Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.
2. Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».
3. Выявить методы и формы обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Постановка дидактической задачи………………………………………..5
Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5
1.2. Моделирование структуры содержания по теме занятия…………………6
1.3. Разработка структурно – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания……………………………………………8
1.4. Составление опорного конспекта и визуальных форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10
2. Моделирование учебного занятия…………………………………………12
2.1.Выбор и обоснование метода учебно – познавательной деятельности на занятии……………………………………………………………………………12
Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
Разработка дидактической структуры занятия………………………….17

Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19
3.1. Поурочное планирование по теме учебного занятия………….………….19
3.2. Текущий контроль и домашнее задание…………………………………..22
3.3. Характеристика средств обучения, используемых на занятии…………..26
Итоговая рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 

  1. Постановка  дидактической задачи………………………………………..5
    1. Диагностическая постановка основных и промежуточных целей занятия……………………………………………………………………………..5

1.2.  Моделирование структуры содержания  по теме занятия…………………6

1.3. Разработка  структурно – логической схемы  учебного элемента, как основы  его понятийного содержания……………………………………………8

1.4. Составление  опорного конспекта и визуальных  форм предметных знаний…………………………………………………………………………….10 

2.    Моделирование учебного занятия…………………………………………12

2.1.Выбор  и обоснование метода учебно  – познавательной деятельности  на занятии……………………………………………………………………………12

    1. Проектирование методических приемов учебных ситуаций…………..15
    2. Разработка дидактической структуры занятия………………………….17
 
  1. Методическое  и информационно – предметное обеспечение учебного занятия……………………………………………………………………………19

3.1. Поурочное  планирование по теме учебного  занятия………….………….19

3.2. Текущий  контроль и домашнее задание…………………………………..22

3.3. Характеристика  средств обучения, используемых на занятии…………..26 

  1. Итоговая  рефлексия по формированию методических профессиональных знаний……………………………………………………...35
 

Литература……………………………………………………………………….39 

     Введение 

     Технические дисциплины отличаются тем, что при  их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет наряду с  традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование технических процессов, анимации, персональный компьютер,  которые способствуют созданию на уроках наглядных образов на уровне сущности,  межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся начальных и средних профессиональных училищ, лицеев и колледжей[14,c.44]. 

     Педагогическая  деятельность учителя технологии предполагает не выполнение инженерных расчетов, а  применение технических задач в  процессе обучения для развития технологических, проектно-конструкторских умений и навыков учащихся, творческого мышления, развития интереса к технике, подготовки к осуществлению проектной деятельности. При этом необходимо обладать способностью преобразовывать материал, переводить его на доступный учащимся уровень, подбирать и составлять технические задачи, проектные задания и т.п. Поэтому одной из важных составляющих профессиональной подготовки учителя (в отличие от инженера) является методическая подготовка, т.е. формирование умений будущего специалиста осуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету.

     Целью курсовой работы является проектирование методического и информационного предметного обеспечения учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн».

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1.                Изучить и проанализировать литературу по теме «Общие сведения о распространении радиоволн», а так же изучить особенности методики преподавания технических дисциплин.

     2.                Изучить структуру, функции и элементы методики преподавания учебного занятия «Общие сведения о распространении радиоволн».

     3.                Выявить методы и формы обучения.

     4.                Разработать план-конспект учебного занятия по теме «Общие сведения о распространении радиоволн» и дидактическое сопровождение учебного занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Постановка дидактической задачи 

    1. Диагностическая постановка основных и промежуточных  целей занятия
 

     Для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, то есть определять их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может измерить и оценить.

     Учебное занятие "Распространение радиоволн" создает необходимую теоретическую  базу для изучения механизмов распространения радиоволн различных диапазонов.

     Учебное занятие "Распространение радиоволн" является одним из завершающих разделов блока радиофизических дисциплин. Он базируется на знаниях, приобретенных  на занятиях "Электродинамика", "Теория волновых процессов". 
    Цель учебного занятия "Распространение радиоволн"  - сформировать понятие о составе и строении атмосферы, о физическом процессе распространения электромагнитных волн в околоземном пространстве, о свойствах радиоволн.

     В результате студенты должны знать:

  • основные данные составе и строении атмосферы;
  • особенности распространения радиоволн различных диапазонов вдоль земной поверхности;
  • физические свойства радиоволн.

     Полученные  знания должны способствовать умению:

  • наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;
  • выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы
  • выполнять расчеты электромагнитных полей;
 

1.2.  Моделирование структуры  содержания по  теме занятия 

     В “Педагогическом энциклопедическом словаре” выделяются два аспекта моделирования в обучении:

  1. моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить;
  2. моделирование как учебное действие, средство обучения.

       В последние годы разрабатываются  принципы учебного моделирования,  использующего графические модели  в деятельности как преподавателя, так и обучаемых. Технология надежна, если она представлена в модели. Данная модель должна иметь прогноз для будущего развития ученика, поэтому сама технология обучения определяется сроком действия, а также предполагает и другие варианты технологий для достижения целей обучения.

     Для составления моделей применяют  различные виды анализа. Этот анализ помогает перебрать все возможные  варианты технологий и выбрать наиболее приемлемую. Здесь учитель составляет структуру учебных элементов (процедур). Эти элементы при сцеплении составляют блоки технологии [11,c.32].

     Учебные элементы по информационной значимости могут образовать следующие типы:

1. Информационные - где предъявляется новая информация.

2. Проблемные – где учащиеся находят информацию сами.

3. Обобщающие – где информация закрепляется.

4.Контрольные - информация оценивается. 

            Технологии имеют свою базовую структуру:

     1. Блок входа.

     2. Блок повторного обобщения.

     3. Теоретический блок.

     4. Практический блок.

     5. Блок выхода.

           Для слабых учеников целесообразно применять полный вариант технологий в котором каждый блок имеет внутренние элементы которые рассматривает и дополняет основной блок.

             Сокращенный вариант технологии содержит только основные базовые блоки, а также часто применяет проблемный блок[4,c.66].

        Углубленный вариант отличается от сокращенного, тем что усиливает теоретический блок и предназначается для наиболее сильных учащихся.

               Под структурой понимается соотношение его различных частей в их строгой последовательности и взаимосвязи.

       Структура учебного занятия "Распространение радиоволн" 

  1. Начало учебного занятия "Распространение радиоволн". Его назначение – подготовить учащихся к занятиям, сформулировать цель, дать установку. Началом урока может быть приветствие, запись на доске даты и темы учебного занятия "Распространение радиоволн".
  2. Вступительная беседа призвана создать атмосферу общения и подготовить переход к основной части учебного занятия.  
    В заключении формулируется цель учебного занятия, дается установка на него.
  3. Центральная часть учебного занятия "Распространение радиоволн" включает объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, работу с текстом и др.

     Объяснение нового материала может иметь индуктивный характер (от наблюдений над фактами преподаватель подводит учащихся к выводу в виде правила, закономерности) и дедуктивный (сначала дается правило, которое затем подкрепляется примерами).

    1. учитель использует для объяснения таблицы, схемы.
    2. учитель использует контекст.

     Закрепление нового материала – наиболее ответственная часть учебного занятия "Распространение радиоволн", т.к. в результате тренировки формируются навыки, обеспечивающие безошибочное применение усвоенных знаний.  Практика как этап урока направлена на то, чтобы добиться применения усвоенного материала в различных ситуациях. В результате практики учащиеся овладевают умениями, а для их формирования используются упражнения [13,c.62].

     Центральная часть учебного занятия посвящена раскрытию темы "Распространение радиоволн".

     Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов учебного занятия "Распространение радиоволн", контроль, оценку работы, задание на дом. 

      

1.3. Разработка структурно  – логической схемы учебного элемента, как основы его понятийного содержания

     Структурно-логические схемы помогают при решении одной из задач учения: организации учебной информации в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в развернутом виде.

     Деятельность  учащихся на занятиях организуется через  процедуру структурирования информации посредством основных инструментов познания: умения анализировать и  синтезировать, сравнивать, обобщение и классификация, определение понятий и т.д. [3,c.88].

     Структурно-логические схемы являются одним из средств  наглядных методов обучения.

     Таблица 1. Влияние структурно-логических схем на педагога и ученика [1, 3, 4].

Назначение структурно-логической схемы
  • Представления знаний в виде семантической сети;
  • Облегчение процесс формирования у учащихся экономических понятий;
  • Систематизация знаний учащихся;
  • Диагностика уровня подготовки по данной конкретной теме и ликвидация пробелов этих знаний;
  • Интенсификация учебного труда;
  • Увеличение объёма самостоятельной работы на уроке;
  • Реализация индивидуально-творческого подхода;
  • Развитие у обучающихся логического мышления, коммуникационной компетентности.
Функции педагога
  • Определение оптимального объёма структурно-логической схемы;
  • Подготовка схемы (возможно совместно с обучающимися);
  • Выбор оптимальной методики применения схем
Функции ученика
  • Осмысление;
  • Восприятие;
  • Формулировка выводов.
Условия успешного применения
  • Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • Обеспечение каждого учащегося раздаточным материалом;
  • Точная согласованность с содержанием изучаемого материала;
  • Привлечение учащихся к нахождению желаемой информации в схеме;
  • Сочетание с другими методами обучения.

Информация о работе Методическое и информационно – предметное обеспечение учебного занятия