Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР
Объект: дети с ЗПР подготовительной группы
Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР
Задачи:
1.Выявить основные подходы к проблеме изучения особенностей детей с ЗПР
2.Изучить диагностику трудностей обучения при ЗПР
3.Проанализировать типовую программу коррекционного обучения детей с ЗПР
4.Определить методы интеграции детей с ЗПР

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе. …………………………………………………………………………...5
2. Диагностика трудностей обучения при задержке психического развития. Индивидуализация и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18
3.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа)…………………22
4. Понятие об интеграции. Виды интеграции ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

моя кусовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Второе — это наличие возможности решать проблемы ребенка вариативными способами. Обе системы — и дифференцированного, и интегрированного обучения — имеют право на равноправное существование, как и ряд переходных и промежуточных форм.

Третье  — предпочтение того или иного вида обучения должно базироваться на сознательном выборе конкретного учреждения, учитывающем образовательную концепцию учреждения, квалификацию персонала, материальные условия и качество работы учреждения.

Внедряя интегрированные модели в практику работы дошкольных учреждений, нужно помнить, что наличие проблемных детей в группе смещает акценты с развития познавательной деятельности на личностное развитие ребенка. Воспитатели и педагоги, работающие в такой группе, должны быть готовы к тому, что им будет нужно формировать личностно значимые навыки, как у проблемного ребенка, так и у его нормально развивающихся сверстников. К таким навыкам могут быть отнесены: способности ребенка воспринимать и оценивать себя как личность, умение осознавать и выражать собственные чувства и желания, навыки сотрудничества, умение принимать конструктивные решения, сопереживать и сорадоваться, испытывать чувство общности с группой, соблюдать правила бесконфликтного поведения и воспитывать умение идти на компромисс.

При этом количество детей не может превышать 10 в младшей группе и 15 в старшей  и подготовительной группе. В такой  группе наряду с воспитателями должны работать педагог-дефектолог, учитель-логопед и детский психолог.

Но главное  состоит в том, что весь педагогический коллектив должен владеть методами коррекционно-педагогического воздействия и психологического центрирования на ребенке. Только при таком подходе ребенок будет ощущать себя значимым субъектом, который способен развивать и реализовывать свои способности и возможности.

   В интеграционном процессе хорошо зарекомендовали себя дошкольные учреждения комбинированного типа. В них имеются как профильные дошкольные группы — диагностические, коррекционные, — так и смешанные, в которых воспитываются и дети с различными отклонениями в развитии, в том числе и дошкольники с ЗПР. Поскольку детей с этим отклонением относительно много в детской популяции, такие группы легко комплектуются. Но детей с задержкой развития в них должно быть не более четверти от состава группы. Их присутствие в группе активизирует всю коррекционно-развивающую работу в целом. А для детей с ЗПР значимым оказывается пример сверстников, который для них при правильно организованной педагогической работе является ориентиром и эталоном для подражания.

Родственники  детей, посещающих интегрированную  группу, являются полноправными членами  педагогического коллектива и принимают  на себя всю полноту ответственности за успешность коррекционно-педагогического воспитания.

Теория  и практика интегрированных дошкольных групп и учреждений для детей с ЗПР нуждается в дальнейшей разработке как в психолого-педагогическом, так и в организационно-методическом аспекте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Заключение.

  Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) - одно из приоритетных направлений в исследовании проблемы обучаемости.

  Задержка  психического развития (ЗПР)- это  нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

  Неуспеваемость, и особенно если она проявляется в начальных классах, существенно затрудняет овладения ребенком обязательной школьной программой. Ведь именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующие учение и практическая деятельность. Отсутствия этого фундамента не владения начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

     У детей с ЗПР есть недостатки  и в мыслительной деятельности. Это отчётливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач; в овладении навыками письма и чтения.

    Важным условием успешного решения  интеллектуальных задач является  овладение основными мыслительными  операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением.  Готовность к школьному обучению включает в себя определённый уровень речевого развития: правильное звукопроизношение; способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя.

Литература 

1. Актуальные  проблемы диагностики задержки  психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982. 

2.  Астапов   В.М.   Введение   в   дефектологию   с   основами   нейро-   и патопсихологии,-М.,1994 

3. Специальная дошкольная педагогика./Под ред.Е.А. Стребелевой.- М.: Академия, 2002. 

4.  Божович Л.К. Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968. 

5.  Винокуров  Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно психических нарушений у детей и подростков.-Кострома.1994. 

6.   Власова Т.А Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии -М.,1993.  

7. Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971. 

8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993. 

9. Дьячко  А.И. Аномальные дети и особенности  их обучения и воспитания -М.,1969.  

10. Мастюкова Е.А. Лечебная педагогика. — М., 1997. 

11. Организация  обучения и воспитания детей  с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста. — М., 1993. 

12. Коррекционная педагогика. Учебное пособие./Под ред. Б.П. Пузанова.- М. Академия,1999. 

13. Основы  коррекционной педагогики./Под ред. А.Д. Гонеева.- М. Академия, 1999. 

15. Типовая  программа коррекционного обучения  детей с задержкой психического  развития в подготовительной группе детского сада. — М.,

1989. 

16. Специальная педагогика./Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: Академия, 2002.

17.Журнал: Психологическая наука и образование (№3/2009) 

Авторы: Захарова А. В. Профили обучаемости детей-сирот  с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе 
 

     18.Н.Ю.Борякова. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 
 
 
 

      1. Ульенкова, У.В. Экспериментальное  изучение формирования саморегуляции  в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Ульенкова У.В., Кисова В.В .// Дефектология. - 2001.- № 1. - С. 26 -3 3.

4 Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития  [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.

16. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий // Дефектология. - 2000.-№ 4. - С. 36 - 34.

Информация о работе Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости