Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, реферат
Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие психики - это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Введение ………………………………………………………………...3
§1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву…. 4
§2.Стадии развития психики…………………………………………..9
2.1.Новорожденность и младенчество…………………………9
2.2.Ранний возраст……………………………………………...11
2.3.Дошкольный возраст…………………………………….…13
2.4.Младший школьный возраст………………………………15
2.5.Подростковый возраст и начало юности…………………17
2.6.Акмеологический период развития……………………….19
2.7.Период геронтогенеза……………………………………...20
Заключение ……………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………...22
МИНОБРНАУКИ Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(Филиал ОмГПУ в г. Таре)
Кафедра
педагогики и социальной психологии
Реферат
Проблемы
психического развития
в трудах А.Н.Леонтьева
Тара - 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………...3
§2.Стадии развития психики…………………………………………..9
2.1.Новорожденность и младенчество…………………………9
2.2.Ранний возраст……………………………………………...11
2.3.Дошкольный возраст…………………………………….…13
2.4.Младший школьный возраст………………………………15
2.5.Подростковый возраст и начало юности…………………17
2.6.Акмеологический период развития……………………….19
2.7.Период
геронтогенеза……………………………………...
Заключение ……………………………………………………………21
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Наука
о психическом развитии зародилась
как ветвь сравнительной
Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие психики - это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема[1].
Развитие
человека представляет непрерывную
динамику изменений. Эти изменения
особенно очевидны при сравнении
младенца, школьника, взрослого человека
и старика.
§1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву.
С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом, учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. В чём же дело? Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.
Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно
отражать действительность.
Как и всякое явление в
законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:
1) филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальная);
2) онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная
и короткая для определённой особи);
Психика развивается по биологическим законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.
Элементарная сенсорная
представил русский психолог А.Н.Леонтьев. Как представляется мир для нас с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой, представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей[3].
На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем - ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться с ней
расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным[3].
Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы.
Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте.
Инстинкты. На данном и
Инстинкт - автоматическое поведение, целесообразное в определённых
условиях.
Навыки. Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах.
Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные
приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть.
Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень
наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.
Итак, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе
не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения:
1) отсутствие
длительных безрезультатных
2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как
единый целостный акт;
3) найденное
решение потом всегда
4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях[2].
Леонтьев назвал такую
подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим
подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития
психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.
Главные отличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит в следующем:
1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;
2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;
3) использованное в данной ситуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации;
4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают навыки пользования ими[6].
Итак, остановимся на этом при анализе развития психики животного.
Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае, в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.
Хотя возникновение человеческой психики является частью развития
животного мира, психика человека существенно отличается от психики
Информация о работе Проблемы психического развития в трудах А.Н.Леонтьева