Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17

Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Результаты  контроля и оценки знаний, навыков  и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся[2,c.33].

     Выделяют  шесть главных целей домашних заданий:

  1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными  письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
  2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
  3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
  4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и  во внеклассной работе.
  5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.
  6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

     Правильно проведённое задание на дом является од ним из условий того, выучит ли ученик урок или нет. Если ученик не уяснил себе, что надо учить и как нужно прорабатывать заданное, как следует использовать карту, имеющиеся в учебнике иллюстрации и т. п., то, конечно, это отразится на его работе и на успеваемости. Нужно не только указать: «прочитать такие-то страницы», «выучить такую-то главу», но и проинструктировать, как читать, на что обратить особенное внимание, как изучаемый текст увязать с ТСО, с иллюстрациями[11,c.53].  
 
 

     3.3. Характеристика средств  обучения, используемых  на занятии 

     К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока.

     Средства  обучения способствуют рациональной организации  самостоятельной работы на уроке  и во внеурочное время, активизации  процесса обучения и его тесной связи  с жизнью.

     Особенно  большое значение они имеют при  ознакомлении учащихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства.

     Независимо  от содержания предмета или профессии  все средства обучения можно подразделить на четыре группы:

    • печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно-технологические карты и контролирующие программы),
    • экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы),
    • звуковые (аудиозаписи),
    • объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы, отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию)[12,c.49].

     Содержание  обучения раскрывается через учебный  план, программу и систему средств  обучения, которая служит основой  для организации и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя (мастера).

     Поэтому обеспечение учебных заведений  средствами обучения имеет немаловажное значение в подготовке квалифицированных  кадров.

     Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой для полного и качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.

     Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет преподавателю (мастеру) решить следующие дидактические задачи:

    • более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов,
    • наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики,
    • лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков,
    • установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.

     Одно  время считалось, что применение технических средств обучения может  радикально изменить всю систему  обучения. Однако, мнение о том, что  ТСО могут заменить преподавателя  и мастера п/о не оправдались.

     Печатные  средства

     Учебники, сборники задач и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию.

     При очной системе обучения учебник  служит средством для самостоятельной  работы учащихся по усвоению знаний, во внеурочное время или на уроке, когда  преподаватель дает задание изучить не очень сложный материал без предварительного объяснения и т.п. особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.

     Преподаватель может использовать учебник в  процессе изложения материала, воспроизводя на экране с помощью эпипроектора рисунок, чертеж, график или текст, если для этого нет других средств обучения. Он может дать учащимся задание по учебнику: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д.

     Большое значение для получения знаний имеет  умение учащихся работать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силами решать определенные технологические задачи, которые  неизбежно встанут перед ними на производстве. Учебные плакаты могут передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, содержать справочный, инструкционный, инструкционно-технологический и другой текстовый материал, сообщения о недоступных для непосредственного наблюдения объектах и процессах. Его можно использовать в сочетании с другими средствами обучения[15,c.41].

     Плакат  должен занимать в кабинете одно из самых удобных мест и быть доступным  для учащихся и преподавателя (мастера). Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономить время на уроке, быстро подавать необходимую информацию. С помощью учебного плаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Учебные плакаты дают возможность организовать коллективную работу с группой, обсуждение их содержания всеми учащимися способствует созданию проблемной ситуации.

     Инструкционная  карта представляет собой руководство, с помощью которого учащиеся самостоятельно могут изучить устройство и действие какого-либо объекта. Ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения. В сочетании с плакатом она является эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, т.к помогает теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.

     Инструкционно-технологическая  карта отличается от инструкционной тем, что служит для организации  продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства. В процессе работы с инструкционной и инструкционно-технологической картами у учащихся появляется большая возможность проявить индивидуальные особенности, а у мастера - оказать конкретную помощь каждому их них.

     Карточки  формулируют задания (задачи), которые  учащиеся должны выполнять на основании  ранее усвоенного материала. Эти  задания иногда носят и проблемный характер. Информация в карточках передается с помощью текста, чертежа, схемы или рисунка. Применение карточек позволяет преподавателю (мастеру) в процессе самостоятельной работы учащихся установить внешнюю обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и осуществлять формами обучения, контроля и управления. Карточки, содержание которых разработано в комплексе с другими средствами обучения, могут служить для закрепления нового материала или контроля ранее изученного. Карточки могут применяться в процессе текущего и игрового контроля.

     Экранные  средства

     Экранные  средства должны быть взаимосвязаны  с другими средствами обучения, применяемыми при изучении данного вопроса  программы. Материал, не связанный непосредственно с программой или темой, если он не имеет специального назначения, в содержание экранных средств включать не следует.

     Диапозитивы могут передавать образную, графическую, схематическую, символическую и  текстовую информацию. Автоматические диапроекторы позволяют сделать это быстро, заменяя один кадр другим, возвращаясь к ранее просмотренному и т.д. Значительные размеры изображения на экране дают возможность детально рассмотреть каждый элемент. Диапозитивы можно использовать на всех этапах урока, определяя оптимальный для данной группы учащихся темп подачи информации и ее последовательность. Диапозитивы применяются для создания на уроке проблемной ситуации, руководства самостоятельной работой, повторения материала и т.д. Они хорошо сочетаются с другими средствами обучения, особенно с записью на магнитной ленте. Воздействую на учащихся эмоционально, диапозитивы играют большую роль в воспитательной работе, помогают расширить кругозор учащихся.

     Компьютерные  презентации используют в качестве источника информации. Зрительный ряд должен дополнять учебник, дублируя рисунок, помещенный в нем, лишь в тех случаях, когда изображение необходимо раскрыть в нескольких кадрах, акцентируя внимание на отдельных деталях. Компьютерные презентации - наиболее удобное средство передачи информации теоретического характера. Целостность, логическая обоснованность информации делают их весьма серьезным средством управления познавательной деятельностью учащихся. Учащиеся во время просмотра могут делать записи в тетради, вычерчивать простые схемы или графики. Преподавателю легче организовать фронтальное обсуждение увиденного.

     Учебные кинофильмы характеризуются прежде всего тем, что передаваемая ими  информация динамична, объекты, явления  и процессы показываются в движении, развитии. При этом динамика объектов и событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов или явлений, помогает сделать содержание более наглядными, упорядочивая факты и выделяя главные аспекты. Учащиеся рассматривают объект в разных ракурсах и планах, сопоставляя увиденное и устанавливая взаимосвязь отдельных элементов с общей структурой предмета изучения[20,c.57].

     В практике обучения часто встречаются  ситуации, когда преподаватель или  мастер не может рассказать, объяснить  то, что можно показать. Учебный кинофильм позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов и установить причинно-следственные связи между ними. Рассматривая предмет в целом, можно одновременно проследить за изменением тех его элементов, которые интересуют нас в настоящий момент, обратить внимание на самое главное и существенное. Кино может показывать не только внешние признаки объекта, ни и его внутреннюю структуру, проникать в глубину происходящих процессов. Большая информационная емкость кинофильма позволяет сократить время на изложение учебного материала и увеличить продолжительность работы по его усвоению. Кинофильмы рекомендуется просвещать четко определенной теме, требующей для демонстрации не более 10 мин. В отдельных случаях можно создавать кинофильмы с целостным построением и временем демонстрации до 30 мин. (обобщающего, исторического, общественно-политического, художественного содержания и т.д.).

Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия