Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР
Объект: дети с ЗПР подготовительной группы
Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР
Задачи:
1.Выявить основные подходы к проблеме изучения особенностей детей с ЗПР
2.Изучить диагностику трудностей обучения при ЗПР
3.Проанализировать типовую программу коррекционного обучения детей с ЗПР
4.Определить методы интеграции детей с ЗПР
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе. …………………………………………………………………………...5
2. Диагностика трудностей обучения при задержке психического развития. Индивидуализация и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18
3.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа)…………………22
4. Понятие об интеграции. Виды интеграции ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Поэтому учителю, прежде чем проводить коррекционную работу важно знать особенности детей с ЗПР.
Во-первых, ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх и отказ играть.
Во-вторых, не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно - практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребёнок долго не может освоить свёрнутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности,
быстрая утомляемость, объём и темп работы
ниже, чем у нормального ребёнка. Для них
недоступно обучение по программе массовой
школы, усвоение которой не соответствует
темпу их индивидуального развития. В
массовой школе такой ребёнок впервые
начинает осознавать свою несостоятельность
как ученика, у него возникает чувство
неуверенности в себе, страх перед наказанием
и уход в более доступную деятельность.
Успешное
овладение знаниями и навыками может происходить
при достаточно высоком уровне внимания.
Внимание же детей с ЗПР характеризуется:
•
неустойчивостью;
•
большой отвлекаемостью;
• недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия. Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире говорят, о сравнительно низком уровне развития восприятия. Это нельзя отнести только за счёт бедности опыта, хотя и сама эта бедность обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений.
Существенным недостатком восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств. Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска, если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сплошного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.
У детей с ЗПР есть недостатки и в мыслительной деятельности. Это отчётливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач; в овладении навыками письма и чтения.
По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают находить на дошкольников - «почемучек» - они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных.
У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Очень отчетливо видна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности у детей с ЗПР, это проявляется при решении наглядно-практических задач типа головоломок.
Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагирование.
Анализ объектов у детей с ЗПР отличается
меньшей полнотой и недостаточной точностью.
В результате этого дети с ЗПР выделяют
почти в два раза меньше предметов из окружающей
действительности, чем нормальные дети
такого же возраста.
На первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, т.к. на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети. Учитель должен помнить о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти и активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР. Такая активизация может достигаться различными путями, в том числе: посредством усиления мотивации: путем сосредоточения внимания учащихся на задании.
С возрастом все большую роль в процессе
учения начинает играть произвольная
память, которая становится целенаправленной
и сознательно регулирует деятельностью
по запечатлению, сохранению и воспроизведению
необходимой информации. Продуктивность
произвольной памяти зависит от активности
ребёнка при воспроизведении. Внутреннее
напряжение, усилие, стремление припомнить
отчётливо проявляются у нормальных детей.
Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР
Свойственные им особенности: импульсивность,
расторможенность, повышенная двигательная
активность, медлительность, вялость.
Готовность к школьному обучению включает в себя определённый уровень речевого развития: правильное звукопроизношение; способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя.
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны:
• недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [ р ] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
• недостаточная сформированность фонетического слуха и фонетического восприятия;
• недостаточность
межанализаторного
• недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями;
• нарушение логического построения связанных высказываний. В письменной речи дети с ЗПР делает специфические ошибки, которые можно подразделить на группы, учитывая причины их возникновения:
• отражающие несформированность фонематического слуха;
•
связанные с недоразвитием
• вызванные
недостаточным развитием
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.
Специалисты отмечают клиническое разнообразие ЗПР и её прогностическую неоднородность. При этом подчеркивается, что стойкость ЗПР различна в зависимости от того лежит ли в её основе эмоциональная незрелость, низкий психический тонус, либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния (Т.А. Власова, К. С. Лебединская, М.Н. Певзнер).
Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети) длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей. ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы). По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью. Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.
На основе этого К.С.Лебединской была предложена классификация ЗПР. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
• конституционного происхождения;
• соматогенного происхождения;
• психогенного происхождения;
•
церебрастенического происхождения.
I .Задержка
психического развития
конституционного
происхождения.
При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью
мотивационной
сферы и личности в целом, наблюдается
преобладание игровых интересов. Дети
такого варианта не могут обучаться
наравне со своими сверстниками в
общеобразовательных школах, им требуется
специальное обучение в условиях коррекционного
класса, но часть таких детей в течение
начальной школы могут догнать своих сверстников
и в дальнейшем обучаться со всеми.
II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце);
• детскими неврозами;
•
астенией.
Всё это
может привести к снижению психического
тонуса, нередко имеет место и
задержка эмоционального развития - соматогенный
инфантилизм, обусловленный рядом
невротических наслоений - неуверенностью,
боязливостью, связанными с ощущением
своей физической неполноценностью, а
иногда вызванными режимом запретов и
ограничений, в котором находится соматически
ослабленный или больной ребёнок. Такие
дети - «домашние», в результате чего круг
общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются
межличностные отношения. Родители уделяют
им больше внимания, ограждают от всех
бытовых неурядиц, и это всё влияет больше
на его состояние, чем сама болезнь. Вот
почему нельзя внушать ребёнку мысль о
его абсолютной безнадёжности и ставить
его в соответствующие условия. Такие
дети требуют санаторных условий, отдыха,
сна, правильного режима питания, медикаментозного
лечения. Прогноз таких детей зависит
от их состояния здоровья.
III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка.
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие,
длительно действующие и оказывающие
травмирующее влияние на психику ребёнка,
могут привести к стойким сдвигам его
нервно-психической сферы, нарушения сначала
вегетативных функций, а затем и психических,
в первую очередь эмоционального развития.
IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.
Информация о работе Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости