Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17
Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35
Литература…………………………………………
Отбор
и использование учебных
Проектирование учебного
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы.:
Информационно-
Форма
деятельности зависит от применяемого
метода и методических приемов. Например:
беседа, самостоятельная работа, работа
с книгой, просмотр учебного видеофильма
и др.
Способы организации
деятельности определяются исходя
из характера совместной деятельности
преподавателя и учащихся:
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).[16,c.39]
Методическая
цель для каждого занятия подразумевает
создание условий для формирования знаний,
умений и навыков; развития способностей;
воспитания качеств личности и т.д. Если
урок открытый, то методическая цель зависит
от цели приглашения коллег на данный
урок.
3.1.
Поурочное планирование
по теме учебного
занятия
Достижение высоких результатов в подготовке учащихся во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.
Правильное планирование обеспечивает:
Перед планированием следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.
Прежде всего, анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике занятия. При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей[14,c.51].
Проделав подготовительную работу и решив вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.
Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.
Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя и сложности темы. Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовленный урок - основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя. Составление поурочного плана позволяет обеспечить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это достигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обучения. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогической деятельности[12,c.32].
Примерное
содержание плана приводится в таблице
1.
Таблица 1. План занятия
Тема №______ Наименование _____________
|
Поурочное планирование учебной работы помогает достигнуть:
3.2.
Текущий контроль
и домашнее задание
Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.
Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:
В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.
Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.
Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми, как правило в ходе урока.
Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.
Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:
Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.
Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.
Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.
Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка.
Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия