Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17

Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного  учебного процесса, позволяя не противопоставлять  «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика  индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания[22,c.5].  

       Проектирование учебного процесса  в этих условиях означает:

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,
  • отбор учебного материала,
  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся),
  • прогнозирование возможных действий детей.

     Проектируя  учебные ситуации необходимо иметь  в виду, что они строятся с учетом:

  • возраст учащегося (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфика учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в естественнонаучной/обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
 
     
    1.  Разработка дидактической структуры занятия
 

     Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

  • Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.
  • Формирование новых понятий и способов действий.
  • Применение понятий и способов действий.

     Наиболее  эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит  от целей и типа занятия).

     Дидактические методы.:

     Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

     Форма   деятельности зависит   от   применяемого   метода   и   методических приемов.    Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.  
Способы организации деятельности определяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся:

  • Фронтальный.
  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Коллективный.

     Цели  образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).[16,c.39]

     Методическая  цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методическое  и информационно  – предметное обеспечение  учебного занятия

    3.1. Поурочное планирование  по теме учебного  занятия 

     Достижение высоких результатов в подготовке учащихся во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.

     Правильное  планирование обеспечивает:

  • необходимое направление, структуру и качество обучения;
  • рациональное распределение времени на темы учебного материала;
  • логичную организацию практических навыков и умений;
  • продуманное использование учебных пособий, технических средств обучения и оборудования.

     Перед планированием следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.

     Прежде  всего, анализируются действующие  образовательные программы и учебные издания, далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике занятия. При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей[14,c.51].

     Проделав  подготовительную работу и решив  вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.

  • При составлении планов следует учитывать:
  • общую продолжительность курса;
  • организацию подачи материала (от простого к сложному, объединение связанных между собой вопросов и т. д.);
  • время, отводимое для изучения каждой темы;
  • время,   необходимое  для  повторения,   закрепления  и  систематизации  знаний,   навыков  и  умений;
  • уровень подготовки обучаемых и сложность тем при определении вида занятия;
  • методы оценки.

     Планирование  обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и  поурочном.

    Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя и сложности темы. Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовленный урок - основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя. Составление поурочного плана позволяет обеспечить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это достигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обучения. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогической деятельности[12,c.32].

     Примерное содержание плана приводится в таблице 1.  
 
 
 

Таблица 1. План занятия

Тема №______ Наименование _____________

  Этапы занятия и изложение  материала
Занятия Основное содержание занятия Что повторить Дополнительные  вопросы Изложение нового материала
  Цели:
  1. Учебная
  2. Развивающая
  3. Воспитательная

Форма занятия 

Метод проведения

1. Опрос учащихся

1.1

1.2

1.3

1.4

2. Опрос программированный  работа по карточкам заданиям  (машинный опрос)

3.Проверка знаний  по индивидуальным заданиям 

4. Самостоятельная  работа (карточки задания) 

5. Анализ ответов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Работает часть  группы не задействованная при опросе

1. .................

2. .................

3. .................

4. .................

     Поурочное планирование учебной работы помогает достигнуть:

  1. Планирования учебного процесса на календарный отрезок времени, на дисциплину в целом.
  2. Повышения научного уровня преподавания.
  3. Взаимосвязи теоретического и производственного обучения, с жизнью, с производственным опытом студентов.
  4. Межпредметной связи, согласования сроков прохождения учебного материала.
  5. Повышения уровня самостоятельной работы студентов.
  6. Широкого использования разработанных форм и методов учебной работы.
  7. Сочетания групповой и индивидуальной работы студентов на занятиях.
  8. Осуществления контроля за выполнением программного материала.
  9. Рационального применения технических средств обучения.

     3.2. Текущий контроль  и домашнее задание 

     Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.

     Главными  требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:

  • обстоятельность и глубина;
  • систематичность и объективность;
  • сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.

     В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.

     Во  время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.

     Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми, как правило в ходе урока.

     Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.

     Итоговые  проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:

  • вопросы для текущего контроля знаний;
  • тесты;
  • проверочные работы;
  • контрольные работы;
  • зачеты и экзамены[19,c.61].

     Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.

     Оценка  приобретенных практических навыков

     Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.

     Оценка  практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.

     Во  время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка.

     Проверку  практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

  • обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);
  • во время демонстрации приема обучаемым убедитесь в правильности выполнения каждого этапа;
  • если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше;
  • если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку;
  • если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий;
  • если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу же произведите повторную проверку.

Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия