Информационное обеспечение выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Информационное обеспечение выборов депутатов Законодательного Собрания включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Файлы: 1 файл

информационное обеспечение выборов.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Введение. 
 

 Информационное  обеспечение выборов депутатов  Законодательного Собрания включает  в себя информирование избирателей  и предвыборную агитацию, способствует  осознанному волеизъявлению избирателей,  гласности выборов.

 Информирование  избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением. Органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших краевые списки кандидатов.

 Содержание  информационных материалов, размещаемых  в средствах массовой информации  или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным,  не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

 Информирование  избирателей, в том числе через  средства массовой информации, о  подготовке и проведении выборов  депутатов Законодательного Собрания, сроках и порядке совершения  избирательных действий, об избирательных объединениях, о кандидатах, краевых списках кандидатов, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах осуществляют избирательные комиссии.

 Организации,  осуществляющие выпуск средств  массовой информации, свободны в  своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, избирательными объединениями. В них не должно отдаваться предпочтение, какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

 Журналист,  иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Законодательного Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания. За исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

 В  день голосования до момента  окончания голосования на территории  соответствующего избирательного округа запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет).

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов  общественного мнения, связанных  с выборами депутатов Законодательного Собрания, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, территорию, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Законодательного Собрания, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственность  за опубликование агитматериалов. 

 Публикация агитационных материалов, содержащих клевету, оскорбление, причиняющих моральный вред, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию того или иного гражданина (граждан), является основанием для разных видов ответственности.

Клевета является преступлением, состав которого предусмотрен ст. 129 УК. В данном случае основанием для привлечения к ответственности является заведомый характер деяния. Если агитационный материал содержит клевету и главный редактор знает об этом, он, как указывалось выше, вправе отказать в публикации материала. Если же публикация состоялась, то при наличии вины к ответственности будет привлечен и главный редактор.

В соответствии со ст. 151 ГК может быть подан иск о компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 152 - иск в защиту чести, достоинства и деловой репутации. При этом в качестве ответчиков могут быть привлечены как автор опубликованных материалов, так и редакция средства массовой информации. Указанные иски могут быть поданы самостоятельно, вне рамок уголовного процесса по делам о клевете или оскорблении. В связи этим, учитывая, что согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях кандидат, избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, в договоре на предоставление эфирного времени, печатной площади рекомендуется предусмотреть последствия возложения гражданско-правовой ответственности в порядке ст. 151 и 152 ГК в связи с публикацией агитационных материалов. 
 
 
 
 
 
 

Ответственность за распространение недостоверной информации в период проведения предвыборной агитации. 
 

Федеральный закон об основных гарантиях не содержит требования достоверности по отношению к агитационным материалам. Вместе с тем, в случае если распространение недостоверной информации наносит ущерб иным лицам, защита их прав может осуществляться на основании ст. 129, 130 УК, ст. 151, 152 ГК.

В течение 2002-2003 годов, весь блок избирательного законодательства был полностью обновлен. Это обусловлено необходимостью усиления роли и ответственности политических партий в избирательном процессе, а также необходимостью устранения негативных явлений, выявленных практикой проведения выборов. Вступил в силу Федеральный закон от 4 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий:

    административную ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5, 5.10, 5.11, 5.13 КоАП);

    уголовную ответственность за оказание незаконной материальной поддержки избирательной  кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам (ст. 141.1 УК). Уголовная ответственность возникает в случае, если размер подобной поддержки превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока соответственно. Если размер незаконной поддержки составит менее одной десятой от предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, то возникает основание для привлечения к административной ответственности (ст. 5.20 КоАП).

Внесенные в Закон о СМИ дополнения предусматривают меры государственно-правовой ответственности за систематическое в ходе одной избирательной кампании нарушение требований к информационному обеспечению выборов со стороны организаций, ответственных за выпуск средств массовой информации. Новая статья 161 Закона о СМИ предусматривает возможность приостановления в судебном порядке выпуска средства массовой информации в случае, если организация, его выпускающая, после вступления в силу решения суда о наложении на нее или на ее главного редактора административного наказания по ст. 5.5, 5.10, 5.11 или 5.13 КоАП вновь нарушит требования закона, и это нарушение может повлечь повторное привлечение к административной ответственности.

Правом  на обращение в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ наделено исключительно Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основанием  для обращения МПТР России в суд  может служить обращение ЦИК  России. Кроме того, в отношении  СМИ, чья продукция распространяется в пределах субъекта Российской Федерации, обращение может последовать и со стороны избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации.

Агитационная  деятельность, в том числе осуществляемая на телевидении и радио, может  проводиться с привлечением лиц, высказывания или действия которых способствуют избранию того или иного кандидата, содержать призывы голосовать за него. Категории лиц, которые не могут привлекаться к агитации, установлены ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях (лица, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования; лица, замещающие государственные должности категории «А» и выборные муниципальные должности и т.д.). Эти ограничения, установленные законом, должны соблюдаться. В остальном кандидат свободен, привлекать третьих лиц к участию в агитации за него. То же относится и к флагам, плакатам, символике, демонстрируемым кандидатом в эфире. Однако для того чтобы привлечение третьих лиц и использование визуальных агитационных материалов в эфире не было неожиданностью для организации телерадиовещания, представляется разумным оговаривать конкретные формы агитационных мероприятий в эфире, их участников в договоре между кандидатом и организацией, предоставляющей ему эфирное время, который обязательно должен заключаться в силу п. 11 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Порядок расчетов за эфирное время. 

В п. 3 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов установлен порядок расчета объема эфирного времени, предоставляемого в субъекте Российской Федерации региональной государственной организацией телерадиовещания региональной группе кандидатов. Для исчисления закон берет объем за основу эфирного времени, предоставляемого в данном субъекте Российской Федерации кандидату, зарегистрированному по одномандатному округу.

Например, в субъекте Российской Федерации  два одномандатных избирательных  округа, в каждом из которых зарегистрировано по 10 кандидатов, т.е. в субъекте всего 20 кандидатов-одномандатников. Кроме того, ЦИК России зарегистрировала 10 федеральных списков кандидатов, каждый из которых имеет региональную группу, включающую в себя данный субъект Российской Федерации, т.е. в субъекте Российской Федерации 10 региональных групп кандидатов. Поскольку в субъекте Российской Федерации два одномандатных избирательных округа, то эти 10 региональных групп кандидатов должны получить эфирное время в объеме, равном объему, предоставляемому двадцати кандидатам.

Таким образом, общий объем эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания, должен быть разделен между 40 условными «кандидатами». Если, например, этот объем за весь период предоставления бесплатного эфирного времени составляет 10 часов (600 минут), то 600 следует разделить на 40; 600 минут разделить на 40 «кандидатов» равно 15 минутам на одного кандидата. А поскольку, как говорилось выше, в субъекте Российской Федерации два округа, каждая региональная группа как два «кандидата» получит по 30 минут бесплатного эфирного времени.

Оплата  эфирного времени производится из соответствующих избирательных фондов, так как согласно п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной агитации оплачиваются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Согласно  п. 16 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов бесплатное или платное эфирное время для проведения предвыборной агитации предоставляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещании и кандидатом, политической партией, избирательным блоком до предоставления эфирного времени.

В качестве условия предоставления бесплатного  эфирного времени в договоре должна быть указана стоимость предоставленного бесплатного эфирного времени (исходя из опубликованных организацией телерадиовещания расценок). В договоре должно быть предусмотрено обязательство политической партии, избирательного блока возместить указанную стоимость, если политическая партия, избирательный блок по итогам голосования получат менее 2 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или данная политическая партия, избирательный блок не будут допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

В договорах  о предоставлении платного эфирного времени обязательно должны быть указаны: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ, и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

В п. 19 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов предусмотрено, что эфирное время должно быть оплачено в полном объеме до его предоставления кандидату, политической партии, избирательному блоку. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком не позднее, чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

Информация о работе Информационное обеспечение выборов