Проблемы психического развития в трудах А.Н.Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие психики - это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………...3
§1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву…. 4
§2.Стадии развития психики…………………………………………..9
2.1.Новорожденность и младенчество…………………………9
2.2.Ранний возраст……………………………………………...11
2.3.Дошкольный возраст…………………………………….…13
2.4.Младший школьный возраст………………………………15
2.5.Подростковый возраст и начало юности…………………17
2.6.Акмеологический период развития……………………….19
2.7.Период геронтогенеза……………………………………...20
Заключение ……………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

рефер по псих разв.docx

— 48.00 Кб (Скачать)

     МИНОБРНАУКИ Российской Федерации

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Омский государственный педагогический университет»

     (Филиал  ОмГПУ в г. Таре)

     Кафедра педагогики и социальной психологии 
 
 
 

     Реферат

     Проблемы  психического развития в трудах А.Н.Леонтьева 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                 студентка 2 курса з/о

                                                 профиля «Практическая

                                                 психология в  образовании»        

                                                 Антропова Е.С.

                                                 Проверила:

                                                 старший преподаватель

                                                 Ривера А.И.

       
 

     Тара - 2012

     Содержание  

Введение  ………………………………………………………………...3

§1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву…. 4

§2.Стадии развития психики…………………………………………..9

    2.1.Новорожденность и младенчество…………………………9

    2.2.Ранний возраст……………………………………………...11

    2.3.Дошкольный возраст…………………………………….…13

    2.4.Младший школьный возраст………………………………15

    2.5.Подростковый возраст и начало юности…………………17

    2.6.Акмеологический период развития……………………….19

    2.7.Период геронтогенеза……………………………………...20

Заключение  ……………………………………………………………21

Список  литературы…………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически  ни одного выдающегося психолога, занимавшегося  проблемами общей психологии, который  бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие  всемирно известные ученые, как В. Штерн, , 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.[4].

     Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает  в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в  процессе активного его отражения.

     Развитие  психики - это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

     Как и всякое явление в природе, психика  имеет свою историю развития и  законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно  прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема[1].

     Развитие  человека представляет непрерывную  динамику изменений. Эти изменения  особенно очевидны при сравнении  младенца, школьника, взрослого человека и старика.  

     §1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву.

      С незапамятных времён человек  замечал различия в строении  и  поведении животных, умел отличать  их  от  себе  подобных  существ.  Он  заметил,  что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне,  так и по их поведению. Вероятно, основываясь на  этом,  учёными до  середины  17 века  полностью  отрицалась  общность  человека  и  животного.  С  развитием медицины  и  анатомии  в  18  веке  общность  анатомического  строения  была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. В  чём  же  дело?  Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.

      Психика -  свойство  высокоорганизованной  материи  мозга  субъективно

отражать  действительность.

      Как и всякое явление в природе,  психика имеет свою историю  развития  и

законы, по которым это  развитие  происходило.  Развитие  было  долгим,  оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до  высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

      1) филогенез - историческое развитие (охватывает весь  процесс  эволюции вида, более глобальная);

      2) онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная

и короткая для определённой особи);

Психика  развивается по   биологическим    законам,    т.е.    развитие    идёт    по    ступеням усовершенствования.

      Элементарная сенсорная психика.  Этот  первый  этап  развития  психики

представил  русский психолог А.Н.Леонтьев. Как  представляется мир для  нас  с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений  друг к  другу. А   животные,  обладающие  элементарной   сенсорной   психикой, представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и  элементов,   от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей[3].

      На низшем этапе  эволюции  такому  уровню  отражения действительности сетевидная  (как у кишечнополостных)  нервная система,  а на  высшем   - ганглиозная (узловая,  как у насекомых).  В качестве  примера рассмотрим поведение  паука.  На  первый  взгляд  оно  кажется  наблюдателю   настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает  жертву, опутывает  её  и  затем  съедает),  что  приходится  лишь  восхищается   его способностям. Но эту точку  зрения  легко  опровергнуть.  Бросим  в  паутину маленький   камушек.   Паук,   почувствовав   вибрацию   сети,    немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот  опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или  что-то  иное  вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и  пытаться  с  ней

расправиться. Мы наблюдаем абсолютно  бессмысленное  поведение  паука.  Т.е. психика  паука  работает  по  элементарной  схеме:  в  ответ  на  конкретный раздражитель  непосредственно   следует   конкретная   реакция,   специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы  имеем  дело с инстинктивным поведением, которое зародилось  на  этом  этапе  развития  и является для него основным[3].

      Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии  животные  видят мир в форме образов целостных вещей и их  соотношений  друг  к  другу.  Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной  системы.

Наряду  с инстинктами, основную роль  начинают  играть  определённые  навыки, усвоенные в  период  жизни  особи.  На  высших  этапах  развития  можно  уже говорить о простейшем интеллекте.

      Инстинкты. На данном и предыдущем  этапах они играют определяющую  роль в поведении животного. Какими бы сложными  не  казались  нам  инстинкты,  их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они только  тогда, когда соблюдены в определённом порядке  все  внешние  условия.  Животные  не могут  рассмотреть  и  среагировать  на  целостную  ситуацию,  они  способны произвести элементарный анализ отдельных  её  элементов.  В  зависимости  от результата активизируются инстинкты.

      Инстинкт - автоматическое  поведение,  целесообразное  в  определённых

условиях.

      Навыки. Известно, что инстинкты   основаны  на  безусловных   рефлексах.

Навыки  же основываются  на  приобретенных,  условных  рефлексах.  Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для  их решения  нужно  добавить  к  «встроенным»   в  психику  «программам»  новые, выученные, основанные  на  собственном  жизненном  опыте.  Навыки  позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может  более  или менее успешно реагировать. Но  и  навыки  не  лишены  недостатков.  Животные

приобретают их слишком медленно,  за  это  время  ситуация  может  изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой  возможности  не представится - смерть.

      Интеллект.  Как  выглядит  интеллектуальное  поведение  обезьян  очень

наглядно  описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им  неоднократно повторялись,  уточнялись  и совершенствовались,   поэтому   их   результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.

      Итак, на потолке клетки с шимпанзе  подвешен банан  так,  что   шимпанзе

не может  никак дотянуться или допрыгнуть  до  банана.  Она  довольно  быстро прекращает  бесплодные  попытки  и  пытается  найти  другой  способ  решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав,  обезьяна  переставляет ящик под банан, взбирается на него и с  лёгкостью  достаёт  пищу.  Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну  и  ту же концепцию рассудочного поведения:

1) отсутствие  длительных безрезультатных действий;

2) после  обнаружения верного  решения   вся  операция  проходит   как

единый  целостный акт;

3) найденное  решение потом всегда применяется  в аналогичных случаях;

4) животные  действуют подобным образом не  только на экспериментах,  но  и  в их естественных условиях[2].

      Леонтьев назвал такую деятельность  двухвазной:  сначала идёт  процесс

подготовления  (1  фаза),  затем процесс осуществления (2   фаза).   Этим

подтверждается  вывод  Леонтьева  и  Фабрина  о том,  что уровень развития

психики можно  определять  по  уровню  развития  органов  манипулирования  с предметами.  Естественно,  что  шимпанзе   с   более   развитыми   передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для  осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

      Главные отличия даже  самых   сообразительных  обезьян   от  первобытных людей состоит в следующем:

1) животные  используют орудия, случайно попавшиеся  на глаза;

2) они  не предвидят и не планируют  их использование в будущем;

3) использованное  в данной ситуации орудие теряет всякое  значение  в любой другой ситуации;

4) животные  не сохраняют использованных  орудий, они лишь накапливают   навыки пользования ими[6].

      Итак, остановимся на этом  при   анализе  развития  психики   животного.

Можно сделать вывод, что даже самая  наисообразительнейшая  обезьяна  никогда (во всяком случае, в обозримом будущем) не  смастерит себе  ножа,  не  будет носить его с собой и не построит  дом.  Т.е.  ни  одна  обезьяна  не  станет человеком и из-за несовершенства  развития  нервной  системы  и  психики  не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это,  с  моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина  о  происхождении  человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.

      Хотя  возникновение  человеческой  психики  является  частью  развития

животного  мира,  психика  человека  существенно   отличается   от   психики

Информация о работе Проблемы психического развития в трудах А.Н.Леонтьева