Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17

Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      
       Структурно – логическая схема учебного занятия "Распространение радиоволн"  представлена в Приложении 1.  

     1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний 

     Опорные конспекты (ОК) – это компактное отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

     Назначение  ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное  представление об учебном материале  в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты[15,c.42].

     Основные  требования к ОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения  и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

     Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой  форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу.

     Учитель строит ОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника.

     Визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта[10,c.7].

     Опорный конспект и визуальные формы изложения  материала представлены в Приложении 2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Моделирование учебного занятия

    1. Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии
 

     Основными видами учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебно-познавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности.

Таблица 1.  Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды  учебно-познавательной

деятельности

Предметы  видов 

учебно-познавательной деятельности

Наблюдение  Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них 
Эксперимент Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них
Работа  с книгой Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной  и научно-популярной литературе
Систематизация  знаний Существенные  связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний
Решение познавательных задач (проблем) Комплексная разнообразная  информация познавательного характера 
Построение  графиков Закономерные  связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

     Кроме них, учащиеся являются субъектами многих других достаточно важных видов деятельности учебно-познавательной направленности, то есть обеспечивающих получение учениками новых для них знаний, умений и навыков, овладение ими способами деятельности и их развитие.

     При изучении материала по физике на учебных занятиях могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

     I - виды деятельности  со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой;
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Вывод и доказательство формул.
  8. Анализ формул.
  9. Программирование.
  10. Решение текстовых количественных и качественных задач.
  11. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  12. Систематизация учебного материала.
  13. Редактирование программ.

     II - виды деятельности  на основе восприятия  элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

     III - виды деятельности  с практической (опытной)  основой:

  1. Работа с кинематическими схемами.
  2. Решение экспериментальных задач.
  3. Работа с раздаточным материалом.
  4. Сбор и классификация коллекционного материала.
  5. Сборка электрических цепей.
  6. Измерение величин.
  7. Постановка опытов для демонстрации классу.
  8. Постановка фронтальных опытов.
  9. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  10. Выполнение работ практикума.
  11. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  12. Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  13. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
  14. Разработка новых вариантов опыта.
  15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  16. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
  17. Проведение исследовательского эксперимента.
  18. Моделирование и конструирование[11,c.45].
 

     Нужно отметить, что разделение всех приведенных  в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак - источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе - образ, зрительное ощущение; в третьей группе - практическое действие.

     Иными словами, можно условно определить виды деятельности первой группы как  работа с текстом; виды деятельности второй группы - наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей  группы - выполнение различных практических работ. То есть можно все многообразие свести к выделенным нами основным видам учебно-познавательной деятельности.

     Перед учителем, преподавателем встает задача научить учащихся выполнению каждого  вида учебно-познавательной деятельности, сформировать у них умения планировать и рационально организовывать свою деятельность. От того, как хорошо учащиеся владеют различными видами деятельности, как хорошо умеют применять их для получения новых знаний, в значительной мере зависит их познавательная активность, а также познавательные интересы и потребности, развитие в целом[6,c.63].

     Уровни  принятия решения  о выборе методов  обучения

     1-й  - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

     2-й  - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного  материала,  но делает он это стихийно, допуская  просчеты  и  ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

     3-й  - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

     Методы  обучения являются инструментом развития учащихся, если:

     •       способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а 
также умений переносить их в новые ситуации;

     •       формируют у учащихся потребность в новом знании;                                                                          

     •       направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

     •       ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

     •       обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;

     •       содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

     •       создают оптимальные условия для активной мыслительной 
деятельности каждого ученика.

     Методы  обучения на уроке  должны соответствовать:

     •       задачам урока;

     •       характеру и содержанию учебного материала;

     •       уровню ЗУН учащихся;

     •       материальному обеспечению урока;

     •       личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;

     •       индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

     •       бюджету времени[19,c.32].  
 
 

     
    1. Проектирование  методических приемов  учебных ситуаций
 

     Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия