Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР
Объект: дети с ЗПР подготовительной группы
Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР
Задачи:
1.Выявить основные подходы к проблеме изучения особенностей детей с ЗПР
2.Изучить диагностику трудностей обучения при ЗПР
3.Проанализировать типовую программу коррекционного обучения детей с ЗПР
4.Определить методы интеграции детей с ЗПР

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе. …………………………………………………………………………...5
2. Диагностика трудностей обучения при задержке психического развития. Индивидуализация и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18
3.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа)…………………22
4. Понятие об интеграции. Виды интеграции ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

моя кусовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

      «Специальная  детская психология» 

на тему:

Задержка  психического развития  в  контексте проблемы обучаемости 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………...3 

1.Проблема обучаемости  детей с ЗПР и особенности  готовности детей с ЗПР к  школе. …………………………………………………………………………...5 

2. Диагностика  трудностей обучения при задержке  психического развития. Индивидуализация  и дифференциация заданий для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..18 

3.Типовая  программа коррекционного обучения  детей с задержкой психического  развития (подготовительная к школе  группа)…………………22 

4. Понятие  об интеграции. Виды интеграции  ребёнка с ЗПР в образовательное пространство……………………………………………….…25

Заключение……………………………………………………………………….27

Литература……………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) - одно из приоритетных направлений в исследовании проблемы обучаемости. ЗПР трактуется как замедленное и асинхронное развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

  Клиническое изучение детей данной категории позволяет установить этиологию и клинические варианты различных форм данной аномалии. Причины ЗПР анализировались такими исследователями как М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Все они констатируют связь между ЗПР и резидуальным состоянием после перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточности головного мозга.

Цель: рассмотрение проблемы обучаемости детей с ЗПР

Объект: дети с ЗПР подготовительной группы

Предмет: психолого-педагогическая коррекция обучения детей с ЗПР

Задачи:

1.Выявить  основные подходы к проблеме  изучения особенностей детей  с ЗПР

2.Изучить  диагностику трудностей обучения  при ЗПР

3.Проанализировать  типовую программу коррекционного  обучения детей с ЗПР

4.Определить  методы интеграции детей с  ЗПР

  Психолого-педагогические исследования известных ученых выявили особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, что позволило разработать принципы, содержание воспитания и обучения, коррекции психического развития (С.Г.Шевченко, Т.П.Лубовский, Н.Ю.Борякова, Т.П.Артемьева, Т.В.Егорова, Н.А.Цыпина и др.).

Специальная педагогика и психология располагают  рядом исследований, посвященных  ЗПР:

- памяти (Т.В.Егорова, Н.Г.Поддубная, В.Л.Подобед);

- речи (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, Р.Д.Тригер);

- мышления (Т.В.Егорова, С.А.Домишкевич, Т.В.Розанова, У.В.Ульенкова);

- игровой деятельности (Е.С.Слепович);

- учебной деятельности (С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова);

- личности (Е.Е.Дмитриева, Е.Н.Васильева);

- вниманию (М.С.Певзнер, Г.И.Жаренкова, В.А.Пермякова).

Отмечая, что дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности  усваивать предусмотренные программой знания, исследователи (Т.В.Власова, В.И.Лубовский и др.) указывали на необходимость создания комплекса условий соответствующих развитию определенного уровня интеллектуально-эмоциональной готовности к школьному обучению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Проблема обучаемости детей с ЗПР и особенности готовности детей с ЗПР к школе.

     Понятие «задержка психического  развития» (ЗПР) употребляется  по отношению к детям с минимальными  органическими повреждениями или  функциональной недостаточностью  ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны:

     • незрелость эмоционально-волевой  сферы и недоразвитие познавательной  деятельности, имеющей свои качественные  особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов;

     • медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем;

    • отставание в речевом развитии (недостатки произношении ограниченность словаря);

    • недостатки в развитии эмоционально-волевой  сферы, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой;

    • недостатки моторики, затруднения  в координации движений, проявления  гиперактивности;

    • неравномерность, мозаичность  проявлений недостаточности развития.

     Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения.

   

    Психолого-педагогический аспект изучения дошкольников с ЗПР- сравнительно новый в специальной психологии. Однако же накоплены данные об усугублении дефектов психического развития этих детей под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий.

  При анализе зарубежной литературы можно выделить четыре разных подхода к проблеме изучения детей интересующей нас категории.

   Первый подход широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответственно в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении. Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам,- от поражений центральной нервной системы и дефектов анализаторов до педагогической запущенности.

   Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящие к ограничению сенсорного опыта ребёнка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий неблагоприятных условий, определяются как «неприспособленные», педагогически запущенные.

  С таких позиций рассматривается обучение детей, отстающих в развитии, в Англии и США.

  Третий подход представляют дефектологи Германии, определяющие группу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания как детей с нарушениями поведения. Учение в этом случае рассматривается как форма поведения, являющаяся ведущей для данного возраста.

  И наконец, четвёртый подход связан с разработкой психиатрами, психоневрологами и психологами США концепций, предложенной А.Штраусом. Согласно этой концепции, всё разнообразие форм отставания в развитии, проявляющегося в трудностях обучения, оказывается связанным с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребёнка. Детей этой категории называют детьми с минимальными повреждениями мозга.

  В подходе к задержке психического развития российских дефектологов учитываются разные аспекты этой проблемы. 

  Задержка психического развития (ЗПР)- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

    Дети с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми, отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.

    У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

    Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной задержкой психического развития всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

    Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога. 

  Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны Т.А.Власовой и М.П.Певзнер. Интенсивное и многоплановое изучение проблем ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных.

   Результаты этих исследований привели к мысли, что у стойко неуспевающих учащихся разные причины возникновения неуспеваемости, различные психологические особенности её проявления.

    Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности.

     Неуспеваемость, и особенно если она проявляется в начальных классах, существенно затрудняет овладения ребенком обязательной школьной программой. Ведь именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующие учение и практическая деятельность. Отсутствия этого фундамента не владения начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемость, установить какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

    Недостаточное знание детей с ЗПР и непонимание их особенностей учителями массовой школы, неумение справиться с ними нередко приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «глупыми», «бестолковыми». Всё это приводит к возникновению у детей с ЗПР отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит своё выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате подобный ребёнок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.

Информация о работе Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости