Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР
Объект: дети с ЗПР подготовительной группы
Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР
Задачи:
1.Выявить основные подходы к проблеме изучения особенностей детей с ЗПР
2.Изучить диагностику трудностей обучения при ЗПР
3.Проанализировать типовую программу коррекционного обучения детей с ЗПР
4.Определить методы интеграции детей с ЗПР
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе. …………………………………………………………………………...5
2. Диагностика трудностей обучения при задержке психического развития. Индивидуализация и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18
3.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа)…………………22
4. Понятие об интеграции. Виды интеграции ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.
Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевого незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.
Обучение этих детей в массовой школе
представляется весьма затруднительным,
отнести их к группе ЗПР спорно, иногда
их оценивают как «группу риска». В то
же время незнание нейрофизиологических
механизмов, обусловливающих трудности
в обучении этих детей.
2.
Диагностика трудностей
обучения при задержке
психического развития.
Индивидуализация и
дифференциация заданий
для детей с задержкой
психического развития.
Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И. А. Юркова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О. Монкявичене и другие).
На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, олигофрении, мутизма и задержки психического развития.
1. Для
нарушений познавательной
2. У детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
3. Для
развития всех форм
4. Также страдают такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, и другие.
5. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
6. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.
7. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.
8. Для
детей с ЗПР характерна
10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.
11. В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не отмечается грубых органических проявлений. Однако и у детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.
12. Патологическая
наследственная отягощенность
Иногда
приходится дифференцировать задержку
психического развития и легкую степень
органической деменции. При ЗПР нет такой
разлаженности деятельности, личностного
распада, грубой некритичности и полного
выпадения функций, которые отмечаются
у детей с органической деменцией, что
и является дифференциальным признаком.
Особые трудности представляет разграничение задержки психического развития и тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии). Эти трудности обусловлены тем, что при обоих состояниях имеются похожие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — ) речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека. Кроме того, они в своем развитии неразрывно связаны между собой. Еще в трудах Л. С. Выготского при указании на возраст 2,5 — 3 года говорится, что именно в этот период «речь становится осмысленной, а мышление — речевым». Поэтому, если патогенный фактор воздействует в эти сроки, он всегда затрагивает обе названные сферы познавательной деятельности ребенка. Но и на ранних стадиях развития ребенка первичное поражение может задержать или нарушить ход становления познавательной деятельности в целом.
Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией, в отличие от ребенка с ЗПР, отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм. Кроме того, нужно помнить, что при моторной алалии более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены. Коммуникативные трудности у ребен- ка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса (Е. М. Мастюкова, 1997).
Сложности
для диагностики представляет разграничение
ЗПР и аутизма. У ребенка с
ранним детским аутизмом (РДА), как
правило, нарушены все формы довербального,
невербального и вербального общения.
От ребенка с ЗПР такой малыш отличается
маловыразительной мимикой, отсутствием
зрительного контакта («глаза в глаза»)
с собеседником, чрезмерной пугливостью
и страхом новизны. Кроме того, в действиях
детей с РДА наблюдается патологическое
застревание на стереотипных движениях,
отказ от действий с игрушками, неготовность
к сотрудничеству со взрослыми и детьми.
3.Типовая
программа коррекционного
обучения детей
с задержкой психического
развития (подготовительная
к школе группа)
Цель программы — подготовить детей с ЗПР к обучению к школе. Решаются задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения), речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об окружающем мире.
Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в последствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), а при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.
Предлагаемый проект программы рассчитан только для обучения на занятиях. Воспитание в повседневной жизни осуществляется по программе подготовительной к школе группы детского сада общего типа.
Содержание программы ориентировано на старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Первоначальное обучение грамоте
2. Ознакомление с окружающим миром развитие речи
3. Развитие
элементарных математических
4. Трудовое воспитание
5. Изобразительное искусство
6. Ритмика
Занятия с детьми проводятся педагогами-дефектологами. Воспитателями и музыкальными руководителем. Продолжительность занятий в начале года — 25 минут, в конце года — 35 минут.
Первоначально обучение грамоте детей с ЗПР предусматривает:
- уточнение
и обогащение словарного
- развитие
связной речи: формирование и
совершенствование
- формирование
приемов умственной
Перед обучением труду детей с ЗПР в условиях д/сада наряду с общими задачами трудового обучения и воспитания стоят также специфические, вытекающие из особенностей развития этих детей и направленные на коррекцию недостатков их мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Специальными задачами должны стать развитие мелкой моторики рук и совершенствование пространственных представлений. Большое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов воспитанников в плане трудовой деятельности, ознакомлению их с трудом взрослых.
Важным также является максимальное привлечение к занятиям по обучению труду знаний и практических умений детей, приобретаемых на других занятиях, т.к. дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же материала в различных аспектах, в неоднократном его закреплении.
Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической деятельности детей, направленной на изготовление общественно полезных изделий.
Основными задачами обучения
изобразительному искусству
При
формировании изобразительной
4.
Понятие об интеграции.
Виды интеграции ребёнка
с ЗПР в образовательное
пространство.
Интеграция - это специальной педагогики, интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонениями в развитии остается под её патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при ДОУ комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь. Процесс интеграции – он ориентирует профессионалов на смещение акцентов в коррекционно-педагогической работе с детьми. Объектом педагогического воздействия становится личность ребенка, а не имеющееся у него нарушение. И все дети, без исключения, могут обучаться в ситуации общеобразовательного учреждения, где для них должны быть созданы специальные условия, удовлетворяющие их витальным и образовательным потребностям.
В силу распространенности задержки психического развития у детей и слабости ранней диагностики большая часть из них находится в ситуации спонтанной интеграции. Она выражается в физическом присутствии ребенка в группе нормально развивающихся сверстников, когда ни ребенок, ни педагог не получают никакой профессиональной поддержки. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь воспитательный процесс в целом.
Многолетние
наблюдения и исследования проблем,
связанных с коррекционной
Первое и основное — для успешной интеграции ребенка в общество необходимо отладить механизм раннего выявления имеющихся у детей отклонений. Только выявляя проблемы ребенка и имеющийся у него потенциал развития, можно определить пути его психолого-педагогической и медико-социальной поддержки.
Информация о работе Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости