Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     1.                Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
     2.                Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
     3.                Выявить методы и формы обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3 
Постановка  дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2.  Моделирование структуры содержания  по теме занятия…………………6
1.3. Разработка  структурно – логической схемы  учебного элемента, как основы  его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление  опорного конспекта и визуальных  форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10 
2.    Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор  и обоснование метода учебно  – познавательной деятельности  на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17
 
Методическое  и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное  планирование по теме учебного  занятия………….………….19
3.2. Текущий  контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика  средств обучения, используемых на занятии…………..26 
Итоговая  рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35
 
Литература…………………………………………
      
       
Структурно – логическая 
схема учебного занятия "Распространение 
радиоволн"  представлена в Приложении 
1.  
     1.4. 
Составление опорного 
конспекта и визуальных 
форм предметных знаний 
Опорные конспекты (ОК) – это компактное отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты[15,c.42].
Основные требования к ОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу.
Учитель строит ОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника.
Визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта[10,c.7].
     Опорный 
конспект и визуальные формы изложения 
материала представлены в Приложении 
2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Моделирование учебного занятия
Основными видами учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебно-познавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности.
Таблица 1. Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
  | 
Кроме них, учащиеся являются субъектами многих других достаточно важных видов деятельности учебно-познавательной направленности, то есть обеспечивающих получение учениками новых для них знаний, умений и навыков, овладение ими способами деятельности и их развитие.
При изучении материала по физике на учебных занятиях могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Нужно отметить, что разделение всех приведенных в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак - источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе - образ, зрительное ощущение; в третьей группе - практическое действие.
Иными словами, можно условно определить виды деятельности первой группы как работа с текстом; виды деятельности второй группы - наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы - выполнение различных практических работ. То есть можно все многообразие свести к выделенным нами основным видам учебно-познавательной деятельности.
Перед учителем, преподавателем встает задача научить учащихся выполнению каждого вида учебно-познавательной деятельности, сформировать у них умения планировать и рационально организовывать свою деятельность. От того, как хорошо учащиеся владеют различными видами деятельности, как хорошо умеют применять их для получения новых знаний, в значительной мере зависит их познавательная активность, а также познавательные интересы и потребности, развитие в целом[6,c.63].
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
     •       
способствуют приобретению школьниками 
прочных ЗУН, а 
также умений переносить их в новые ситуации;
     •       
формируют у учащихся потребность в новом 
знании;                       
• направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
• ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
• обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;
• содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;
     •       
создают оптимальные условия для активной 
мыслительной 
деятельности каждого ученика.
Методы обучения на уроке должны соответствовать:
• задачам урока;
• характеру и содержанию учебного материала;
• уровню ЗУН учащихся;
• материальному обеспечению урока;
• личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;
• индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
     •       
бюджету времени[19,c.32].  
 
 
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия