, вывод закономерностей, решение задач и др. В практике преподавания специальных и общетехнических предметов рассказ и объяснение чаще всего применяются в виде комплексного метода - рассказа-объяснения.

     Большое значение при устном изложении учебного материала имеет правильное использование  наглядных пособий, которые используются главным образом в качестве иллюстраций.

     На  этапе восприятия новых знаний и их осмысления важно правильно подвести учащихся к их обобщениям и систематизации. Под обобщением в психологии и дидактике понимается выделение общего в предметах и явлениях и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Систематизация предполагает мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. Обобщение и систематизация подводят к усвоению знаний. Поэтому все средства управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся должны быть направлены на выявление главного, существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами.

     Контроль  и оценка знаний и умений учащихся является одним из важных структурных  элементов урока. Ближайшее назначение контроля - установить и оценить, что и как учащиеся усваивают, каково их отношение к учебному труду. Однако задача преподавателя не ограничивается только констатацией учебных успехов учащихся. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается своеобразная "обратная связь", дающая возможность управлять мыслительной и практической деятельностью учащихся в ходе обучения. Чем полнее эта связь, тем шире возможности управления процессом обучения. Наиболее распространенным методом контроля знаний является устный опрос - индивидуальный и фронтальный. Индивидуальный опрос связан с большой затратой времени, при этом снижается познавательная активность большинства учащихся группы. Однако от индивидуального опроса отказываться полностью не следует, так как он является важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Для повышения активности учащихся группы в ходе индивидуального опроса следует применять такие методические приемы, как комментирование и дополнение ответов опрашиваемых, параллельный контроль нескольких учащихся, выдача заданий учащимся группы для выполнения их во время опроса, коллективный разбор качества ответов, привлечение учащихся к ответам на частные вопросы по ходу ответа на основной вопрос.

     Успех учебной работы учащихся дома зависит  от того, как прошел урок. Чем основательнее учащиеся усвоили знания и умения на уроке, чем организованнее их самостоятельная работа в классе, тем успешнее и плодотворнее домашняя работа. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия