Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР
Объект: дети с ЗПР подготовительной группы
Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР
Задачи:
1.Выявить основные подходы к проблеме изучения особенностей детей с ЗПР
2.Изучить диагностику трудностей обучения при ЗПР
3.Проанализировать типовую программу коррекционного обучения детей с ЗПР
4.Определить методы интеграции детей с ЗПР
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе. …………………………………………………………………………...5
2. Диагностика трудностей обучения при задержке психического развития. Индивидуализация и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18
3.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа)…………………22
4. Понятие об интеграции. Виды интеграции ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Второе — это наличие возможности решать проблемы ребенка вариативными способами. Обе системы — и дифференцированного, и интегрированного обучения — имеют право на равноправное существование, как и ряд переходных и промежуточных форм.
Третье — предпочтение того или иного вида обучения должно базироваться на сознательном выборе конкретного учреждения, учитывающем образовательную концепцию учреждения, квалификацию персонала, материальные условия и качество работы учреждения.
Внедряя интегрированные модели в практику работы дошкольных учреждений, нужно помнить, что наличие проблемных детей в группе смещает акценты с развития познавательной деятельности на личностное развитие ребенка. Воспитатели и педагоги, работающие в такой группе, должны быть готовы к тому, что им будет нужно формировать личностно значимые навыки, как у проблемного ребенка, так и у его нормально развивающихся сверстников. К таким навыкам могут быть отнесены: способности ребенка воспринимать и оценивать себя как личность, умение осознавать и выражать собственные чувства и желания, навыки сотрудничества, умение принимать конструктивные решения, сопереживать и сорадоваться, испытывать чувство общности с группой, соблюдать правила бесконфликтного поведения и воспитывать умение идти на компромисс.
При этом количество детей не может превышать 10 в младшей группе и 15 в старшей и подготовительной группе. В такой группе наряду с воспитателями должны работать педагог-дефектолог, учитель-логопед и детский психолог.
Но главное
состоит в том, что весь педагогический
коллектив должен владеть методами
коррекционно-педагогического
В интеграционном процессе хорошо зарекомендовали себя дошкольные учреждения комбинированного типа. В них имеются как профильные дошкольные группы — диагностические, коррекционные, — так и смешанные, в которых воспитываются и дети с различными отклонениями в развитии, в том числе и дошкольники с ЗПР. Поскольку детей с этим отклонением относительно много в детской популяции, такие группы легко комплектуются. Но детей с задержкой развития в них должно быть не более четверти от состава группы. Их присутствие в группе активизирует всю коррекционно-развивающую работу в целом. А для детей с ЗПР значимым оказывается пример сверстников, который для них при правильно организованной педагогической работе является ориентиром и эталоном для подражания.
Родственники детей, посещающих интегрированную группу, являются полноправными членами педагогического коллектива и принимают на себя всю полноту ответственности за успешность коррекционно-педагогического воспитания.
Теория
и практика интегрированных дошкольных
групп и учреждений для детей с ЗПР
нуждается в дальнейшей разработке как
в психолого-педагогическом, так и в организационно-методическом
аспекте.
Заключение.
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) - одно из приоритетных направлений в исследовании проблемы обучаемости.
Задержка психического развития (ЗПР)- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Неуспеваемость, и особенно если она проявляется в начальных классах, существенно затрудняет овладения ребенком обязательной школьной программой. Ведь именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующие учение и практическая деятельность. Отсутствия этого фундамента не владения начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
У детей с ЗПР есть недостатки и в мыслительной деятельности. Это отчётливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач; в овладении навыками письма и чтения.
Важным условием успешного
Литература
1. Актуальные
проблемы диагностики задержки
психического развития детей / Под ред.
К.С.Лебединской. — М., 1982.
2. Астапов
В.М. Введение в дефектологию
с основами нейро- и патопсихологии,-М.,1994
3. Специальная
дошкольная педагогика./Под ред.Е.А. Стребелевой.-
М.: Академия, 2002.
4.
Божович Л.К. Личность и ее формирование
в детском возрасте. 1968.
5. Винокуров
Л.Н. Основы педагогической диагностики
и профилактики нервно психических нарушений
у детей и подростков.-Кострома.1994.
6.
Власова Т.А Певзнер М.С. О детях
с отклонениями в развитии -М.,1993.
7. Дети
с временными задержками развития./ Под
ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва,
“Педагогика“,1971.
8. Марковская
И.Ф. Задержка психического развития
у детей. Клиническая и нейропсихологическая
диагностика. — М., 1993.
9. Дьячко
А.И. Аномальные дети и
10. Мастюкова
Е.А. Лечебная педагогика. — М., 1997.
11. Организация
обучения и воспитания детей
с задержкой психического развития.
Сборник документов, регламентирующих
работу по обучению и воспитанию детей
с ЗПР дошкольного и школьного возраста.
— М., 1993.
12. Коррекционная
педагогика. Учебное пособие./Под ред.
Б.П. Пузанова.- М. Академия,1999.
13. Основы
коррекционной педагогики./Под ред.
А.Д. Гонеева.- М. Академия, 1999.
15. Типовая
программа коррекционного
1989.
16. Специальная педагогика./Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: Академия, 2002.
17.Журнал: Психологическая
наука и образование (№3/2009)
Авторы: Захарова
А. В. Профили обучаемости детей-
18.Н.Ю.Борякова.
Клиническая и психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР.
1.
Ульенкова, У.В.
4 Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.
16. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий // Дефектология. - 2000.-№ 4. - С. 36 - 34.
Информация о работе Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости