Проблемы психического развития в трудах А.Н.Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие психики - это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………...3
§1. Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву…. 4
§2.Стадии развития психики…………………………………………..9
2.1.Новорожденность и младенчество…………………………9
2.2.Ранний возраст……………………………………………...11
2.3.Дошкольный возраст…………………………………….…13
2.4.Младший школьный возраст………………………………15
2.5.Подростковый возраст и начало юности…………………17
2.6.Акмеологический период развития……………………….19
2.7.Период геронтогенеза……………………………………...20
Заключение ……………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

рефер по псих разв.docx

— 48.00 Кб (Скачать)

животного.  Ведущую  роль  в  развитии  человеческой   психики   играют   не

биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы  подошли  к самому   важному   вопросу:   как   возникла    высшая    форма    отражения действительности - человеческое сознание.

      Сознание - высшая интегрирующая  форма психики, результат  исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

      Важнейшим условием появления   человека  разумного  был   стадный  образ жизни. Это и дало толчок к развитию  сознания  и мышления  -  высших  форм понимания,  осмысления   и   отражения   действительности.   В   первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться  с  себе подобными. Это дало  возможность передать  однажды приобретенный опыт  от одной  особи  к  другой,  в  то  время  как ни  одно  животное  не  обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У  животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же  приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки  усваивали  навыки  предков, таким образом, они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и  вместе  с  их развитием  развивался  их  интеллект,  мышление,  сознание.   В   частности, развитию мышления способствовало развитие  в  результате  постоянного  труда членораздельной речи.

      Появление и совершенствование  труда  повлекло  и  другие  изменения  в

человеческой  психики: для  успешного  труда  человек  должен  поставит  себе цель, представлять конечный результат.  Так  развиваются  воля,  обостряется память. В процессе труда человек работает  какими-то  частями  своего  тела, конечностями - развивается точная координация движений, внимание, зоркость.

      Таким образом,  в  результате  непрерывного  и  долговременного   труда

выковывались  все без исключения стороны психики  человека. Все  перечисленные процессы   стали   контролироваться   сознанием,   стали   сознательными   и управляемыми[2].

      Итак, именно труд создал человека, выделил его  из  животного   мира  и

возвысил  над животным царством. 

     §2.Стадии развития психики.

     Развитие  психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Существует  весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность  и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ранний возраст (преддошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологический период, период геронтогенеза.

     2.1.Новорожденность (0-2 мес.) и младенчество (2 мес.-1 г).

     Рождение  ребенка, по убеждению специалистов,- главенствующий процесс нашей жизни. В постнатальный период происходит коренное изменение жизни ребенка, связанного с физическим отделением от материнского организма. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма [5].

     Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой  внешней среде обитания. Ребенок  рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные, вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена.

     Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок  сохраняет прежнюю эмбриональную  позу, сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность ребенка в  значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище. Тем не менее, стадия новорожденного является первой стадией, на которой  начинает формироваться поведение  в виде простейших актов, а самое  главное - особенно интенсивно формируется  сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны губ, щек, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы.

     По  истечении 2-3 недель при нормальном развитии появляется комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем  перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Начиная с этого возрастного периода, в развитии человека отчетливо прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

     Младенчество - сенситивный период становления  эмоционального общения ребенка  с матерью. Считается, что это  время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный контакт) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в  целом.

     В младенческом возрасте до 4 месяцев  интенсивно развивается сенсорная  сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. На смену рефлекторной активности голосообразующих органов приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, представляет новый прогрессивный способ общения с взрослым [4].

     «Младенчество является решающим периодом познавательного  развития - в это время ребенок  может многое приобрести, но и многое потерять. Потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго»[1].

     2.2.Ранний возраст (1-3 года).

     Этот  период характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, то есть происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как: владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами – это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействия с взрослыми, но и самостоятельно.

     На  этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им, прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все более становится включенной в деятельность, чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. В этой стадии особенность игры ребенка является отсутствие воображаемой ситуации в игре. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит формирование мыслительных функций (наглядно-действенное мышление). К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. Ребенок старается выполнять все больший круг известных действий. К этому же периоду относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития "Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности, стремление к самостоятельности - "Я сам". Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

     Ребенок на этой стадии проявляет негативизм - непослушание, упрямство. Это некое испытание силы «Я» каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. Ребенок ведет борьбу за свое место, за свое психологическое пространство с явно превосходящими его силу взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чувствует, взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он взрослых. Считается, что тогда-то и осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. Если родители постоянно наказывают ребенка за совершение поступка, то в сознании ребенка мысль о возможном наказании возникает не до, а после совершения проступка. Опережающего самоконтроля не появится. Это почва для появления чувства унижения и стыда, разрушающих представление о целостности «Я». С появлением образа "Я" связано и формирование в этом возрасте берновской жизненной установки индивида по отношению к себе, связанной с самооценкой: "Я +/-". По Э. Эриксону [35], в этом периоде в связи с приучением ребенка к самостоятельному контролю физиологических отправлений, требующим проявления им "автономной воли", формируются такие личностные черты, как автономия, самостоятельность, в дальнейшем перерастающие в ответственность и уверенность в себе (позитивный вариант) либо зависимость, неуверенность, стыдливость (негативный вариант, лежащий в основе развития комплекса неполноценности)[5].

     Этот  возрастной период заканчивается кризисом трех лет. Л.С.Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1)негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого; 2)упрямство - ребенок настаивает на чет-то потому, что он этого потребовал; 3)строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до 3 лет; 4)своеволие – проявление инициативы собственного действия; 5)протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6)симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7)деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует[4].Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех деятельности) и признание (оценка взрослого). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план.

     2.3.Дошкольный возраст (3-7лет).

     В дошкольном возрасте интересы ребенка  перемещаются от мира предметов к  миру взрослых людей. Ребенок впервые  психологически выходит за рамки  семьи. Взрослый начинает выступать  не только как конкретное лицо, но и  как образ. Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок - общественный взрослый», который является носителем  общественных функций.

     В этом периоде ускоряются темпы социализации, начинается осознавание "социального Я" и формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов). Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в коллективной деятельности (игровой, затем учебной). На основе накапливающегося в процессе социализации коммуникативного опыта происходит формирование берновской жизненной установки по отношению к социуму: "Они +/-". Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в ролевой игре. Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой символический, моделирующий тип деятельности. Игра это эмоционально насыщенная деятельность. Мотив игры лежит в самом игровом процессе. В отличие от предыдущего периода и манипулятивных игр сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль – роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Эти сюжетные игры называют ролевыми; у ребенка интенсивно работает механизм подражания и воображения[5].

     Другой  важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются  черты характера. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке и в это же время идет процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей[6].

Информация о работе Проблемы психического развития в трудах А.Н.Леонтьева